Выступление на методическом объединение на тему: Элементы проектной деятельности в процессе трудового обучения учащихся коррекционной школы IIIV вида


КГБС(К)ОУ «Бийская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1 VIII вида»
Доклад по теме:
«Элементы проектной деятельности в процессе
трудового обучения учащихся
коррекционной школы VIII вида»
(Методическое объединение трудового обучения)
Разработала: Соколова Ю.А.
учитель швейного дела

Бийск 2014г
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате
VIII вида, основной задачей является социально-бытовая, социально-
нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся в общество. Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными. Одной из таких форм в трудовом обучении является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению.
Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет своиспецифические особенности и подходы к организации, и прежде всего,
ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками
интеллекта и на коллективную деятельность.
Учащиеся не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима.
Тематика проектов широка. Особенность проекта заключается в том, что
работа ведется по двум направлениям. Во-первых, это непосредственно
исследовательская, развивающая, самостоятельная практическая трудовая
деятельность учащихся. Во-вторых – это нравственный аспект,
направленный на воспитание таких личностных качеств как коллективизм,
сострадание, любовь и забота о людях. Проект рассчитан также назакрепление знаний и практических умений учащихся в изготовлении
швейного изделия.
Современное преподавание предмета, с целью повышения качества и
результативности обучения учащихся швейному делу, требует от учителя
применение новых педагогических технологий. Проектная работа включает в себя не только традиционные формы преподавания, но и использует компьютерные технологии, которые дают возможность сделать уроки более интересными, содержательными и современными.
Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать
с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится
личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть использован при обучении детей с разными возможностями (при индивидуальном, дифференцированном подходе к каждому). Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками
необходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебногопроцесса, вовлечение учащихся в активную деятельность, оптимальное
сочетание различных форм работы. И конечно, продуктивное развитие,
обучение и воспитание ребенка невозможны без профессиональной и
высоконравственной позиции самого учителя.
Приступая к использованию элементов проектной технологии, необходимо учитывать особенности школьников применительно к урокам трудового обучения. Для комплексного решения задач технологического обучения активно используются различные методы, в том числе выполнение учебных технологических проектов. Цель работы над такими проектами — включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее реализации.
Действенность этого метода обусловлена еще и тем, что он позволяет
учащимся выбрать деятельность по своим интересам, которая соответствует их способностям и в то же время формирует знания, умения, навыки.
Выполняя проекты, школьники учатся находить и анализировать
информацию под руководством учителя, получать и применять знания вразличных областях, приобретают навыки практической работы и опыт
решения реальных задач.
Осуществление проектного обучения требует от педагога
соответствующего планирования и организации учебного процесса, его
дидактического, методического и материально-технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебнойпрограммы. Тематика проектных заданий подбирается с учетом интересов
учащихся.
На репродуктивных этапах обучения учащиеся развивают умения
работать с информацией, материалами, инструментами. Система проектов
строится по принципу усложнения. По мере обучения учащиеся достигают
осознания собственных возможностей в проектно-технологическойдеятельности.
Важную роль в проектном обучении играет информационно-
методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно -
популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной,
конструкторской и технологической документации, планов и отчетов
учащихся, выставку лучших изделий. Создание условий для реализации
творческого развития на уроках, основано на активной деятельности уча-
щихся в тесном сотрудничестве с учителем, создается благодаря:
формированию и развитию познавательного интереса, активизации
познавательной деятельности (очевидно, что учить детей нужнотолько с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха;
бессмысленно и безнравственно заставлять детей обучаться труду,
если они не осознали его значимости, если им неинтересно и у них
нет потребности увидеть результаты своей деятельности);
сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой
детей, учителем и классом в целом;
созданию благоприятных условий для обучения, что является
основой для развития профессионально-трудовой деятельности
учащихся;
дифференцированный и индивидуальный, подход в обучении;
использованию методов, активизирующих учебный процесс;
использованию учителем различных вербальных средств (чтение,монолог и диалог, жестовые и мимические средства,
проговаривание и заучивание технических терминов и др.) с целью
развития речевых навыков учащихся, в том числе отработки
навыков осознанной, правильно грамматически оформленной речи;
неразрывному единству обучения и воспитания.
Введение в процесс образования на уроках трудового обучения вкоррекционной школе метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин.
Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет своиспецифические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он
ориентирован на психофизические возможности учащихся и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую
(иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение
определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль.
Проекты, которые учитель предполагает использовать в рамках классно -
урочной предметной системы, должны иметь место и время их
использования в воспитательно-образовательном процессе. При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать по какой теме предложить учащимся выполнение проекта и запланировать эту работу.
Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня
интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему).
Виды деятельности по изучению и обработке швейных изделий входят впрограммный материал по предмету “швейное дело” для коррекционныхшкол, и разработка проекта может идти параллельно с изучением материала по теме, только расширенно.
Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок
(разработка эскиза изделия), до проекта на четверть, на учебный год.
Конечно, наши выпускники не станут владельцами предприятий и приорганизации такой работы встречаются много трудностей, но положительные стороны такой работы очевидны:
– получение учащимися опыта в приобретении и использовании
необходимых знаний и умений в различных ситуациях;
– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа вразновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки
общения);
– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственнойценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);
– профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляютсяучащиеся с хорошими способностями к данному профилю, которым можно рекомендовать обучение по профессии в ПУ)
– приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного
освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.
Значение такой формы организации труда в коррекционной школе
трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленнымизнаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. В связи с этим,
неустроенных, безработных, ведущих антисоциальный образ жизни людей
будет меньше среди выпускников с проблемами в развитии. Усиление
социальной направленности образования ведет к ориентации специальных(коррекционных) школ для детей с проблемами в развитии на потребности
рынков труда.__