публикация пофизической культуре на тему Сохранение и укрепление здоровья в условиях гимназического образования

Сохранение и укрепление здоровья в условиях гимназического образования.


На современном этапе преобразования образовательной программы нашей школы в направлении гимназического образования чрезвычайно важную роль играют вопросы сохранения, укрепления и развития здоровья наших учащихся. Мониторинг состояния здоровья, учебной и двигательной нагрузки, режима дня обучающихся начальных классов северных регионов Российской Федерации, проведённый в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования в РФ (2012г.) показал, что в образовательных учреждениях повышенного статуса наблюдается наибольшее неблагополучие в сфере здоровья обучающихся.
Результаты оценки состояния здоровья детей «статусных» школ показывают, что от первого к десятому классу в два раза увеличивается число детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, зрения и слуха. Особо следует отметить увеличение в пять раз числа детей с заболеваниями эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата.
Факторы, определяющие тенденцию ухудшения качества здоровья учащихся, многообразны и связаны с превышением школьной учебной и домашней нагрузки, с общим недопустимо низким объёмом двигательной активности, недостаточным пребыванием детей на свежем воздухе, дефицитом ночного сна, с неправильным питанием т. д. Современные исследователи склоняются к мнению, что во многом проявление «нездоровья» связаны с отсутствием культуры здоровья у населения. Подобное отсутствие есть прямое последствие широкого внимания руководителей и учителей к вопросам физического воспитания школьников, физического воспитания, но не физической культуры. Следовательно, мы можем предполагать, что традиции управления физическим воспитанием в школах не соответствуют современным представлениям о качестве его результата – здоровье учащихся.
Таким образом, вступление на путь преобразований, который неминуемо принесёт учащимся школы рост интенсивности труда и усложнение учебной деятельности, требует от нас изменения подходов к управлению спортивно-оздоровительной работой и преподаванию предмета «Физическая культура» в новой школе. В каком же направлении меняться и как изменять подходы?
Начнём с управленческих подходов. Новый взгляд выразился в оптимизации учебной нагрузки по физкультуре у школьников – в увеличении количества учебных часов на преподавание физкультуры – 3 часа в неделю, в восстановлении малых форм физического воспитания – физкультурные минутки, в увеличении количества спортивных соревнований в школе – до 8 в год, во введении ежемесячных дней здоровья и спорта.
Подобные меры хороши, но носят количественный характер. Логика мысли соответствует закону перехода «количества в качество» - от увеличения количества (т.е. времени занятий) к улучшению качества здоровья. Возможно и так. Однако можно сколь угодно долго читать учебник математики, но так и не научиться складывать, умножать и делить. Проблема не в малом количестве часов, а в отсутствии потребности и интереса учащихся к уроку физкультуры.
Так возникает второй аспект управления физкультурно-оздоровительной работой – изменение взглядов на показатели её качества.
Традиционно основной показатель качества – это качество обучения и обученность учащихся по предмету, количество учащихся, занявших призовые места на спортивных соревнованиях, т.е. физкультурная работа. Очень хорошо, когда в школе есть призёры спортивных соревнований и квалифицированные спортсмены, но спортивные достижения – это основное дело специализированных спортивных школ. Нам в первую очередь нужны здоровые гимназисты, активно и всегда посещающие уроки физкультуры,
являющие инициаторами массовых школьных спортивных праздников, просто увлечённые физкультурой дети - дети, у которых существует осознанная потребность в занятиях физической культурой, спортом или просто в двигательной активности. Именно такие показатели и должны применяться при оценке качества физкультурно-оздоровительной работы учителя и её результатов – посещаемость урока физкультуры, количества реализованных физкультурно-оздоровительных инициатив учащихся, количества учащихся, привлечённых к участию самими учащимися, количество родителей, взаимодействующих с учителем физкультуры в процессе привлечения учащихся к занятиям и т.д. Подходят и косвенные показатели – количество острой заболеваемости учащихся.
Теперь обратимся к преподавателю. Его внимание должно быть направлено на приобщение учащихся к физической культуре. Это создаёт возможность для физического совершенствования ребёнка с целью успешной подготовки ко всем необходимым видам деятельности человека в обществе, но и расширяет возможности в познании нравственного опыта человеческой культуры. Но как приобщить детей к физкультуре?
