Тема: «Развитие познавательной и творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения».



МБОУ «СШ№31с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»
Тема: «Развитие познавательной и творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения».
Безотосная Наталья Петровна
Нижневартовск 2016

« Развитие познавательной и творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.»«Малышей надо посадить за парту лишь длятого, чтобы создать наиболее благоприятные условия
для своевременного развития в них творческих задатков, которые
именно в начальный период обучения начинают пробуждаться и
которые имеют важное значение для дальнейшего успешного продвижения
в своей познавательной деятельности»
Ш.А.Амонашвили .В условиях настоящего времени обучение должно отвечать целями создания гуманистической школы, способной удовлетворять интересы и потребности ребёнка младшего школьного возраста, приобщить его к духовно - нравственным ценностям, сформировать высокую культуру общения через речь, развить творческие способности, развить познавательный интерес, научить ребёнка мыслить и уметь действовать самостоятельно.
Детям дошкольного возраста предстоит очень важный момент в их жизни- переход в начальное звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это личностный фундамент ребенка для успешного овладения знаниями и умениями . Это связанно с тем, что коренным образом изменяются условия развития ребёнка. Новые условия обучения предъявляют более высокие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности знаний, действий, к уровню развития произвольности. Однако уровень познавательности у некоторых детей едва достигает необходимого предела.
У таких деток недостаточно хорошо развита речь, слабо развита память, отсутствует внимание, некоторые не самостоятельны, у них отсутствует наблюдательность, не все ребята могут быстро перестроиться с одного вида деятельности на другой.
У некоторых ребят отсутствует желание преодолевать трудности в творческой деятельности, слабо выражен познавательный интерес .Всё выше перечисленное свидетельствует о том, что учителю необходимо работать над развитием познавательных и творческих способностей ребенка.
Развитие познавательных способностей у многих детей младшего школьного возраста значительно отстаёт от темпов роста объёма знаний (по статистике). Это можно объяснить тем, что учитель направляет свои усилия, как правило, на анализ содержания конкретного учебного материала, хотя известно, что система знаний нужна ученику не сама по себе, а для решения самых разнообразных практических и теоретических задач. Поэтому учителю необходимо в начальной школе искать способы формировании общих приёмов познавательной и творческой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности младших школьников, общих подходов к решению любых задач в новой ситуации. Учителю важно перейти от информационно - объяснительных технологий к деятельностно - развивающим методам, которые формируют широкий спектр личностных качеств младших школьников и создают условия для развития ведущей деятельности младших школьников - чтения и письма. А как известно, что от успешного овладения чтением и письмом во многом зависит весь дальнейший путь обучения школьника.
Главная задача учителя на первом этапе обучения – научить читать, привить любовь к родному языку, развить речь, как устную, так и письменную. Именно поэтому важно с первых уроков обучения грамоте перед детьми не бояться ставить главную цель – научится с помощью книг приобретать новые знания, новый жизненный опыт. Учитель должен заинтересовать ребенка, т.е. сформировать желание читать доступную литературу, сформировать посредством литературы нравственно-эстетические качества личности ребенка, способствовать полноценному духовному становлению личности.
Считаю, что в процессе изучения предмета литературное чтение учителю необходимо создать условия для развития психических механизмов, которые лежат в основе познавательных и творческих способностей - памяти, внимания, воображения, мышления.
Творческие, тестовые и игровые задания не являются средством развлечения на уроках литературного чтения - это упражнения, облечённые в занимательную форму; содержание познавательных заданий служит выполнению учебных задач, помогают ребёнку реализовать себя, закрепить и углубить знания.
Познавательная и творческая деятельность проявляется как избирательная направленность личности на объекты, явления или процессы окружающей действительности. Эта деятельность является носителем интеллектуальных умений, эмоционального состояния и волевых усилий творческой личности. Познавательная и творческая деятельность учащихся проявляется, как их стремление заниматься определённой областью знаний, деятельности, и как побудитель (мотив) активности творческой личности (деятельность становится увлекательной), и как стимул к действию, к преодолению трудностей, и как чувство удовлетворённости и радости. В этом суть проблемы формирования и развития познавательной и творческой деятельности учащихся. Познавательная сфера включает в себя:
1)Развитие произвольности психологических процессов:
- высокий уровень активности и самостоятельности в учебной работе.
- способность самостоятельно планировать результат.
- приложение собственных усилий.
2) Развитие мышления:
- высокий уровень наглядно - образного мышления.
- способность делать выводы и самооценку.
3) Формирование универсальных учебных действий:
- умение выделять учебную задачу.
- план умственных действий.
- умение выполнять задания взрослого.
Познавательная и творческая деятельность учащихся формируются по двум направлениям:
1)Средствами отбора информации (различные игровые и развивающие задания);
2) Средствами включения школьников в познавательную и творческую деятельность.
Объясняется это тем, что любая информация педагога, в какой бы степени она ни была интересной, не может постоянно удовлетворять обучающихся. Обучающиеся испытывают удовлетворённость при условии, если в собственной деятельности испытывают успех и ощущают интеллектуальное и духовное развитие.Процесс развития познавательных и творческих способностей выполняет ряд функций:
Вызывает у обучающихся младшего школьного возраста стремление находить привлекательные стороны в той или иной области обучения;
Сопровождается мотивами: «догадался», «почему я этого раньше не знал», «оказывается, научиться читать ,не так и сложно»;
Нацеливает на разрешение противоречий;
Заставляет посмотреть на процесс чтения с другой стороны;
Ориентирует на применение знаний в новых условиях;
Включает элементы усложнения заданий, чтения новых книг;
Развивает сметливость, внимание, воображение;
Предполагает элементы творческой деятельности.
Главное в развитии познавательной и творческой деятельности учащихся - чувство собственного роста в условиях ситуаций успеха.
Этому на уроках литературного чтения в начальной школе способствуют различные развивающие и занимательные задания, тесты для чтения с творческими заданиями, т.е. те ситуации, где учащиеся могут проявить свои творческие задатки.
Для успешного обучения литературному чтению необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать внимание, развить познавательную и творческую деятельность ученика. Для развития познавательного интереса к литературному чтению необходимо использовать разнообразные методы и приёмы обучения чтению, привлекая информационно-цифровые ресурсы , занимательные слайд-шоу, красочную наглядность, обучающие тесты и развивающие игры, интересные малые фольклорные формы (загадки, скороговорки, пословицы) . Всё это вовлекает учащихся в активный и творческий процесс овладения литературным чтением.