Нормы оценки предметных результатов освоения ООП НОО


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Речевой центр»
НОРМЫ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ООП НОО

г. Екатеринбург,
2017 г.
Нормы оценки предметных результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования [Текст] / Составитель Линькова И.С. – Екатеринбург, ГБОУ «Речевой центр», 2017, - 7 с.
Учет успеваемости – неотъемлемая сторона процесса школьного обучения. Учитель обучает и вместе с тем учитывает, как ученики воспринимают изучаемое, овладевают умениями применять знания, как осмысливают, запоминают, переживают процесс овладения ими. Оценка успехов ориентирует учащихся как относительно уровня их достижений в учебной деятельности, так и в развитии необходимых для достижения высокой успеваемости нравственно-волевых качеств.

Введение.
Основными показателями качества процесса обучения являются оценки и отметки. Под оценкой понимают характеристику ценности, уровня или значения каких-либо объектов или процессов. Оценить – это значит установить уровень, степень или качество чего-либо. Оценка основывается на данных информации, имеющейся в наличии, и результатах проведенного контроля. Понятия «оценки» и «отметки» достаточно близки, но не идентичны. Оценка – понятие более широкое и более емкое, так как оно выражает качественное состояние подготовленности ученика, в то время как отметка дает лишь условную количественную его характеристику. Отметка – это результат оценочного рассуждения, выраженная баллом. Оценка знаний как показатель качества обучения является одним из самих спорных и дискуссионных во всей проблеме учета знаний. Данный вопрос вызывает в практике работы учителей-предметников много затруднений, хотя и является сильным стимулирующим средством для учащихся и имеет большое воспитательное значение при условии, если она имеет правильное применение в условиях педагогического процесса. В действительности оценка в образовательной системе должна характеризовать только знания учеников. Она не должна представляться наградой или средством наказания. В связи с выставлением оценки поощрением или порицанием должны служить слова и указания учителя. Кроме того, оценки должны выставляться по возможности объективно. Неприемлемым считается как завышение оценок, так и чрезмерная строгость. Общие критерии при оценивании знаний учащихся содержатся в программах, устанавливающих объем знаний, умений и навыков, которыми должны обладать учащиеся по данному предмету в каждом конкретном классе. Нормативы оценок должны носить четко определенный характер, так как соотносятся с конкретными знаниями, умениями и навыками учащихся по предметам. При выставлении оценок за четверть важнейшую роль должно играть повседневное наблюдение учителя за учеником. Оценку нельзя выставлять как некое среднее арифметическое, учителем непременно должны учитываться следующие требования к знаниям учащихся:
1) самостоятельность мышления;
2) систематичность знаний;
3) активность;
4) степень раскрытия материала;
5) требовательность;
6) учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика.
Нормы оценки знаний учащихся подготовительных, I – IV классов.
Развитие речи (окружающий мир).
При проверке знаний, умений, навыков по разделу русского языка «Развитие речи» учитывается:
1. Знание учащимися отработанной лексики.
2. Практическое владение изученными грамматическими формами слов и конструкциями предложений.
3. Развитие связной речи, логичность построения и речевое оформление.
Отметка «5» ставится ученику, если он:
1) правильно употребляет в речи лексику по изучаемой тематике. При введении отдельных слов в практику речевого общения в 3-4 классах допускается 1-2 ошибки на смысловую замену слов с обобщённым переносным значением;
б) правильно образовывает и изменяет слова, а также строит словосочетания в соответствии с требованиями грамматики. Допустимы 1-2 ошибки при построении распространённого предложения (с 6-7 и более членами предложения) или сложного предложения;
в) умеет поставить вопрос, дать краткие и распространённые ответы, самостоятельно развернуть беседу о событиях школьной жизни и на изучаемую тему (3-4 класс), активно высказываться в процессе беседы;
г) умеет строить развёрнутые (относительно) высказывания при составлении рассказов по картинам или серии картин, по диафильмам, по наблюдениям на экскурсии, описанию отдельных предметов, явлений природы с опорой на вопросы, план, ключевые слова, или самостоятельно (в соответствии с программными требованиями класса) отбирать наиболее существенные факты и сведения прочитанного, излагать материал логично и последовательно (может быть допущено не более 1 ошибки по содержанию, отступления от последовательности высказывания, не искажающего смысл, 1-2 ошибки лексико-грамматические или фонетические).