Постоянно читая новинки методической литературы, знакомясь с работами педагогов-новаторов, наблюдая и анализируя те виды деятельности у детей, которые приносят им удовольствие, проводя анкетирование среди учащихся и родителей, я решила использовать дополнительный (третий) урок физкультуры для повышения мотивации учащихся к посещению физкультурного зала и занятиям в нём.
Физическую культуру и спорт как социально-культурный феномен часто сравнивают с игровой деятельностью. В игре сочетаются два важных фактора: с одной стороны, игра – это практическая деятельность, физическое развитие,
формирование умения самостоятельно действовать в любой сложившейся ситуации, а с другой стороны, - получение морального и эстетического удовлетворения от этой деятельности, углублённое освоение окружающего мира.
Так и появилась идея планирования третьего часа уроков физической культуры в начальной школе как урока подвижных игр. Выдающийся русский учёный П.Ф.Лесгафт рассматривал подвижные игры как одно из важнейших средств физического воспитания, подчёркивал, что во время игры ребёнок учится преодолевать препятствия, которые встречаются в жизни. В процессе игры дети познают мир и при высокой эмоциональной нагрузке учатся самостоятельно действовать в различных ситуациях.
Игры способствуют усвоению самых различных знаний, умений, развитию двигательных способностей. Взаимосвязь игры и учения проявляется во влиянии игры на формирование элементов учебной деятельности. По самой своей природе игра ненавязчиво побуждает её участников глубже и полнее использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивает мужество, решительность, внимание, оперативное мышление, чувства коллективизма. Ответственности, взаимовыручки и множество других социально важных и полезных качеств.
Возникновение в ходе игры положительных эмоций способствует активизации у них как двигательной, так и умственной деятельности. Известно также, что на фоне положительных эмоций условно-рефлекторные связи создаются значительно легче. Сильные эмоциональные переживания могут придавать этим связям большую прочность, поэтому так важна игровая, занимательная форма педагогической деятельности. Приятный голос, доброжелательность учителя, яркие пособия – всё это вызывает радость, привлекает внимание ребят.
Содержание уроков физической культуры в младших классах я стараюсь наполнить сказочными и игровыми сюжетами, что даёт возможность поддерживать высокий эмоциональный настрой учащихся. Повышать интерес к двигательной активности на занятиях и во внеурочное время, благотворно влиять и воздействовать на личность ребёнка, его подсознание, легко и успешно адаптироваться к школьной жизни.
Подвижная игра с правилами – сознательная, активная деятельность, цель в которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Точные правила упорядочивают взаимодействия играющих, устраняют случаи излишнего возбуждения, благоприятно влияют на проявление положительных эмоций у игроков. В игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, бросании, ловле, увёртывании и др. Хорошо организованные подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки, активизируют деятельность сердца и лёгких, повышают их работоспособность, улучшают кровообращение и обмен веществ в организме. Содействуют закаливанию. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.
Не все дети сами справляются в игровой ситуации. На уроках я стараюсь учить их играть: практически показываю им наиболее целесообразные и экономные игровые приёмы, наиболее выгодные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. В ходе каждой игры стараюсь ученикам разъяснить её значение для укрепления здоровья, для развития физических качеств и овладения учебным материалом по физической культуре. Кроме того, на уроках физической культурой я стараюсь проводить общеразвивающие упражнения различной направленности и, непосредственно сами подвижные игры с использованием музыкального сопровождения. Это также вносит положительный эмоциональный настрой в учебную деятельность.
Играя в грамотно и планомерно подобранные специализированные или вспомогательные подвижные игры, ученики овладевают умениями быстрее и лучше мыслить, анализировать складывающую обстановку, принимать самостоятельно решения, укрепляют своё здоровье и совершенствуют функциональные возможности организма, осваивают актуальные способы физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью учебного предмета.
Таким образом, ответ на вопрос, как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, заключается в комплексном решении проблем сохранения и укрепления здоровья, повышения двигательной активности ребёнка.



















13PAGE 15


13PAGE 14115




15