Работа с одаренными детьми в образовательном учреждении


Работа с одарёнными детьми в образовательном учреждении (из опыта работы школы)
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, их направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности, ведь именно высокоодаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Талант - это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. И задача школы – развивать эти способности у ребёнка.
На сегодняшний день в школе очень остро стоит вопрос о работе с одаренными детьми. Как правило, у учителей не хватает времени, чтобы уделить должное внимание ученику, проявляющему неординарные способности по предмету. Задача работы с одаренными обучающимися - максимальное расширение круга интересов школьников, формирование способности к критическому мышлению, актуализация лидерских возможностей. Школа развивает интеллектуальные, творческие способности обучающихся, мышление, что позволяет ребенку легко социализироваться в обществе. Существует мнение, что дар – это навсегда. Однако исследования доказывают, что одаренность существует только в постоянном развитии. Она либо развивается, либо угасает. Конечно, не все станут великими математиками, музыкантами и художниками, но каждый имеет право на возможность развиваться. Естественно, первыми, кто может заметить у ребенка неординарные способности, являются родители. А задача учителя – вовремя рассмотреть таких ребят и помочь им реализоваться.
Одаренного ученика заметить нетрудно:
1. Такой ученик обязательно любознателен.
2. Умеет удивляться, рассматривать вопрос с разных точек зрения, умеет самостоятельно мыслить.
3. Одаренные ребята не останавливаются на достигнутом. Им всегда всего мало.
4. Любят вопросы, на которые можно дать несколько верных ответов.
5. Одаренных ребят отличают оригинальные решения, проявляющиеся, прежде всего, в самостоятельных работах.
6. У них масса идей на решение вопроса.
7. Одаренные ребята умеют прогнозировать, имеют интуицию, способны глубоко мыслить.
8. Не отвлекаются на какие-либо помехи при углубленном решении вопроса.
9. Имеют адекватную оценку как собственных мыслей и поступков, так и чужих.
10. Упорны в достижении цели.
11. Самостоятельны, ответственны, уверены в себе.
Работа с одаренными детьми выстраивается, исходя из следующих принципов:
– дифференцированный и индивидуальный подход в обучении;
– обеспечение внеурочной деятельности детей через увеличение количества разноплановых кружков, через работу в научном обществе учащихся,
– усиление внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися (через интеллектуальные марафоны, участие в олимпиадах, в предметных неделях и т. д.).
Формы работы с одаренными детьми:
1. Олимпиадные задания.
2. Создание проектов
1) творческих,
2) исследовательских,
3) информационных,
4) игровых,
5) практико-ориентированных,
3. Творческие работы
4. Конкурсные работы.
5.Участие в научно-исследовательской деятельности, научно-практических конференциях