Отметка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для отметки «5», но при этом он:
а) новый словарь по теме использует не всегда точно и правильно, может допустить 2-3 ошибки на смысловую замену слов;
б) или при употреблении сложных предложений нуждается в помощи учителя, может допустить 2-3 ошибки на изменение формы или связи слов в предложении;
в) или строит недостаточно развёрнутые высказывания (П-4 кл.), неумело связывает в единое целое высказывание, допускает 2-3 ошибки по содержанию и 3-4 лексико-грамматические ошибки.
Отметка «3» ставится ученику, если он:
а) недостаточно владеет значением слов по пройденной тематике, допускает 4-5 ошибок на смысловую замену слов;
б) или употребляет предложения более простой грамматической структуры, чем предусмотрено программными требованиями, допускает 4-5 грамматических ошибок при построении предложений;
в) или недостаточно инициативен в беседе, ответах на вопросы, пользуется в основном краткими ответами, не умеет самостоятельно развернуть беседу на заданную тему, нуждается в систематической помощи учителя;
г) не умеет самостоятельно раскрыть содержание темы, объединить в логической последовательности отдельные высказывания, передать смену действия, установить причинно- временные и причинно-следственные связи между фактами и явлениями без помощи учителя.
Допускает 4-5 ошибок по содержанию, 4-5 лексико-грамматических ошибок. Отметка «2» в П и 1-м классе не ставится, во всех остальных классах ставится, если ученик:
а) недостаточно усвоил новый словарь по теме, неверно употребляет слова, допуская более 5 ошибок на смысловые замены слова, использует простые нераспространённые предложения, допуская более 5 грамматических ошибок;
б) или не умеет последовательно и связно строить высказывания, выделять существенные свойства описываемого явления, предмета, отбирать факты, необходимые для раскрытия содержания высказывания, допускает более 5 ошибок по содержанию с использованием помощи учителя и 5-7 лексико-грамматических и фонетических ошибок.
При оценке чтения учитывается степень понимания прочитанного, техника и выразительность, умение работать с текстом.
Отметка «5» ставится ученику, если он: - правильно читает (в П кл. и в I полугодии 1 класса – плавно по слогам слова пройденных слоговых структур, во втором полугодии – целыми словами, а трудные слова – по слогам), не допускает искажений и перестановок звуков, слогов и слов (допуская не более 1-2 ошибок на замену звуков и нарушения структуры слова), повторы частей слова и слов, отчётливо произносит звуки и слова, правильно соблюдает ударения в словах (допуская не более 1-2 ошибок), паузы, нормы орфоэпического чтения (3-4 классы), логическое ударение (3-4 классы, в 3 классе – после разбора текста учителем). Примечание: исключение могут составлять дети с тяжёлой формой дизартрии, ринолалией, алалией, осложнённой заиканием. - соблюдает нормативы беглого чтения для данного года обучения; - понимает прочитанный текст, уместно употребляет вновь усвоенные слова при работе над текстом; - правильно отвечает на вопросы по содержанию прочитанного (П-4классы); - умеет дать оценку событиям, героям, описанным в произведениях, правильно передаёт с помощью интонации мысли и чувства героев (3-4 классы); - умеет озаглавить часть прочитанного произведения (3-4 классы); - твёрдо знает наизусть текст стихотворения, читает его выразительно (П-4 классы); - выполняет требования по внеклассному чтению для данного года обучения. Отметка «4» ставится ученику, если он: - допускает при чтении не более 3-4 ошибок в словах (замены, перестановки, добавления, пропуски звуков, слогов, слов), или в выделении словесных и логических ударений, или при соблюдении пауз, орфоэпического чтения; - соблюдает нормативы беглого чтения для данного года обучения; - понимает текст прочитанного произведения или его частей, но недостаточно чётко формулирует ответ, иногда неверно употребляет слова; - умеет подробно (1-2 класс), сжато и выборочно (3-4 класс) пересказать содержание текста, но допускает 3-4 лексико-грамматические ошибки или упускает и включает несущественные детали, которые легко исправляет с помощью учителя; - допускает при чтении наизусть единичные ошибки, но легко их самостоятельно исправляет; - выполняет требования по внеклассному чтению для данного года обучения, но допускает неточности при названии книг и воспроизведении их содержания по памяти.
Отметка «3» ставится ученику, если он: - недостаточно владеет техникой чтения для данного класса (в П и 1 классе усвоил плавное послоговое чтение, во 2 классе читает по слогам, в 3-4 классе читает отрывисто, недостаточно выразительно), допускает 5-6 ошибок, повторы частей слова и слов, не соблюдает пауз между словами, допускает ошибки в словесном логическом ударении; - или имеет темп чтения на уровне предыдущего класса; - недостаточно точно понимает смысл прочитанного, ориентируясь не на контекст, а на отдельные слова и фразы текста, затрудняется при выделении главной мысли произведения или его частей, только с помощью учителя разбирается в содержании прочитанного (2-4 класс), неточно делит текст на логически законченные части, допускает неточности в озаглавливании (3-4 класс), однако, с помощью учителя выполняет эти задания; - пересказывает прочитанный текст, нарушая последовательность, допуская речевые ошибки; - обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста; - или требования по внеклассному чтению для данного года обучения выполняет при условии индивидуально ограниченного задания;
Отметка «2» по чтению в П и 1-м классе не ставится, во всех остальных классах ставится, если ученик: - читает отрывисто по слогам, с частым переходом на побуквенное чтение, допускает большое количество ошибок на замену слогов, перестановку, повторы частей слова и слов, что значительно снижает темп чтения и мешает пониманию прочитанного; - не может выделить главную мысль прочитанного, при пересказе искажает содержание прочитанного;
В течение года учитель систематически проверяет темп чтения (не менее 2-х раз в год). Примерные нормативы, учитываемые при определении темпа чтения в конце года (кол-во слов, прочитанных в 1 мин):
Класс Чтение вслух Чтение про себя
П10-15 -
1 25-35 -
2 35-45 55-65
3 50-60 70-80
4 70-80 90-100
Для проверки техники чтения привлекается текст, доступный ребёнку. Следует учесть, что сложные научно-познавательные статьи и художественные произведения, требующие дополнительной работы, а также сказки и стихотворения читаются медленнее, чем обычный текст и для проверки не рекомендуются. При оценке чтения учитываются индивидуальные возможности ребёнка, форма и степень речевого дефекта и динамика продвижения навыков чтения в течение года. Допускается небольшое отклонение нормативов беглого чтения по классам у детей с тяжёлой степенью дизартрии, с алалией, осложнённой заиканием, с сенсорной алалией или афазией. В начале каждого учебного года (I четверть) действуют нормативы предыдущего года обучения.
Русский язык.
