Конспект урока по ОРКиСЭ на тему Все понять и все простить



КОУ «Сургутская школа-детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»



















Конспект урока
по основам религиозных культур и светской этики
(модуль «Основы светской этики»)
на тему: «Уметь понять и простить»










учитель-логопед: Кашапова Р.Р.
высшая квалификационная категория











2017 г.

Предмет: ОРКСЭ. Основы светской этики.
Класс: 4 б
Тип урока: открытие нового знания
Тема: Уметь понять и простить.
Цель: расширение представления о прощении как ценности, путём разрешения учебной проблемы.
Задачи:
Раскрыть значение понятий «прощение», «отпустить обиду».
Развивать способность понимать и умение прощать другого человека.
Воспитывать великодушие, терпимость в общении с другими людьми. 

Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- знакомство с необходимой чертой характера – прощение.
Личностные УУД:
- развитие нравственного сознания и компетентности в решении нравственных проблем на основе личностного выбора;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Регулятивные УУД:
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль.
- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и словарь.
- проводить анализ учебного материала;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
-сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку.

Использование деятельностных технологий обучения: приёмы РКМЧП - развитие критического мышления через чтение и письмо (кластер, фишбоун, синквейн).
Описание приёмов:
Прием "Кластер" использован на уроке, на стадии «изучения нового», для формулирования понятия «прощение» и подведения к размышлению темы «Прощение». Организована групповая работа учащихся в виде общего совместного обсуждения.
Этапы урока
ХОД УРОКА

Орг. момент
«Круг радости» (учитель вместе с детьми стоит в кругу, взявшись за руки)
Учитель: Добрый день солнцу и птицам,
Добрый день улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть добрый день длится до вечера.
Мы рады видеть каждого из Вас!
И пусть прохлада в окна дышит,
Нам здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит. (Ученики проходят на свои места)
- Закройте глаза и мысленно передайте тепло своих сердец по цепочке, зарядите друг друга положительными эмоциями. Настройтесь на плодотворную работу на уроке.

II. Мотивация
(самоопределение к деятельности).
- На протяжении всей жизни мы чему-то учимся, узнаём что-то новое. Но есть такие понятия, о которых лучше узнать как можно раньше. Это значительно облегчит нашу жизнь, и она станет радостней. И вот об одном из таких понятий мы сегодня узнаем на уроке. Я предлагаю вам послушать сказку и подумать: О КАКОЙ БОЛЕЗНИ В НЕЙ ГОВОРИТСЯ?
Учитель рассказывает сказку Приложение №1 (сказка сопровождается презентацией). Слайды 2-18
– Из-за чего обитатели озера стали ссориться, сердиться и гоняться друг за другом? (Разучились прощать)
- Ребята, о какой странной болезни говорится в сказке? (о болезни «непрощение»)
– Почему вечером опять на озере воцарилось спокойствие и тишина?

III. Постановка проблемы.

- Как вы думаете, о каком понятии мы будем говорить сегодня на уроке? А на какие вопросы отвечать?
(предположения детей: о понятии прощение)
Слайд 19
- Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопросы:
Что такое прощение?
Что прощение приносит человеку?
Как простить обиду?
-Работать сегодня на уроке вы будете в группах, и парах, а для этого вспомним правила работы Слайд 20 Приложение №2.

IV. Открытие нового знания.
Работа с кастером.

















Работа в группах заполнение таблицы

- Для того чтобы нам найти ответ на первый вопрос, я предлагаю вам выполнить задание в группах парами:
- Запишите в кластер, какие у вас возникают ассоциации, когда слышите слово прощение. Т.е. что значит для вас прощение.
Время на выполнение 2 минуты. Приложение №3

- А кто-то один поработает СО СЛОВАРЕМ, найдет в словаре значение понятия ПРОЩЕНИЕ.
- Итак, поделитесь своими мыслями (учитель записывает ассоциации детей на доске, ответ ребенка, который работал со словарем). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]     [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]    [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]    [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]    

Прощение
1. см. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], что [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (во 2 знач.). * Прошу прощения (разг.) - виноват, извините.

