Брошюрка Индивидуализация обучения и психолого-педагогическая поддержка слабоуспевающих учащихся


296545259715МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
АЛМАТИНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ТАЛДЫКОРГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТЕХНОЛОГИЙ
Индивидуализация обучения и
психолого-педагогическая поддержка слабоуспевающих учащихся
Талдыкорган 2015г
00МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
АЛМАТИНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ТАЛДЫКОРГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТЕХНОЛОГИЙ
Индивидуализация обучения и
психолого-педагогическая поддержка слабоуспевающих учащихся
Талдыкорган 2015г

подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, при необходимости предлагаются карточки - консультанты, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения нового. Объём домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки учащихся.
Работа со слабоуспевающими - составная часть борьбы за всесторонне развитого человека. Говоря об оптимальном развитии учащегося, об условиях педагогической поддержки его индивидуальности при обучении, имеем в виду то, что развитие учащегося должно быть оптимальным по сравнению с его же развитием в условиях любой другой модели обучения, которая не организует этой поддержки посредством прямого контакта с учителем или опосредованно через учебно-методический комплект.Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Специально организованная в рамках всех учебных предметов система сочетания индивидуальной работы с работой в малых группах и коллективной работой, а также продуманная система заданий разного уровня трудности при освоении каждой темы и проблемы позволяет обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого учащегося на основе учета уровня его актуального развития.То, что учащийся не может сделать индивидуально, он может сделать с помощью, т.е. в малой группе; то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий к каждой изучаемой теме и их количество позволяет учащему определить свой уровень актуального развития, и создают возможности его индивидуального продвижения.
Решение:
Инженерно-педагогическому коллективу продолжить работу со слабоуспевающими учащимися;
Классным руководителям, мастерам производственного обучения и психологу лицея продолжить индивидуальную работу в интеллектуальном, психо-личностном развитии учащихся.
Одной из главных проблем, которую приходится решать инженерно-педагогическому коллективу нашего лицея, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех педагогов нашего лицея.
Учащийся может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
*пропуски занятий по болезни;
*слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
*задержка психического развития;
*педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др;
*прогулы.
Важно, чтобы в первую очередь учитель знал, почему учащийся не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю должны помочь психолог, родители ученика, он сам и его одноклассники. Информацию от вышеназванных людей учитель принимает к сведению и использует в своей работе.
Хотим представить в форме таблицы то, что мы бы посоветовали планировать и выполнять учителю-предметнику:
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
на 20___- 20___учебный год.
Мероприятия Срок
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.
Цель:
а) Определение фактического уровня знаний детей.
б) Выявление в знаниях учащихся пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. Сентябрь
2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через: встречи с родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. Сентябрь
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего учащегося на месяц. Сентябрь, обновлять по мере необходимости.
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику. В течение учебного года.
5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся группы. В течение учебного года.
6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. В течение учебного года.
Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми.
1. При опросе слабоуспевающим учащимся даётся примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
2. Учащимся задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
6. Организовать постоянный, тщательно согласованный с родителями контроль за учебной работой отстающих учащихся.7 . Активно привлекать детей в систему внеурочной работы по своему предмету.8. Организовать систематические дополнительные занятия для слабоуспевающих учащихся, индивидуализировать работу с ними.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель должен чаще обращаться к ним с вопросами на понимание, привлекать их в качестве помощников.
В ходе самостоятельной работы слабоуспевающим даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности.
При организации домашней работы для слабоуспевающих учащихся подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится