Конспект урока Написание слов с непроверяемыми безударными гласными


Русский язык
3 класс
Учитель – Лукоянова Л.А.
Тема Написание слов с непроверяемыми безударными гласными
Педагогические цели Способствовать развитию умения подбирать проверочные слова, объяснять написание слов с пропу-щенными буквами; создать условия для развития речи учащихся
Тип урока Решение частной задачи
Планируемые результаты (предметные) Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи
Личностные результаты Осознают эстетические потребности и ценности
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находят средства ее осуществления.
Познавательные: общеучебные – учатся работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; логические – анализируют, устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
Основное содержание темы, понятия и термины Проверяемое слово. Проверочное слово. Безударный гласный звук. Слова с непроверяемым написа-нием: снегирь, лягушка
Образовательные ресурсы Словарь однокоренных слов. Плакат «Орфограмма “Проверяемые безударные гласные в корне слова”»
Сценарий урока
Этапы урока Формы, методы,
методические
приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемы
контроля
осуществляемые
действия формируемые
умения 1 2 3 4 5 6
I. Мотивирование к учебнойдеятельности. (Организационный момент) Фронтальная. Словесный.
Слово учителя Приветствие учащихся.
Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя II. Чистописание Индивидуальная.
Практический. Письмо о О а д б Выполняют письмо
по образцу Вырабатывают калли-графический почерк Правильное написание
III. Проверка выполнения домашнего задания.
Работа в рабочей тетради (№ 131) Фронтальная. Словесный.
Чтение, беседа Проверяет выполненное домашнее задание, просматривает рабочие тетради Зачитывают домашнее задание Устанавливают правильность выполнения домашнего задания, выявляют пробелы и осуществляют их коррекцию Упражнение, беседа по вопросам
IV. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный.
Беседа – Какую тему мы изучаем на протяжении нескольких уроков?
– Все ли хорошо ее усвоили? – Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем Беседа по вопросам
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
– Давайте сформулируем учебную задачу сегодняшнего урока – Учиться проверять правописание слов с безударным гласным звуком в корне V. Применение знаний и способов действий.
1. А? О?(Упр. 157) Индивидуальная,
фронтальная. Практический, словесный.
Письмо, беседа – Прочитайте. Запишите слова
в 2 группы: с пропущенной буквой а и пропущенной буквой о.
– Докажите, что вы правильно написали слова с пропущенными буквами Выписывают слова с пропущенной буквой а и пропущенной буквой о. Объясняют правописание пропущенных букв Группируют слова
по пропущенным безу-дарным гласным. Объясняют свой выбор. Умеют работать самостоятельно Упражнение
2. Стихотворение Л. Татьяничевой (упр. 158).
Работа со словарем однокоренных слов.
Словарно-орфо-графическая работа. Снегирь Фронтальная. Словесный, творческий, проблемный. Чтение, беседа, работа со сло-варемПредлагает прочитать стихо-творение, рассказать, какую картину представили во время чтения, объяснить название птицы «снегирь» и правописание этого слова Выразительно читают стихотворение.
Составляют образную картину. Работают со словарем, отвечают на вопросы Объясняют лексическое значение слова. Устанавливают причинно-следственные связи. Сравнивают слова. Извлекают необходимую информацию из словаря Чтение, рассказ, беседа по вопросам
Физкультминутка Коллективная. Практический Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел:
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать Выполняют движения
по тексту под руководством учителя Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня Правильное выполнение дви-женийОкончание табл.
1 2 3 4 5 6
3. Проверка безударных гласных в корне слова (упр. 159) Фронтальная, индивидуальная.
Словесный,
практический.
Чтение, беседа, письмо Организует работу с упражнением. Предлагает выполнить задания. Контролирует работу учеников Читают, списывают предложения.
Подчеркивают в словах буквы, написание которых надо проверять Используют правило
при написании слов
с безударным гласным
в корне. Осуществляют подбор проверочных слов Упражнение
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Фронтальная.
Словесный.
Беседа – Закончите предложения:
• Я сегодня узнал…
• Я научился…
• Мне было…
• Я рад… Заканчивают предло-жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Беседа по вопросам. Саморе-гуляцияVII. Домашнее
задание.
Работа в рабочей тетради (№ 96) Фронтальная. Словесный.
Объяснение
учителя Объясняет домашнее задание, проверяет его понимание всеми учащимися Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития Урок 50
Тема Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова
Педагогические цели Создать условия для развития умений учащихся применять различные способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным); способствовать развитию речи
Тип урока Решение частной задачи
Планируемые результаты (предметные) Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета
Личностные результаты Знают основные моральные нормы (взаимопомощь, ответственность)
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – выделяют главную мысль, приводят доказательства.
