Из опыта работы дефектолога.Использование коррекционно — развивающих упражнений на уроках математики


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гвардейская школа-гимназия №3»
Симферопольского района Республики Крым
пгт. Гвардейское, Симферопольский район, 297513
e-mail: gvardeiskoe3@yandex.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ

УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Учитель-дефектолог Губанкова И.В
Практика школьного обучения и наблюдения за математическими навыками учащихся с особыми образовательными потребностями свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности математических знаний, что выражается в типовых ошибках, бедном и зачастую, недифференцированном словаре, слабых вычислительных навыках и т.д.
Для эффективного усвоения учебной программы необходимы специальные упражнения, предполагающие комплексную работу сразу нескольких анализаторов. Проблема заключается в том, что в коррекционной подготовке не существует готовых коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие высших психических функций детей с нарушением интеллекта, либо выполняющих компенсаторную функцию, а использование просто дидактических приёмов и методов передачи учебной информации не всегда позволяет справиться с поставленной задачей.
Урокам математики принадлежит особая роль в решении этой задачи.
Структура урока определенного типа не является статичной. Набор структурных элементов, их порядок и количество может меняться. Важно, чтобы это многообразие, динамичность были целенаправленны, обоснованы, взаимосвязаны и давали высокие результаты в развитии учащихся, в восприятии у них базисных знаний по математике, которыми они могли бы пользоваться в изменяющихся условиях повседневной жизни и трудовой деятельности.
Рассмотрим коррекционно - развивающие упражнения, которые можно применять на каждом этапе урока.
При работе с детьми с ОВЗ на каждом уроке использую разнообразные коррекционные упражнения, которые способствуют развитию мышления, умению анализировать, выделять главное, обобщать, сравнивать. Задания даю на индивидуальных карточках.
Упражнения можно использовать при устном счете, при подготовке к восприятию нового материала, даже при решении задачи. Учащиеся с интересом выполняют задания, учатся объяснять свое решение, лучше усваивают изучаемую тему.

