Конспект урока литературы на тему Пётр Великий русской литературы. Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы

Урок литературы в 9 классе
Тема: М.В.ЛОМОНОСОВ – ВЕЛИКИЙ СЫН РОССИИ. РЕФОРМАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛОМОНОСОВА В ОБЛАСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
Насонова Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Копёнская основная общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»

Цели урока:
образовательная:
расширение знания учащихся о М.В. Ломоносове, осмысление его реформаторской деятельности в области русского языка и литературы; знакомство с жанром оды.
развивающая:
обогащение активного и пассивного словаря;
формирование навыка восприятия и записи лекции, чтения поэтического текста, умения воспринимать и анализировать художественное произведение; развитие монологической речи.
воспитательная:
воспитание интереса к изучению жизни людей, внесших вклад в развитие науки, общества, гордости за Родину и достижения соотечественников;
развитие мотивации к изучению предмета.
Словарная работа: реформа; силлабическое стихосложение, женская рифма, цезура, вирши; силлабо-тоническое стихосложение, теория «трех штилей», ода.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, портрет М.В. Ломоносова, тексты стихов поэтов 18 века, учебники литературы 9 класс, I часть.
Тип урока: урок открытия нового знания

Используемые технологии:
*проблемно-исследовательская
*информационно-коммуникационная
*технологии уровневой дифференциации

Методы обучения:
* создания проблемной ситуации
* частично-поисковый (эвристический)
* беседа
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Слово учителя.
-Ребята, на доске записан эпиграф нашего урока: «Петр Великий русской литературы» (В.Г. Белинский)
-Как вы думаете, кого имел в виду Белинский?
- Как вы понимаете эти слова?
(Пётр 1 произвёл преобразования во всех областях государственной и культурной жизни страны, что привело к укреплению России, культурное сближение её с Европой. Такую же великую роль в литературе 18 века – по мнению критика Белинского - сыграл М.В.Ломоносов.
-Но знаете ли вы, что сделал Ломоносов в области литературы и русского языка, чем заслужил такую высокую оценку? (не очень)
-Это интересно узнать? Давайте попробуем.
2. Актуализация имеющихся знаний о М.В.Ломоносове
1) Вступительная беседа
-С именем Ломоносова вы встречались на других уроках. Каких? (химия, физика, география, история).
- Ребята, давайте вспомним, что вы знаете о жизни Ломоносова и деятельности его как учёного.
-Вы дома перечитали указанные страницы учебника (с.42-44).
2) Ответы на вопросы 1-3 учебника (с.49)
-Где, в какой семье вырос Ломоносов? -Кто учил его грамоте?
-Где он учился? Каких научных областей коснулись его исследования и какими талантами он был щедро наделён?
(В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве (за 5 лет он прошёл 8-милетний курс обучения), затем, как один из лучших учеников, был направлен в Германию –город Марбург - для завершения образования (изучал механику, физику, химию, горное дело и языки). После этого он прибыл в Петербург, где началась его блестящая академическая и писательская деятельность).
3) Сообщения учеников о научных открытиях Ломоносова
Диапазон его научных интересов необычайно велик: химия, физика, математика, металлургия, география, навигация и мореплавание, астрономия, история, право, литература, русский язык, художество (изготовление смальты и мозаичных картин). Ему был присущ энциклопедический размах, обширность и глубина его талантов ставит его в один ряд с титанами Возрождения, такими, как Леонардо да Винчи и Микеланджело.
- И на уроке литературы в 7 классе мы читали отрывки из его стихов. Какие из его художественных произведений вам известны?
4) Чтение стихотворных отрывков, которые изучались в 7 классе.
1) стихотворная подпись «К статуе Петра Великого»