Коммуникативные: умеют работать в паре и группе, в коммуникации строят понятные для партнера высказывания
Основное содержание темы, понятия и термины Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным)
Образовательные ресурсы Словарь однокоренных слов. Плакат «Орфограмма “Проверяемые безударные гласные в корне слова”»
Сценарий урока
Этапы урока Формы, методы,
методические
приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемы
контроля
осуществляемые
действия формируемые
умения 1 2 3 4 5 6
I. Мотивирование к учебнойдеятельности. (Организационный момент) Фронтальный. Словесный.
Слово учителя Приветствие учащихся.
– Веселый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
– Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя II. Чистописание Индивидуальная.
Практический. Письмо С
Страна Выполняют письмо по образцу Вырабатывают калли-графический почерк Правильное написание
III. Проверка выполнения домашнего задания.
Работа в рабочей тетради (№ 96) Фронтальная. Словесный.
Чтение, беседа Проверяет выполненное домашнее задание, просматривает рабочие тетради Отвечают на вопросы, зачитывают записив тетради Устанавливают правильность выполнения домашнего задания, выявляют пробелы и осуществляют их коррекцию Упражнение, беседа по вопросам
IV. Постановка учебной задачи.
Работа в рабочей тетради (с. 45–47) Фронтальная. Словесный.
Беседа – Посмотрите на с. 45–47 в рабочей тетради и подумайте, какую учебную задачу нам предстоит сегодня решать – Учиться проверять правописание слов с безударным гласным звуком в корне Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем Беседа по вопросам
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
V. Закрепление знаний и спосо-
бов действий.
1. Безударные гласные в корне. Вопрос: что делать? Работа
в рабочей тетради (№ 97) Индивидуальная,
фронтальная. Практический, словесный.
Письмо, беседа – Прочитайте. Обозначьте ударение.
Комментирует задания в рабочей тетради.
– Поставьте вопрос к каждому слову. Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос: что делает? Читают слова, обозначают ударение.
Вписывают букву в ударном слоге, затем в безударном слоге, ставят вопросы к каждому слову Правильно обозначают ударение.
Наблюдают за едино-образным написанием корня в однокоренных словах. Обозначают буквой безударный гласный звук в корне слова Упражнение
2. Дидактическое упражнение «Расставьте буквы и, е, о, я, а». Работа в рабочей тетради (№ 98) Парная, инди-видуальная.
Словесный, практический. Чтение, упраж-нение, письмо Предлагает прочитать слова, обозначить в них ударение и вставить пропущенные гласные буквы.
– Составьте и запишите пред-ложение с одним из словосо-четанийОбозначают ударение
в словах, вставляют пропущенные буквы, составляют и записы-вают предложение Умеют работать в паре, контролируют действия партнера. Используют правило при вставлении про-пущенных гласных букв. Составляют предложение со сло-восочетаниемУпражнение
Физкультминутка Коллективная. Практический Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся.
Ежик встал и потянулся.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики. Выполняют движения
по тексту под руковод-ством учителя Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, Правильное выполнение дви-женийПродолжение табл.
1 2 3 4 5 6
Выше, выше, высоко,
Прыгать на носках легко.
Вот мы встали, подышали,
Урок дальше продолжали принимают активное участие в физкульт-минутке 3. Развитие речи.
Работа с текстом.
Работа в рабочей тетради (№ 99) Коллективная, индивидуальная.
Словесный,
практический.
Чтение, беседа, письмо – Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст и запишите заголовок. Подчеркните в 1-м предложении главные члены предложения Читают. Вставляют буквы. Озаглавливают текст. Подчеркивают главные члены предложения Определяют главную мысль текста, предла-гают свои варианты заголовков. Находятв предложении главные члены Заголовок текста, упражнение
4. О? А? Е? И? Работа в рабочей тетради (№ 100) Парная, инди-видуальная. Практический. Письмо, беседа Объясняет задание, контро-лирует его выполнение Обозначают ударение
в словах, вставляют буквы Доказывают правильность выполнения задания Упражнение
5. Синонимы.
Работа в рабочей тетради (№ 102) Коллективная, индивидуальная.
Словесный,
проблемный,
практический.
Чтение, беседа, письмо – Прочитайте. Подберите к каждому слову синоним. Запишите его – Ребята, ученик, дорога, рисунок Определяют синонимы предложенных слов.
В ходе коллективной
работы договариваются и приходят к общему мнению Письмо
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Фронтальная.
Словесный.
Беседа – Чему новому научились сегодня на уроке?
– Как вы оцените свою работу на уроке? Отвечают на вопросы Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Беседа по вопросам. Саморе-гуляцияОкончание табл.
1 2 3 4 5 6
– Какой вид работы понравился больше?
– Что получилось хорошо?
– Над чем следует поработать? VII. Домашнее
задание.
Работа в рабочей тетради (№ 101) Фронтальная. Словесный.
Объяснение
учителя Объясняет домашнее задание, проверяет его понимание всеми учащимися Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития