Организация на уроках математики педагогической поддержки самостоятельной работы обучающихся

В традиционной системе воспитания реакция педагогов на проблемы школьников имеет, в основном, стихийный, ситуативный характер. Учителя в большинстве случаев реагируют только на внешне проявляющиеся действия и поступки учеников и выступают, как правило, в роли «скорой помощи»: наказание драчунов, наставления по поводу внешнего вида, манер, вызов родителей, жалобы классному руководителю, а в крайних случаях это даже разбирательства с применением совета школы, совета общественности и других организаций подобного типа. Во внимание не берутся особенности психики и стрессогенная обстановка, которая приводит детскую психику в шок.
Такого рода деятельность педагогов грешит односторонностью и, как правило, носит характер вмешательства. Помощь, проявляющаяся как вмешательство, исключает активное участие другого субъекта взаимодействия (ребенка) и потому непродуктивна. Внутренний конфликт, душевная рана, вызвавшие к жизни то или иное детское ЧП (чрезвычайное происшествие), как правило, игнорируются педагогом. В результате, у учащегося возникает потребность защититься от учителя, приспособиться к ситуации, спрятав подальше свое «я», чтобы оно осталось индивидуально, таким, которое обеспечивает комфортное состояние его жизнедеятельности.
Вот почему педагогическая система имеет дело не только с внешними проявлениями, но и с его внутренними мотивами, устремлениями, потребностями. И задача педагога состоит в поиске средств и способов, позволяющих ребенку раскрыть личностный потенциал, а для этого понять проблемы ребенка, не навязывая ему свое их видение.
Именно в этом и заключается необходимость создания педагогической поддержки учащихся в школе.
Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижение в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.
Но в настоящее время одним из ведущих принципов построения современной образовательной системы является дифференциация образования, ставшая средством решения задачи удовлетворения интересов, склонностей и потребностей учащихся, стимулом развития их творческой активности. В последнее время отмечается тенденция увеличения числа школ и классов гуманитарного направления. В этих условиях имеет место ослабление интереса учащихся к предметам математического цикла.
И поэтому, сегодня школа предъявляет особые требования к развитию адаптивных способностей развивающейся личности, умению использовать собственные ресурсы и возможности взаимодействия с другими для достижения успеха и конкурентоспособности в будущей жизнедеятельности.
Но особенно недостаток педагогической поддержки заметен на уроках математики, так как у наших учеников неодинаковые способности, и успехи у них будут неодинаковы. Многие ученики с обычными математическими способностями равнодушны к ней. Значит, нужна целенаправленная, планомерная систематическая работа по развитию способностей у всех учеников. Работа по развитию общих умений в решении любых задач, в том числе задач творческих, по формированию у ребят эвристических приёмов и интуитивного мышления.
Но так как в процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся.
Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником. Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, в том числе и на уроках математики, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Учителю на уроках математики необходимо опираться на самостоятельную работу учеников, самостоятельное рассуждение, умозаключение.
Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает учителю для выяснения способностей учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы как представление цели работы ее выполнение, проверка, исправление ошибок.
То есть речь идёт о том, чтобы выявить и устранить препятствия, мешающие успешному самостоятельному продвижению ребёнка в образовании. Важным является повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образования в вопросах осуществления педагогической поддержки на уроках математики.
Но усвоение математических знаний имеет свои особенности:
Первая особенность усвоения математики связана с пониманием изучаемого материала. Вторая особенность усвоения математики связана с соотношением старых знаний и новых. Третья особенность-необходимость овладение специфическим математическом языком (как устным, так и письменным), специфическими методами изображения математических объектов и умение переходить от специфической формы кодирования математической информации к ее естественному толкованию.
Так же при изучении математики большинство учащихся испытывают разного рода трудности, которые все могут быть разделены на три большие группы:
а) трудности, связанные с незнанием математических понятий;
б) трудности, связанные с несформированностью практических навыков;
в) трудности пространственного восприятия.
Организация педагогической поддержки самостоятельной работы включает следующие направления работы:
1.Аналитико-диагностическое - подразумевает психолого-педагогическое исследование учащихся, диагностику общих и частных проблем, подготовку психолого-педагогического заключения и рекомендаций. Оно реализуется через изучение индивидуальных особенностей личности учащихся, с целью осуществления индивидуального подхода, выработки индивидуальной образовательной траектории учащегося.