К статуе Петра Великого
Елисавета здесь воздвигла зрак Петров
К утехе россов всех, но кто он был таков,
Гласит сей град и флот, художества и войски,
Гражданские труды и подвиги геройски.
- Какая главная мысль этого четверостишия?
(На памятнике Петру 1, воздвигнутому его дочерью Елизаветой Петровной в Петербурге, написаны строки Ломоносова, в которых перечисляются заслуги Петра перед Россией: строительство Петербурга, флота и армии, его реформы («гражданские труды») и поддержка искусства («художества»).
2) ода «На день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок)
О вы, которых ожидает Науки юношей питают,
Отечество от недр своих Отраду старым подают,
И видеть таковых желает, В счастливой жизни украшают,
Каких зовёт от стран чужих, В несчастной случай берегут;
О, ваши дни благословенны! В домашних трудностях утеха
Дерзайте ныне ободренны И в дальних странствах не помеха.
Раченьем вашим показать, Науки пользуют везде,
Что может собственных Платонов Среди народов и в пустыне,
И быстрых разумом Невтонов В градском шуму и наедине,
Российская земля рождать. В покое сладки и в труде
- Какова главная мысль?
(1-ая часть – призыв русских юношей к занятию науками на пользу Отечеству. Он утверждает, что русская земля способна рождать собственных великих учёных, таких, как Платон или Ньютон, хотя пока приходится их звать «из стран чужих», вторая часть - это настоящий гимн в честь науки, которая является источником процветания страны и её граждан)
- Ребята, мы видим, что Ломоносов был не только великим учёным, но и прекрасным поэтом 18 века, всё творчество которого было направлено к одной цели его жизни – «утверждению наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей Родины.
- И всё же он сделал гораздо больше. Ведь не зря В.Г.Белинский назвал Ломоносова «Петром Великим русской литературы».
3. Формулировка цели и темы урока.
- О чём же мы должны узнать на этом уроке?
(О заслугах Ломоносова перед русским языком и литературой. Мы узнаем о его реформах (преобразованиях) в области русского литературного языка и русского стихосложения.)
- Знаете ли вы ответ на этот вопрос? (нет, почти ничего)
-Сформулируйте тему.
Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы. (запись темы)
4. Изучение нового материала. Лекция (сопровождается демонстрацией презентации)
-Какой была литература 18 века? Вспомним, что мы знаем, а поможет нам презентация (слайды 1-6)
1) Реформа стихосложения
- Послушаем, как звучали стихи поэтов того времени. Это отрывок из перевода стихотворения древнегреческого поэта Анакреона
А. Кантемир
О любви
Любовь, пришед к моим дверям,
Громко стал у них стучаться.
«Кто стучит там? – закричал я. –
И сну моему мешает?»
«Отвори, – Любовь сказал мне, –
Младенец я есьм; не бойся,
Весь обмокл в безлунной ночи,
С пути, бедной, заблудился».
Сжалился я, то услышав,
И, свечу тотчас зажегши,
Отворил; я вижу, правда,
Крылата младенца с луком
И с тулом стрел за плечами
- Всё ли вы поняли? Как звучат стихи?
(Не все слова понятны, так как много устаревших-церковнославянских слов и форм, звучат нескладно: нет рифм и ритм нарушается. А. Кантемир при переводе заменил имя Купидон (в римской мифологии – бог любви, изображаемый в виде мальчика с луком и стрелами) словом «любовь», пренебрегая тем, что русское слово женского рода не может стать мужским именем. А ведь это написал один из лучших поэтов того времени – А.Кантемир.
Почему же такими неблагозвучными были стихи в то время? Давайте посмотрим, как построены стихи.
Слайд 8.
- Рассмотрим пример, представленный на слайде.
Что такое вирши? Прочитаем его.
(Вирши – это в русском языке XVII–XVIII веков название всех стихов в противоположность прозе.)
Вирши петровской эпохи
О коль ве-ли-ю ра-дость // аз есмь об-ре-тох
Ку-пи-до Ве-не-ри-ну // ми-лость при-не-сох
Сол-це лу-чи сво-и // на мя спус-ти-ло
И злу пе-чаль// во ра-дость мне об-ра-ти-ло
- Как вы понимаете смысл четверостишия?
- Стихи разделили на слоги. Сколько слогов в первом стихе? Во втором Напишите. - Какие стихи рифмуются? (1-2, 3-4). На какие слоги падает ударение в рифмующихся словах? (предпоследние). Какая это рифма? (женская). Прочитайте выразительно первую строфу. - Какой вывод можно сделать?
(Женская рифма  разновидность [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], при которой ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов.)
В таких стихах появляется цезура –пауза в середине стиха (//).
Перед нами так называемое силлабическое стихосложение, особенностью которого является равное количество слогов в рифмующихся строчках и обязательно с женской рифмой. Предшественники и современники Ломоносова для создания стихов использовали именно это стихосложение. 
Записать: Силлабическое (слоговое) стихосложение: равное число слогов в строке; цензура – пауза в середине; на предпоследнем слоге обязательное ударение; рифма связывает смежные строки.
- Но силлабика чужда русскому языку. Поэтому М.В.Ломоносов решил реформировать систему русского стихосложения, для этого он стал изучать русскую народную поэзию, в которой есть и ритм, и рифма, изучил научные труды В,К,Тредиаковского. Опираясь на его работы, сделал переход от силлабического (слогового) к силлабо-тоническому (слогоударному) (от греч. syllabe слог и tуnos ударение), стихосложению
- В чём его особенность? Рассмотрим пример, представленный на слайде
Слайд 9 
 М. В. Ломоносов
Ночною темнотою
Покрылись небеса.
Все люди для покою
Сомкнули уж глаза.
- Разделите вертикальной чертой стихи на слоги. Поставьте ударение в каждом слове. Сколько ударных слогов в первом стихе? Сколько безударных? Запишите. Продолжите работу.
- Какой вывод можно сделать? Главная особенность этого стихосложения - чередование ударных и безударных слогов.
Такое стихосложение называется силлабо-тоническим
Силлабо-тоническое (слогоударное) стихосложение: чередование ударных и безударных слогов (равное количество ударных и безударных слогов
- Отличаются ли стихи по звучанию?
(Силлабические стихи виршей петровской эпохи тяжелые, сложно воспринимаются на слух, а строфы Ломоносова, написанные силлабо-тоническим способом стихосложения, подвижные, легкие, воздушные, украшенные перекрестными рифмами.)
Чтение отрывка из перевода Ломоносовым стихотворения Анакреона
Ночною темнотою
(из Анакреона)
Внезапно постучался
У двери Купидон,
Приятный перервался
В начале самом сон.
«Кто так стучится смело?» –
Со гневом я вскричал.
«Согрей обмерзло тело, –
Сквозь дверь он отвечал. –
Чего ты устрашился?
Я – мальчик, чуть дышу,
Я ночью заблудился,
Обмок и весь дрожу».
Тогда мне жалко стало,
Я свечку засветил,
Не медливши нимало
К себе его пустил.
Увидел, что крылами
Он машет за спиной,
Колчан набит стрелами,
Лук стянут тетивой
-Чем различаются стихи Кантемира и Ломоносова?
(Различие двух стихотворных переводов очевидно: тяжелые, 8-сложные силлабические строки, лишенные рифм, стиха Кантемира и легкие, подвижные 3-стопные ямбы строф Ломоносова, украшенные перекрестными рифмами).
- В чем преимущество, достоинство силлабо-тонического стихосложения?
Слайд 10
Силлабо-тоническая система стихосложения помогает сделать стихи более легкими, звучными, выразительными и более понятными для самого простого читателя, дает простор для творчества поэтов.
Этой системой стихосложения поэты пользуются до сих пор.
2) Жанрово-стилевая реформа. Теория «трех штилей». Составление схем.
Но и литературный язык того времени был сильно засорен как иностранными словами, так и устаревшими, церковнославянскими, требовал приведения в порядок. Ломоносов поставил своей задачей очистить литературный язык от этих малопонятных слов, убрать их, сократить их употребление, приблизить язык к народному, разговорному языку. Все слова в русском языке Ломоносов разделил на несколько родов. Каких? Мы узнаем, прочитав отрывок статьи из учебника.
Работа с учебником
– Откройте учебники на с.43 (последний абзац), начнем читать со слов «Он разделил слова» по с. 44 до слов «Каждому стилю соответствует»
- Сколько родов слов выделил Ломоносов? (3)
- К 1-му роду слов он относил слова церковнославянские и русские слова
Ко 2-ому роду слов- русские слова с небольшой примесью церковнославянских, понятных по книгам, но редких в разговорном языке
К 3-му роду - русские разговорные
В зависимости от смешения слов 3-х родов создаётся тот или иной стиль («штиль»). Ломоносов разрабатывает теорию «трех штилей», в соответствии с которой разделяет все жанры литературы на «высокие», «средние» и «низкие».
Слайд 13