- Ребята, а что значит, простить человека? (предположения детей)
- Простить человека – значит перестать винить его, не держать на него зла, восстановить с ним хорошие отношения.
Слово «прости» по-старославянски звучит как «прОсти» (с ударением на О) и означает «выпрямить», т.е. простить – это как бы исправить плохие отношения.
Слайд 23
-Работая в группах, мы сейчас будем заполнять таблицу:
1 группа подумает:
Какими чертами характера нужно обладать для умения прощать:

(Любовь, милосердие, искренность, доброжелательность, смелость, решительность, терпение, великодушие, сострадание)
2 группа подумает:
Какими чертами характера нужно обладать для умения признавать свои ошибки:
(Доброжелательность, искренность,  мудрость, откровенность, решительность, справедливость, честность)
КАЧЕСТВА ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ: любовь, доброжелательность, милосердие, искренность, смелость, справедливость, честность, терпение, мудрость, сострадание, решительность, откровенность, великодушие – эти качества напечатаны на самоклеящейся бумаге в виде разрезных карточек.
Работа на доске
-Итак, 1 группа, какие черты характера вы выбрали для умения прощать?
2 группа, какие черты характера вы выбрали для умения признавать свои ошибки?
НА ДОСКЕ (обучающиеся прикрепляют карточки с названиями качеств на доске)

для умения прощать:
________________
________________
________________
Какими чертами характера нужно обладать

для умения признавать свои ошибки:
________________
________________
________________


Обратите внимание, ребята, какие качества нужны и для умения прощать, и для умения признавать свои ошибки? (учитель их помещает в середину таблицы)

Каждый человек сам должен выбирать простить или не простить обиду.
А давайте предположим, что все люди на земле лишились такой важной черты характера, как умение прощать. Что произойдёт с нашим миром? (предположения детей). Хотели бы вы жить в таком мире? (нет)
Порой бывает очень трудно простить не внешне, а сердцем. Поэтому нужно всегда ставить себя на место обидчика.


Упр. «Нарисуй мимику»
- Достаньте листок с заданием Приложение №4.
Зарисуйте свою мимику в тот момент, когда вы простили обиду, и в тот момент, когда не простили.
Какой вывод можно сделать, глядя на эти рисунки? (Чувство обиды – неприятное, очень тяжёлое чувство. Обида мешает радоваться, удивляться, дружить.)


Физминутка:

Встаньте, покажите, пожалуйста, пантомимой какие мы бываем, когда обижаемся (плечи наклонены вперёд, голова опущена, лицо хмурое), а теперь расправьте плечи, улыбнитесь, голову высоко поднимите – такие мы бываем ,когда умеем прощать (дети садятся на места).

Фишбоун –постановка
проблемы «Обида», определении ее аспектов и нахождение аргументов, фактов в подтверждение той или иной точки зрения на эту проблему. 

- К сожалению, человек, даже зная, что простить обиду необходимо, не всегда легко может это сделать.
- Как же быть? Как человеку убедить себя простить обиду?
- Давайте при помощи приёма фишбоун пропишем причины обид, и что они приносят человеку. Достаньте из конверта скелет рыбы (задание в группе). В голове скелета напишите проблему – обида, на верхних косточках отметьте причины обид, а на нижних - что обиды приносят человеку. Наши выводы запишем в «рыбьем хвосте». Приложение №5

- А теперь поделитесь, что у вас получилось? (прослушивается пара ответов)

ПРОВЕРКА «Причины обид».

- Самое главное, из того что вы сказали, я написала на слайде.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

- Посмотрите на эти качества. Как вы думаете, сможет ли человек с такими качествами быть счастливым? Какой вывод сделаем?
- Все эти качества портят нам здоровье, заставляют чувствовать себя несчастными, лишают радости жизни. Обида - это горечь, это страдание, это душевная боль, которая «съедает» человека изнутри. Нельзя обиду держать в себе, надо ПРОСТО ПРОСТИТЬ!


