Конспект урока по окружающему миру по теме:Русские оружейники


КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 04.05.2016
Класс: 3 «А»
Тема: «Русские оружейники»
Тип урока: ОНЗ
Цель урока:  Познакомить детей с возникновением и развитием на Руси оружейного ремесла.
Задачи:
Образовательная: дать представления о том, как развивалось ремесло оружейников на Руси.
Развивающая: развивать умение работать с источниками информации; расширение кругозора.
Воспитательная: воспитывать любознательность; воспитывать самостоятельность и ответственность по отношению к выполняемому труду.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
- различать характер ремесла по результату труда ремесленника; кратко рассказывать об изготовлении оружия и защитных доспехов — древнем ремесле славян.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
Познавательные -находить и выделяет необходимую информацию из различных источников.
Регулятивные -определять цель учебной деятельности с помощью учителя, самостоятельно; принимать и сохранять учебные задачи в течение всего урока.
Коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать речь других; высказывать своё мнение.
Личностные –формирование осознания смысла своих учебных действий; умение адекватно оценивать себя и свои действия; формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину
Средства обучения: учебник Виноградова 3 класс часть 2, презентация.
ХОД УРОКА
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята! Меня Виктория Сергеевна. Я проведу у вас урок окружающего мира.
- Как вы понимаете пословицу «Оружие — сила бойца, используй его до конца » (Слайд 1) - приветствуют учителя
-размышляют, высказывают свое мнение
Актуализация знаний
- Чтобы узнать оружия бойца, давайте с вами отправимся в путешествие по древнему городу. Я называю то, что нам нужно, а вы  зовете ремесленника, который сможет нам помочь. И говорите, на какой улице он живет. (Слайд 2)
Матрешка
- Кого называют игрушечниками?
Полотенце
- Кого называют ткачами?
Калач
- Кого называют пекарем?
Колечко
- Кого называют ювелиром?
Подкова
- Кого называют кузнецами?
Кувшин
- Кого называют гончарами?
- На каких улицах они могут жить?
- О какой улице мы не говорили? -рассказывают
игрушечник
ткач
пекарь
ювелир
кузнец
гончар
Проблемное объяснение и фиксирование нового знания
Определение темы и задач урока.
- Изготовление оружия – тоже ремесло. Как вы думаете, для чего необходимо изготавливать оружия? Какое оно было?
- Назовите тему урока.
- Предположите задачи урока.
- Вот как я сформулировала задачи урока: (слайд 3)
узнаем, какое было оружие у наших предков
узнаем, когда какое оружие было
узнаем, как защищались наши предки от врагов
- А еще будем расширять свои знания об истории России. Сейчас у нас их немного. В конце урока посмотрим, сколько стало.
- Воина нужно правильно вооружить. Согласны? Значит, нужно оценить свои реальные возможности в этом вопросе. И я вам предлагаю заполнить лист оценивания.
Лист оценивания
Фамилия, имя____________________________
Я знаю, кто такие оружейники. Я  пока не знаю, кто такие оружейники.
Я знаю, какое оружие было у русских воинов  в 9-10 веке. Я  пока не знаю, какое оружие было у русских воинов  в 9-10 веке.
Я знаю, что такое доспехи Я  пока  не знаю, что такое доспехи
Я знаю, что такое кольчуга Я  пока  не знаю,  что такое кольчуга
Я знаю, в каком веке  появились  ружья и пушки на Руси. Я  пока  не знаю,  в каком веке  появились  ружья и пушки на Руси.
Я знаю, кто  создал самую большую пушку в России Я  пока  не знаю, кто  создал самую большую пушку в России
Я знаю, где в России появились первые оружейные производства Я  пока не знаю, где в России появились первые оружейные производства
- Достаточно ли у вас информации о том, как правильно вооружить русского воина? Что мы может  в такой ситуации сделать?
-Оружие изготавливалось с давних времен. Изначально люди использовали случайно найденные валуны или палки. Добывая себе пищу, защищая свой дом от врагов, человек учился делать каменные молотки. Копья, луки и стрелы появились по мере усовершенствования оружия. Добыча, обработка металла привела к появлению новой профессии. Оружейник – это мастер изготовления оружия, защитных средств. Он занимался изготовлением мечей и щитов, шлемов и арбалетов. Оружие древности сменилось более усовершенствованными моделями. Сначала это было холодное оружие, колющие и режущие предметы. С изобретением пороха появилась огнестрельная техника. Мастера оружейного дела свои секреты передавали по наследству. Отец показывал на практике технологии получения особого вида стали, излагал сыну особенности закалки лезвия. Так появились целые династии оружейников.
Считается, что слово "оружие" происходит от слова "рог" ("рога"). Для животного они являются средством защиты и нападения. Значение слова "оружейник" – специалист по военному снаряжению.
- Считают, что до 8-9 веков у славян защитных доспехов не было. Но уже в 10 веке на Руси начали изготавливать кольчуги. (Слайд 4) Кольчуга – это длинная рубаха, сплетенная из нескольких тысяч маленьких колец. Кроме кольчуг, изготавливали и другие элементы доспехов – железные налокотники, шлемы, щиты. (Слайд 5)Первым оружием были копья, кинжалы, стрелы, мечи. (Слайд 6)Русский воин княжеской дружины, имеющий копье, назывался копейщик. Ружье и пушка появились только в 15 веке. А сейчас целые заводы занимаются военными технологиями. С XVI века в Туле заработал оружейный завод.
Физкультминутка «Богатыри»Богатырь- вот он каков:(Показывают силача)Он силён , он здоров,Он из лука стрелял, (Имитируют движения)Метко палицу бросал,На границе стоял,Зорко - зорко наблюдал,Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)Станем, как богатыри! - предполагают
-воспринимают
- оценивают свои знания
- воспринимают
- выполняют фузкультминутку
Первичное закрепление во внешней речи
- Посмотрите на герб Тулы. (Слайд 7)