- Рассмотрим схему. Прочитайте, какие жанры Ломоносов относил к «высокому штилю», к «среднему» и к низкому»?
- Практическая устная работа. Распределите слова по штилям: высокий, средний и низкий. Обоснуйте.
Запомните, что средний штиль, в современном языке соответствует нейтральному стилю речи. К нему относятся общеупотребительные слова, понятные всем говорящим на языке.
Рука, братцы, письмо, попрыгунья, дерзайте, небо, небеса, глаза, очи.
- Сделайте вывод (записать): в чем значение теории «трех штилей»?
Теория «трех штилей» имела демократический характер: она сократила употребление старославянских слов, приблизила литературный язык к разговорному, что сделало его доступным широкому кругу читателей.
Реформы Ломоносова в области литературного языка и стихосложения соответствовали культурным потребностям нации. Своими реформами Ломоносов открывал перед поэзией новые художественные горизонты.
3) Разработка жанра оды
Ломоносов не только создал теорию стихосложения, но и на практике дал прекрасные образцы литературных произведений. Его любимым жанром была ода.
Слайды 14, 15
Ода – стихотворное лирическое произведение.
В оде поэт торжественным, величавым языком выражал чувства восхищения, восторга перед каким-либо значительным событием, выдающимся человеком или необыкновенным явлением природы.
- Посмотрите, к какому штилю относил оду Ломоносов? (к «высокому штилю»)
Оды Ломоносова были посвящены различным знаменательным событиям в жизни русского государства: восшествию на престол, победам в сражениях. Любимым его героем был Пётр 1. Ломоносов писал и оды, посвященные религиозным и научным темам. Такова, например, его философская ода «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния».
5. Самостоятельная работа:
сравнить 2 отрывка из стихов поэтов 18 века. Какое из них написано силлабическими стихами, а какое силлабо-тоническими? Обосновать своё мнение.