Оценка знаний осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ. Текущие контрольные работы имеют целью проверку освоения изучаемого программного материала. Их содержание и частота определяется учителем с учётом специфики изучаемой темы, степенью её сложности, а также особенностями речевого развития учащихся каждого класса. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значимых тем в каждой четверти, полугодии. В П или 1 классах (если дети не обучались в П-классе) итоговые контрольные работы проводятся в конце I полугодия обучения). Время проведения итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составленным руководителем школы по согласованию с учителем. В один учебный день в классе следует давать только 1 письменную итоговую контрольную, в течение недели – не более двух. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день после праздника, в понедельник. Оценка контрольных диктантов. С помощью контрольных диктантов проверяются навыки правописания, поэтому диктант оценивается одной оценкой. В контрольной работе, включающей диктант и дополнительное задание (фонетический, грамматический и прочие разборы), ставится 2 отметки (отдельные за каждый вид работы). В П и 1 классах на проверочную работу отводится не более 20 минут, во2-3 классах – не более 35 минут. В П классах следует диктовать диктант лишь со 2 полугодия. Даются слоги, слова и короткие предложения, неоднократно проанализированные на уроках обучения грамоте и произношения. В 1 классе текст диктанта должен состоять из слов и предложений, неоднократно проанализированных на уроках обучения грамоте и произношения, а на уроках развития речи должна быть подготовлена лексико-грамматическая сторона материала. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе ещё не изучались. Если такие слова встречаются, их надо при диктовке записать на доске. В текущем контрольном диктанте основную часть могут составлять слова, на только что изученные правила, а в итоговом – и слова, отработанные ранее. Объем слов диктанта увеличивается постепенно в каждой четверти на 4-6 слов, за год на 10-15 слов. Объём материала для диктантов по классам (рекомендации на конец года):
Класс п1 2 3 4
Количество слов 15-20 20-30 35-45 55-65 55-65
Примечание: если диктант сопровождается грамматическими заданиями, объём его может быть сокращён на 10-12 слов.
Диктант оценивается так:
Отметка «5» ставится, если нет орфографических ошибок, допустимо 1 исправление и 1-2 дисграфические ошибки, связанные с выраженным дефектом речи ребёнка.
Отметка «4» ставится, если допущено 1-3 орфографические ошибки и не более 2-3 дисграфических ошибок. Повторение ошибочного написания одного и того же слова несколько раз считается за одну ошибку (например, если в слове ножи дважды и более на конце написана буква Ы). Если подобная ошибка встречается в другом слове, то считается ещё за одну ошибку.
Отметка «3» ставится, если допущено 5-6 орфографических ошибок и не более 4-5 дисграфических ошибок.
Отметка «2» ставится, если допущено 8-9 орфографических и более 4 дисграфических ошибок.
Примечание:
1. У вновь поступивших учащихся проверка знаний и умений осуществляется лишь на материале, который уже проработан с учащимися в специальной школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
2. При наличии в классе значительного количества детей с нарушением общей моторики и мелких мышечных движений кисти рук и пальцев, объём материала для диктанта может быть уменьшен.
3. Учащимся, имеющим нарушения моторики, не следует снижать оценки за почерк.
4. Детям, страдающим сенсорной алалией или афазией, вместо слухового диктанта предлагается списывание текста с пропущенными орфограммами на правила, предусмотренные программными требованиями. В письменных работах учащихся наблюдаются специфические (дисграфические) ошибки, обусловленные дефектным овладением звуковым и морфологическим составом слова, недоразвитием речи в целом. Специфические ошибки следует рассматривать в индивидуальном плане для каждого ученика.
К числу специфических (дисграфических) ошибок относятся:
1. Искажение звукобуквенного состава слова:
а) Смешивания и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования (например, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, шипящие и свистящие, соноры и др.: «папуска» вместо «бабушка», «тверь» вместо «дверь», «Лупа» вместо «Люба», «салас» вместо «шалаш», «топол» вместо «топор»). б) Нарушение структуры слова (пропуски, добавления, или перестановки отдельных слогов или частей слова, раздельное написание частей слова: «древь – дверь», «граниф – графин», «у-ви-де-ла – увидела».
Оценка грамматических заданий.
При оценке выполнения дополнительного задания к диктанту следует руководствоваться следующими положениями:
Отметка «5» ставится, если выполнено правильно всё задание.
Отметка «4» ставится, если выполнено не менее ¾ задания.
Отметка «3» ставится, если выполнено не менее половины задания.
Отметка «2» ставится, если выполнено менее половины задания.
Оценка изложений и сочинений.
