Доклад на тему: «Гомбрих Эрнст. История искусства».


Министерство образования РФ
ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
Гуманитарный институт
Факультет культурологии
Доклад по курсу «История искусств»
«Гомбрих Эрнст. История искусства».
Выполнил:
Лаптев С. А.
Студент группы ИК-16-06 М
Проверила: Пименова Наталья Николаевна
кандидат философских наук
доцент кафедры культурологии ГИ СФУ
Красноярск 2016
Эрнст Го́мбрих или Го́мбрич (30 марта 1909, Вена — 3 ноября 2001, Лондон) — австрийский и английский историк, и теоретик искусства. Родился в Австрии, получил прекрасное образование. В 1936 году эмигрировал в Великобританию, где до 1976 года работал в Институте Варбурга при Лондонском университете. С 1956 директор. Орден Британской империи — командор (1966). Наиболее известный труд – «История искусств». 1950 год.И премию имени великого гуманиста Эразма Роттердамского, которой Гомбрих удостоен за просветительскую деятельность, то есть в первую очередь - за настоящую книгу
Монументальный труд содержит 28 глав. В каждой главе рассматривается методами, представленными мастером в предисловии определенный пласт искусства. В последующих главах речь пойдет об истории искусства, то есть истории архитектурных сооружений, живописного и скульптурного творчества. Сам автор полагал, что знакомство с историей помогает понять, почему художники работали в той или иной манере и почему разнились стоявшие перед ними задачи. Периодизация исследований составляет от искусства древнего мира, до современных автору направлений. Будет уместным привести слова автора, напечатанные в предисловии.
- При работе над книгой я думал в первую очередь о читателях подросткового и юношеского возраста, которые только что открыли для себя мир искусства.
Во-первых, я писал только о тех произведениях, которые мог показать в иллюстрациях. Мне не хотелось сводить текст к перечислению имен. Поэтому при выборе художников и их работ пришлось исходить из приемлемого для книги числа иллюстраций, что, в свою очередь, потребовало удвоенной строгости в отборе материала.
Отсюда вытекает второе принятое мною правило - ограничиться только произведениями несомненной художественной ценности, отсечь все, что может представлять интерес лишь как образчик вкуса времени или моды.
И еще одному правилу я следовал в этом душу изматывающем процессе отбора: всякий раз, когда возникали сомнения, я отдавал предпочтение той вещи, которую знал в оригинале, а не только по репродукциям.
Цель автора заключалась в стремлении понимания художественных произведений, причем не столько путем восторженных описаний, сколько путем разъяснения намерений художника. Таким методом можно устранить наиболее типичные препятствия к восприятию искусства и упредить критику, основанную на ложных посылках.
В книге ставится и несколько более сложная задача: рассматривать произведения в определенном историческом контексте, из которого вытекают цели и устремления мастера.
Постоянное перемещение художественных ориентиров является путеводной нитью книги, в которой автор стремился показать, как каждое произведение соотносится с предшествующими - через подражание им или противодействие.- С риском наскучить читателю я все же настойчиво отсылаю его к более ранним образцам, дабы в сравнении обозначилась дистанция, отделяющая данного художника от его предшественников.
Несколько слов о том, какое место отводится в книге разным видам пластических искусств. Возможен упрек, что живописи уделяется слишком много внимания, в ущерб скульптуре и архитектуре. Оправданием может послужить то, что произведения живописи меньше теряют в репродукциях, чем объемная скульптура и тем более монументальные сооружения архитектуры.
- К тому же у меня не было намерений состязаться с имеющимися на сей день блистательными изложениями истории архитектурных стилей. Но, с другой стороны, данная книга, как она замышлялась, не могла бы состояться без соотнесения изобразительных искусств с архитектурой. Ограничившись для каждого временного отрезка примерами одного-двух сооружений, я стремился восстановить баланс в пользу архитектуры, отведя ей почетное место в начале каждой главы
В качестве концовок к главам даны характерные изображения, относящиеся к жизни художников и их окружению. Эти иллюстрации складываются в самостоятельную серию, рассказывающую о переменах в социальном положении художника и его публики. Изобразительные документы, независимо от их художественного качества, помогут сформировать мысленную картину среды, в которой вызревало искусство данной эпохи.
В этой книге Гомбрих также исходит из свойств человеческого восприятия, присущей ему способности организовывать видимые объекты в правильные, упорядоченные системы.Перед нами развертывается картина творческой эволюции, отчасти сходной с эволюцией органического мира в дарвиновском описании: здесь роль наследственности выполняет традиция, изменчивость создается новаторскими находками, среди которых происходит отбор - наиболее ценные открытия отдельных художников включаются в свод общего достояния, и обновленная традиция порождает новые проблемы, требующие индивидуальных решений.
Из всего вышеизложенного следует, что История искусства Гомбриха предлагает не просто популярный пересказ общеизвестных фактов, но и их интерпретацию в свете определенного мировоззрения.