Методическая статья по теме Ранняя профессиональная ориентация в начальной школе

Методическая статья по теме
«Ранняя профессиональная ориентация в начальной школе»
МКОУ «СОШ п.Чернореченский»
учитель начальных классов
Фролова Ольга Николаевна
(обобщение опыта работы)
Не вызывает сомнения, что главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие ребёнка, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень самосознания.
Поэтому работа по подготовке к выбору учащимися профессий является частью всего учебно-воспитательного процесса и начинается в младших классах.
Формирование профессиональных намерений школьников проходит несколько этапов. Учащиеся младшего возраста находятся на этапе первичного выбора, для которого характерны малодифференцированные представления о мире профессий, часто известных детям лишь по названиям и некоторым внешним признакам (по форме одежды, манере поведения, оценкам окружающих людей и т.д.)
Другая черта этого этапа – неадекватное, часто неопределённое ситуативное представление о собственном ресурсе и возможностях его развития, к тому же связанное с неумением сопоставлять его с условием и требованиями профессиональной деятельности.
Младший школьник, находящийся на этапе первичного выбора, обычно неустойчив по своим профессиональным намерениям, что вполне естественно.
У младшего школьника нет ещё оснований для совершения серьёзного профессионального выбора, часто отсутствуют выраженные интересы и склонности. Наметившиеся интересы легко сменяются другими.
Раннее знакомство, а различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребёнка, но также. Что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей. Человек, который с детства ставит пред собой конкретные (часто меняющиеся) цели, связанные с будущей профессией, старается осознать своё место в обществе, вряд ли пополнит армию проблемных подростков и социально неблагополучный контингент молодёжи.
В возрасте 7-9 лет перед детьми появляется новая задача-социализация. Чем раньше у ребёнка начнёт формироваться адекватный Я- образ и позитивное самоотношение, тем успешнее он будет в любом виде деятельности и тем более гибким и адаптивным будет его поведение.
Дети (как и взрослые) нередко не ценят свои успехи и достижения. Многочисленные исследования психологов показали, что в основе всякого успеха лежит уверенность в себе, ощущение собственной компетентности.
Исходя из этого, занятия по ранней профориентации с детьми младшего школьного возраста имеет свои цели:
активизация познавательного интереса к миру профессий;
формирование уверенности в своих силах, успехе и признании.
Основные задачи:
расширение представлений детей о мире профессий;
исследование и развитие интересов и способностей детей применительно к рассматриваемым профессиям;
повышение самооценки, формирование чувства успешности.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Важно сохранить и донести до детей ощущение нужности, увлекательности и яркости каждой профессии, а также предоставить детям возможность тренировать различные виды способностей неоднократно (многие профессии пересекаются по необходимому набору способностей).
Занятия включают следующие основные элементы:
Знакомство с профессией (коллективное обсуждение):
- что я знаю об этой профессии;
- что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
- какие изучаемые школьные предметы помогают освоить эту профессию;
- что нового узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач.
Работа над проектами, посвящёнными людям разных профессий.
Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
Оценка своих способностей.
На занятиях используются:
Игры;
Беседы;
Загадки;
Ребусы;
Все виды драматизации;
Исследовательская деятельность;
Коллективная, индивидуальная, работа по группам, подгруппам.

Занятия проводятся в урочное (написание сочинений, рисование людей разных профессий, подготовка презентаций, решение математических задач, с упоминанием каких-то определённых профессий и т.д.) и внеурочное время. Привлекаются родители, люди разных профессий, организовываются экскурсии (магазин, кондитерская фабрика, ПТПО, ЖКХ, бухгалтерия, Цементный завод, библиотека, швейный цех, колбасный цех, рыбный цех, почта, Сбербанк, столярный цех и т.д.).











Список литературы.
Лопатина А.А, Скребцова М.В. Секреты мастерства. 62 урока о профессиях и мастерах.- М.; «Амрита Русь», 2005.
Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников. /Ж. «Школьный психолог», №8.9,10 2004г.
Игумнова Е.Банкир, фермер иль портной.Кто же я буду такой??? Новосибирск: Призвание, 1994.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. В4-х томах –М.: Генезис, 1998.
Психологический справочник популярных профессий. Под редакцией Е.С.Романовой.- М.: МГПУ, 2000.

15