С помощью изложений и сочинений проверяется умение правильно излагать содержание текста, правильно построить предложение и поставить соответствующие знаки препинания. В изложениях и сочинениях оценивается содержание, стиль, грамотность. Изложения вводятся с 3 класса, сочинения – со II полугодия 3 класса. В 3 классах предлагаются тексты повествовательного характера, изложения составляются под руководством учителя. В 3 классе в течение года должно быть написано не менее 10 изложений и сочинений. В 4 классе тексты повествовательного характера усложняются по содержанию и построению, вводятся элементы описания. План изложения составляется под руководством учителя коллективно. В течение учебного года должно быть написано от 10 до 15 изложений и сочинений. Примерный объём текстов для изложений и сочинений: в 3 классе – 30-40 слов; В 4 классе – 50-60 слов.
При выставлении оценки следует руководствоваться следующими нормативами: Отметка «5» ставится, если изложение или сочинение полностью соответствует теме (тексту), вместе с тем может быть допущено не более 1 ошибки по содержанию, 1 стилистической, 1 орфографической, 1-2 специфических (лексико-грамматических). Отметка «4» ставится, если изложение или сочинение в основном соответствует тексту (теме), может быть допущено не более 2-х ошибок по содержанию, 2 стилистических, 2-3 орфографических, 2-3 специфических.
Отметка «3» ставится, если изложение или сочинение недостаточно полно и точно отражает тему; может быть допущено не более 3-4 ошибок по содержанию, 3-4 стилистических, 4-6 орфографических, 3-4 специфических ошибок.
Отметка «2» ставится, если изложение или сочинение не соответствует теме (пропущены или искажены важные события, главные части), допущено более 4-х ошибок по содержанию, 7-9 орфографических, 5-7 специфических ошибок.
К числу специфических ошибок, помимо указанных ошибок на искажение звуко-буквенного состава слова и нарушения структуры можно отнести:
1. Замены слов:
- ситуационные замены «цветы» вместо «клумбы», «вода» вместо «фонтана», «лёд» вместо «каток»; - замены названия части предмета или его деталей названием целого – «платье» вместо «воротник», «машина» вместо «кузов»; - замены слов, обозначающих понятия, частным понятием и наоборот – «ботинки» вместо «обувь», «тарелка» вместо «посуда»; - замены предмета и действия, предмета и качества – «топор» вместо «рубить», «краски» вместо «рисовать», «крышка» вместо «железная»; - смысловые замены, когда используются слова с более широким или более узким значением – «подрезает» вместо «косит»;
- замены слов по морфологическому составу (например, ошибки в глагольных приставках: «наливает» вместо «поливает», «убирает» вместо «собирает»; смешение видов глаголов – «ел» вместо «съел»);
- замены слов по звуковому составу «обед» вместо «хобот».
2. Грамматические ошибки:
- ошибки в употреблении предлогов, пропуски, добавления, слитное написание предлогов («заугла выехала машина», «полчаса пойдём гулять», «науглу» и др.);
- ошибки в управлении («красить кисть», «рисует мел»);
- слитное написание ряда слов в предложении («губудок» вместо «гудок». Оценка устных ответов по русскому языку.
Отметка «5» ставится ученику, если он даёт правильные и полные ответы на все поставленные вопросы (может быть допущены 1-2 ошибки в речи), обязательно подтверждает ответ примерами, распознаёт в предложенном тексте изученные грамматические явления, умеет объяснить написание слов и употребление знаков препинания.
Отметка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для отметки «5», но он допускает отдельные неточности в формулировке правил, легко исправляет их, или, верно формулирует правила, допускает отдельные неточности в подтверждении их примерами или при разборе допускает единичные ошибки, или допускает свободное изложение правил, но без искажения их содержания. Отметка «3» ставится ученику, если он формулирует правила по наводящим вопросам учителя или допускает ошибки, которые исправляет с помощью учителя, или затрудняется самостоятельно подтвердить ответ примерами и делает это с помощью учителя, или отвечает недостаточно последовательно, допускает ряд ошибок в речи. Отметка «2» ставится ученику, если он не усвоил наиболее существенные части изученного материала, при ответе допускает грубые ошибки, не может их исправить даже с помощью учителя.
Итоговая оценка знаний, умений учащихся.