2. Просветительское направление включает различные мероприятия, направленные на успешное обучение математике. Данное направление складывается из действий по формированию у учащихся умений и навыков образовательной и самообразовательной деятельности на уроках математики.
3. Консультативное направление предполагает взаимодействие педагогов с различными группами учащихся, включающее консультирование учащихся по интересующим их вопросам в математики, подготовки по вопросам развития, обучения, с целью реализации индивидуального подхода на уроках математики; консультирование по конкретным личностным проблемам, возникающим в процессе обучения математики
4. Организационное направление включает: - организацию проведения курсов по выбору, профессиональных проб; - координацию деятельности субъектов педагогической поддержки; - проведение комплексных исследований проблем учащихся; - проблемные обсуждения в процессе реализации намеченных планов и совместные экспертизы результатов проделанной работы; - привлечение нужных специалистов для оказания помощи учащимся по решению их проблем; - экспертизу курсов по выбору, проектов, пособий, условий образовательной деятельности, профессиональной деятельности специалистов учреждений дополнительного образования.
Таким образом, педагогическая поддержка делает процесс обучения математики последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом педагогической поддержки становится успешность обучения на уроках математики.
Организации на уроках математики педагогической поддержки самостоятельной работы обучающихся проводиться в три этапа:
-констатирующий;
-формирующий;
-контрольный.
Целью первого этапа является проведение диагностик направленных на выявление трудностей, испытываемых учащимися на уроках математики.
Диагностика может состоять из следующих методик: «исключение понятий»; «сравнение понятий»; « внимательный - невнимательный»; диагностика пространственного восприятия; изучение успешности обучения на уроках математики.
На формирующем этапе исследования, целью которого является организация педагогической поддержки на уроках математики, для исследования была выбрана следующая тема: «Разложение многочлена на множители», которая также была проанализирована. Для изучения данной темы был составлен тематический план, где были отображены также формы преодоления трудностей, выявленных на начальном этапе исследования, по данному плану были составлены конспектов уроков, с учетом различных форм организации педагогической поддержки самостоятельной работы обучающихся: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
На контрольном этапе эксперимента проводится повторная самостоятельная работа и диагностика, результаты, которых должны быть проанализированы качественно и количественно.
С организационной точки зрения педагогическая поддержка учителя в целях помощи ученикам в решении проблем может быть представлена такими этапами деятельности:
– диагностический,
– поисковый,
– договорной,
– деятельностный,
– рефлексивный.
Диагностический этап
На данном этапе главное выявить проблему ребёнка, проговорить её с самим учеником и дать совместную оценку проблеме с точки зрения значимости её для ребёнка.
Поисковый этап
Начинается совместный с ребёнком поиск проблемы (или трудности), причин её возникновения, выясняется взгляд на эту проблему глазами ребёнка.
Договорной этап
Проектирование действий педагога и ребёнка, налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.
Деятельностный этап
Педагог координирует действия разных людей в школе и вне её по поддержке ученика. Стимулирует, одобряет его действия. Поощряет инициативы подростка, помогает в успешности первых самостоятельных шагов.
В зависимости от цели и задач выбирается содержание работы, а также формы ее реализации.
Так если, нашей задачей является преодоление трудностей, следует на уроке применять различные формы организации педагогической поддержки самостоятельной работы такие как индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Причем уроки с применением таких форм можно проводить как в традиционной, так и в нетрадиционной формах проведения уроков.
Нами выделены следующие методические рекомендации по организации на уроках математики педагогической поддержки самостоятельной работы обучающихся.
перед началом организации педагогической поддержки необходимо выявить трудности, возникающие у учащихся в процессе изучения математики;
составить комплекс заданий, направленных на преодоление этих трудностей;
задания должны проводиться не только во время учебного процесса, но и во внеучебное время.
следить за эффективностью подобранных вами заданий по преодолению ранее выявленных трудностей у учащихся.
Таким образом использование средств педагогической поддержки способствует преодолению трудностей в обучении, в увеличении интереса и способствует индивидуальному личностному развитию, а вследствие этого более эффективным будет процесс обучения математики. Данная система имеет преимущество перед традиционной формой организации учения: благодаря педагогической поддержке и сопровождению индивидуального образования претворяется в жизнь идея о постепенном перенесении ответственности за собственную жизнь, образование и самостоятельное решение индивидуальных проблем на самого человека, красной нитью проходящая через размышления всех сторонников педагогики Свободы, представителей научной школы О.С.Газмана.

15