Работа с пословицами




















История рукопожатия

- Все мы люди, а человеку свойственно ошибаться, всякое в жизни бывает. Недаром на Руси так много пословиц и поговорок об этих чувствах. Попробуйте соединить начало пословицы из левой части с её продолжением из правой. (слайд )
(дети работают сначала по группам на карточках, а потом на доске соединяют пословицы.)
- Хорошо, а теперь попробуйте объяснить наиболее понятную и близкую для вас пословицу.
Обсуждение пословиц.

- Ребята, как можно попросить у человека прощения?
(Подойти и просто попросить прощения, принести цветы или подарок в качестве компенсации).
- Как вы просите прощение? Покажите.

- Мирись! Мирись! Больше не дерись!
-Прости меня, я больше так не буду!
Пожать по-мужски руку, прикоснуться рукой к другому человеку.
Существуют правила «Как просить прощение».
- Подойти к человеку, с которым вы хотите помириться, назвать его по имени, посмотреть ему в глаза и сказать чётко, чтобы были понятны ваши слова. А главное их надо говорить искренне, т.е. от чистого сердца, чтобы человек почувствовал ваше раскаяние.
- Почему при прощении люди подают друг другу руку?


Рукопожатие уходит своими корнями в глубокое прошлое. Когда первобытные люди встречались в мирной обстановке, они демонстрировали ладони друг другу, чтобы показать, что не прячут никакого оружия в знак примирения и приветствия. Принято считать, что рука отражает душу человека. Таким образом, рукопожатие означает, что ваши чувства исходят от чистого сердца.


V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.













Синквейн















Упр. «Наедине с собой». 

- На какие вопросы мы искали ответы? (возвращение к учебной задаче урока)
- Какой нравственный вывод должен сделать каждый из вас?
- Нужно уметь прощать любые обиды, не осуждать других (ведь мы тоже совершаем плохие поступки - так разве мы лучше?), быть добрым сердцем. Тогда вы сами заметите, как будут меняться ваши отношения с людьми. Помните золотое правило: как вы хотите, чтобы поступали с вами, так и вы поступайте с другими.

 - Итак, что приносит человеку прощение?
- Как простить обиду?
- Заканчивая урок, я попрошу вас в парах написать синквейны к словам (СЛАЙД «Как писать синквейн»):
1 ряд ОБИДА
2 ряд ПРОЩЕНИЕ

1.    Обида
Горькая, затаённая 
Заставляет страдать, огорчает, сеет вражду
Ранит человека в самое сердце. 
Боль
 
1. Прощение
2. Чистосердечное, искреннее
3. Очищает душу, мирит, успокаивает
4.   На сердце становится легко и радостно.
5. Благодать

Приложение №6
- Какая пара хочет поделиться своей работой? (Дети зачитывают синквейны.)
- Вы готовы просить прощение и прощать обидчиков?

-Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь и вспомните ситуацию, когда вы обижались на кого-то.
– А теперь представьте легкое, красивое облако, на него приятно смотреть, «посадите» свою обиду на облако, и пусть она уплывает вместе с ним.
Представьте, что с вами происходит что-то хорошее. Вы чувствуете себя счастливым. Вы освободились от обиды. Вам стало легко и весело.
- Откройте глаза. Поднимите руки те, кому стало легко и хорошо на душе.
- Кому понравился урок?
-Что было сложно на уроке? Легко?
- Что было интересно?
- Молодцы ребята. Вы отлично поработали.
- Спасибо за урок! И пусть у всех у нас в жизни будет больше добра и света!








Приложение №2
































ПРОВЕРКА
Причины обид

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



















13PAGE 15


13PAGE 14215



ОБИДА

страдание

гордыня

самолюбие

зависть

эгоизм

огорчение

боль

слёзы

Не держи обиду, прОсто прОсти!



Root Entry