За четверть и за год выставляется одна оценка по грамматике и правописанию на основе учёта знаний и умений учащихся посредством текущих и итоговых контрольных работ, как письменных (диктант, грамматические задания и др.), так и устных (устный опрос). Математика.
Обучая учащихся математике, учитель осуществляет постоянный контроль за усвоением получаемых учащимися знаний, умений, навыков. Контроль производится посредством проведения контрольных и проверочных работ, срезов знаний, математических диктантов и т.д. Контрольные работы обязательно проводить в конце каждой четверти (итоговая к.р.) и в течение четверти 1-2 контрольные работы с целью проверки у учащихся сформированности знаний, умений и навыков в результате изучения ими наиболее важных тем программы. Целесообразно также в начале сентября провести входную контрольную работу (по программе прошлого года) для определения уровня подготовленности учащихся после летних каникул. В 1 классе контрольные работы проводятся только во втором полугодии. Контрольная работа должна содержать основную часть и дополнительную. Оценивать эти части стоит раздельно. Основная часть оценивается отметкой 5,4,3,2, а дополнительная – только отметками 5 и 4. Оценивание выполненных учащимися работ производится в соответствии с существующими нормами оценивания. Важнейшим показателем при оценивании является правильность выполнения задания. Форму записи решения текстовой арифметической задачи ученик может выбрать по своему усмотрению (записать решение в виде отдельных действий, ставить выражение и т.д.), если учитель не даёт специальных указаний. Не стоит снижать отметку за неаккуратно выполненные записи (кроме неаккуратно выполненных геометрических построений – отрезка, многоугольника и т.д.), за грамматические ошибки, нарушение общепринятых форм записи и т.п. Эти показатели несущественны при оценке математической подготовки ученика, т.к. не отражают её уровень. Кроме того, учитель не должен снижать отметку за то, что ученик «нерационально» выполнил вычисления или нашёл «нерациональный» способ решения задачи. Оценивание письменной контрольной работы отметкой – дело довольно сложное и тонкое. Проверяя работу ученика, учитель должен учитывать, прежде всего то сформированы ли знания, умения и навыки на данный момент или только находятся в стадии формирования. Если к данному этапу знания, умения и навыки уже должны быть сформированы, то оценивание работы производится в соответствии с приведёнными ниже нормами. Если навык находится только в стадии формировании (тема ещё недостаточно отработана, пропуск ученика по болезни и другие причины), то оценка может быть более лояльной.
Письменная работа, содержащая только примеры.
Отметка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
Отметка «4» - допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Отметка «3» - допущены 3-4 вычислительные ошибки.
Отметка «2» - допущено 5 и более вычислительных ошибок.
Письменная работа, содержащая только задачи.
Отметка «5» ставится, если все задачи решены верно.
Отметка «4» - нет ошибок в ходе решения задачи, но допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Отметка «3» - хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи и одна вычислительная ошибка; или если вычислительных ошибок нет, но не решена одна задача.
Отметка «2» - допущена ошибка в ходе решения 2-х задач; или допущена 1 ошибка в ходе решения задач и 2 вычислительные ошибки.
Комбинированная работа (1 задача, примеры и задания другого вида).
Отметка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
Отметка «4» - допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Отметка «3» - допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий; или допущены 3-4 вычислительные ошибки.
Отметка - допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка; или при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок. Комбинированная работа (2 задачи и примеры).
Отметка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
Отметка «4» - допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Отметка «3» - допущены ошибки в ходе решения одной из задач; или допущены 3-4 вычислительные ошибки
Отметка «2» - допущена ошибка в ходе решения 2-х задач; или допущена ошибка в ходе решения 1 задачи и 4 вычислительные ошибки; или допущено в ходе решения задачи и примеров более 6 вычислительных ошибок.
Математический диктант.
Отметка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
Отметка «4» - не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.
Отметка «3» - не выполнена ¼ часть примеров от их общего числа.
Отметка «2» - не выполнена ½ часть примеров от их общего числа.