Кузнечик дорогой, коль много ты блажен, Коль больше пред людьми ты счастьем одарен! Препровождаешь жизнь меж мягкою травою И наслаждаешься медвяною росою. Хотя у многих ты в глазах презренна тварь, Но в самой истине ты перед нами царь; Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен! Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен, Что видишь, всё твое; везде в своем дому, Не просишь ни о чем, не должен никому.

Гордость, леность, богатство  мудрость одолело, Невежество знание уж местом посело; То под митрой гордится, в шитом платье ходит, Оно за красным сукном судит, полки водит. Наука ободрана, в лоскутах обшита, Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.

Первое написано Ломоносовым силлабо-тоническим стихом: *чередуются ударные и безударные слоги, 6-тистопный ямб
* хотя есть устаревшие формы (коль, блажен, препровождаешь жизнь, презренна), но всё понятно.
Второе принадлежит Кантемиру, написано по-старому, силлабическим стихосложением:
*нет порядка в ударении, оно падает куда попало, обязательна женская рифма, т.е. ударение падает на предпоследний слог
*много устаревших непонятных слов ( невежество посело, под митрой)
6. Повторение, подведение итога урока.
- А вот теперь, ребята, посмотрите на свои записи и повторите, какие же реформы были сделаны Ломоносовым и какими мы пользуемся до сих пор?
Реформа стихосложения
- Какие виды стихосложения вы знаете? Чем они отличаются?
Реформа литературного языка, создание "теории трёх штилей".
- Что вы можете сказать о ней?
Разработал жанр оды.
- Дайте определение оды.
- Прав ли был Белинский, назвавший Ломоносова «Петром Великим русской литературы»? Почему?
(Да, он прав. Так же, как и Петр 1, он много сделал для развития России, стал первооткрывателем и в науке, и в литературе).
Практически все, что мы сейчас имеем в литературе было начато Ломоносовым. И мы до сих пор пользуемся его трудами, несмотря на все современные достижения. Поэтому мы можем подтвердить, что слова Белинского действительно соответствуют истине. Великий критик В. Г. Белинский продолжил свое высказывание о Ломоносове такими словами:
Слайд 16
На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало, что человек есть человек во всяком состоянии и что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями.
7. Рефлексия учебной деятельности
Оцените свою работу на уроке: поставьте себе оценку по 5-тиьалльной системе: если ответили на все 3 итоговых вопроса – «5», на 2 – «4», на 1 – «3».
8. Домашнее задание: 1) выучить записи в рабочих тетрадях (всем),
2) подготовить выразительное чтение «Оды на день восшествия на престол..» (с.51 – 58), отметить непонятные слова или
выучить наизусть 2 предпоследние строфы оды


Рисунок 315