Разбить на группы. Исключить лишнее.
Разбить на группы. Выделить овалом круглые десятки. Назвать их в порядке возрастания.
26 90 71 40 60 13 10 51 50 86 30 95 70 16 65 80 47 32 20 49
Исключить в каждой строке лишний компонент.
Сложение: слагаемое, вычитаемое, слагаемое, сумма.
Вычитание: уменьшаемое, разность, частное, вычитаемое.
Умножение: сумма, множимое, множитель, произведение.
Деление: делимое, частное, уменьшаемое, делитель.
Разбить на группы. Исключить лишнее число.
34кг 45км 60р. 7дм 80 400г 69к. 8т 12см 20р. 5мм 37ц 50к.
Найти правильное решение.
Подобрать нужный ответ.
121 х 3 204 х 2 320 х 3 210 х 4 111 х 5 402 х 2 322 х 3
555 966 363 960 804 840 408
Найти одинаковые величины. Указать лишний ответ.
25м 13см 4т 5ц 4м 6т 400кг 6км 200м 8р.20к. 17дм
400см 820к. 2513см 170см 405ц 6400кг 45ц 6200м
Восстановить нужное.
Вставить нужный знак действия (х, :).
45…5 = 9 7…10 = 70 36…6 = 6 8…8 = 64 80…10 = 8 25…5 = 5
Правильно или нет?
64 + 3 - 30 = 37 7 + 53 - 9 = 41 86 – 60 + 4 = 18
( 58 – 18 ) : 4 = 10 ( 45 – 15 ): 10 = 4 5 * 6 : 3 = 12
Восстановить скобки так, чтобы получились указанные числа.
1. 40 + 50 – 20 = 70 70 – 40 – 10 = 40 30 + 50 – 20 = 60
2. 60 – 24 : 4 х 3 = 27 60 – 24 : 4 х 3 = 162 60 – 24 : 4 х 3 = 58
Дополнить предложение.
Закончи запись.
Масса человека 65… .
Масса воробья 80… .
Масса белого медведя 700… .
Масса пчелы 5… .
Заполни пропуски в предложениях.
Чтобы умножить десятичную дробь на 10, надо запятую перенести на … (сколько?) знак … (влево, вправо), чтобы разделить – на … (сколько?) знак … (влево, вправо).
Чтобы умножить десятичную дробь на 100, надо запятую перенести на … (сколько?) знак … (влево, вправо), чтобы разделить – на … (сколько?) знак … (влево, вправо).
Чтобы умножить десятичную дробь на 1000, надо запятую перенести на … (сколько?) знак … (влево, вправо), чтобы разделить – на … (сколько?) знак … (влево, вправо).
Решить «цепочку» примеров.
54,45 : 9 ….. х 8 ….. : 4 ….. х 6 = ?
1000000 – 900000 ….. – 90000 ….. – 8000 ….. – 84 = ?
«Вычислительная машинка».
Запустить числа: 2, 3, 5. Какие числа получатся при выходе?
Вход … х 4 … : 2 … х 10 … : 2 … + 10 … - 5 = ?
Числовой водоворот
1. Числа, которые больше 50, подчеркни, а числа, которые меньше 50, зачеркни:
18, 49, 65, 29, 79, 2, 81, 100, 10, 34.
2. Зачеркни числа, которые оканчиваются на 2 и делятся на 3:
6, 20, 12, 63, 9, 2, 42, 84, 21, 72.
3. Обведи числа, которые делятся на 5, в кружок, а числа, которые делятся на 3, в квадрат:
5, 21, 43, 19, 25, 10, 3, 12, 24, 47, 30.
4. Подчеркни числа, сумма цифр, которых равна 8:
45, 16, 71, 80, 17, 34, 97, 26, 107
5. Подчеркни нечетные числа:
24, 13, 4, 2, 17, 21, 8, 6, 9.
При работе над задачей.
Задача
В первый день поезд прошел 2 1/5 всего пути. Во второй день
на 1/5 меньше, чем в первый. Какую часть пути прошел поезд за два дня?
Какую часть пути прошел поезд за два дня?
Какую часть пути прошел поезд в первый день?
Какую часть пути прошел поезд во второй день?
Задание. Найти лишний вопрос. Составить план решения задачи.
2. Задача.
В спортивных соревнованиях приняли участие 20 команд лыжников по 12 спортсменов в каждой и еще 80 спортсменов конькобежцев. Сколько всего спортсменов приняло участие в соревнованиях по зимним видам спорта?
Краткая запись к задаче.
29292556096000Лыжников – 20к. по 12 спортсменов
? спортсменов
Конькобежцев – 80 спортсменов
Вопросы к задаче.
Сколько всего конькобежцев? ( +, -, х, :)
Сколько всего лыжников? ( +, -, х, :)
Сколько всего спортсменов? ( +, -, х, :)
Задание. Краткая запись дается в виде деформированного текста. Нужно восстановить.
Исключить лишний вопрос, выбрать знак действия.
Задачки на смекалку.
2 колхозницы шли в город и встретили по дороге еще 5 колхозниц. Сколько всего колхозниц шло в город?(2)
Соперник нолика (Крестик)
Высший балл в школах России? (5)
Сколько человек играют в баскетбольной команде? (Пять)
Сколько козлят было у многодетной козы? (Семеро)
Сколько бойцов было у Али-Бабы? (40)
Сколько концов у 3,5 палок? (Восемь)
Сколько лет двадцатилетнему человеку было 4 года назад? (16)
Очень хорошим приемом, по моему мнению, являются задания тестового характера, которые классифицируются следующим образом:
Тесты с выбором одного правильного ответа.
Пример
Тема. Все действия в пределах 100.
Задание Ответ
1 Если 10 увеличить в 2 раза, будет 12 20 22
2 Если из 14 вычесть 4, будет 10 14 18
3 Если из 42 вычесть 0, будет 40 42 44
4 Если к 13 прибавить 3, будет 10 13 16
5 Если к 25 прибавить 0, будет 20 22 25
6 Если 37 уменьшить на 7, будет 30 37 44
Тесты с выбором всех правильных ответов.
Пример.
В каких числах 3 единицы?
а) 300; б) 23; в) 3; г) 503; д) 12
2. На сколько надо уменьшить 1м, чтобы получить 10 см?
а) на 9см; б) на 9 дм; в) на 90 см; г) на 9м
3. Произведение каких чисел равны 24?
А) 6 и 4; б) 2 и 8; в) 4 и 6; г) 3 и 8; д) 20 и 4
Тесты на установление соответствия.
Пример.
Соедини линиями прямоугольники, в которых записаны выражения с теми прямоугольниками, в которых записаны их значения.
12573001854200
000

114300317524 : 4
0024 : 4

114300196857 + 31
007 + 31
12573001968599
0099

114300622300 : 1
000 : 1
1257300622306
006

114300104140100 - 1
00100 - 1
125730010414038
0038

1257300-55943538
0038

Конечно, это далеко не все коррекционные упражнения, которые я использую в своей работе, но именно они вызывают у детей особый интерес и помогают мне в формировании мышления учащихся на уроках математики.