- Как думаете, чем там занимаются люди, посмотрев на герб?
- Давайте проверим ваши предположения. Прочитайте статью со стр. 122 – 123.
- О чем говорится в статье?
- Чем же занимались в Туле?
- Прочитайте статью на стр. 125, и скажите, где еще создавали оружие.
- О каком мастере вы узнали?
- А кто знает, чем знаменита Царь-пушка?
- А какие современные оружия, знаете вы? - воспринимают
-читают
- отвечают на вопросы
-читают
- отвечают на вопросы
- вспоминают
Самостоятельная работа с самопроверкой
- Возьмите в руки карточки. Выполните самостоятельно.
Фамилия, имя _______________________
1. Оружейник – это ____________________________________
2. «Оружие» произошло от слова «_______»
3.

________________ ______________ __________

_____________ ________________

- Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Сравните ответ с ответом на доске. Исправьте ошибки. (Слайд 8) -выполняют задание
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение
- Кто такие оружейники?
- Что они изготавливают?
- Из чего изготавливают оружия?
- Предлагаю вам соединить век и его значение
В 8-9 веках
В 10 века
В 10-13 веках
В 15 веке славянские ремесленники делали такие хорошие кольчуги, что их покупали даже во Франции.
в России появились первые пушки и ружья.
начали делать кольчуги.
у  древних славян еще не было доспехов.
-отвечают
- сопоставляют
7. Рефлексия учебной деятельности
- Какая тема сегодняшнего урока?
- Какие задачи урока достигнуты?
- Предлагаю вам взять листы оценивания и поработать с ними. Любым другим знаком оцените свои знания по теме «Русские оружейники».
-Покажите, пожалуйста, руками, насколько увеличились ваши знания. -вспоминают, размышляют, рассуждают
оценивают
показывают