Урок русского языка 3 класс по теме Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками УМК Школа 2100

Конспект урока по теме «Разделительный ъ и ь знаки» 3 класс УМК «Школа 2100»

Предмет:
Русский язык

Класс
3

Тема урока

Правописание слов с разделительными ъ и ь

Тип урока
Комбинированный

Цель урока
Образовательная: правильно употребляют в словах разделительные ъ и ь, объясняя написанное.
Воспитательная: сохраняют мотивацию к изучению учебного материала, терпеливо выслушивают ответы одноклассников, адекватно относятся к критике учителя;
Развивающая: развивают орфографическую зоркость, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, конкретизация)

Необходимое оборудование и материалы
Компьютер, проектор, интерактивная доска (возможно экран), аудио колонки;
плакаты «Разделительный ъ» и «Разделительный ь» из комплекта «Наглядные материалы по русскому языку для 3 класса»; учебник (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 класс. Часть 1.- М.: Баласс,2005 - Образовательная система «Школа 2100»);

Аннотация
Тема является одной из самых сложных в освоении её младшими школьниками. Для данного урока важно не расширение количества информации, а её систематизация. Усилить мотивацию детей к изучению данной темы можно при помощи технических средств (использование компьютера, интерактивной доски, ЦОР);
В ходе урока обучающиеся актуализируют знания о правописании разделительных ъ и ь; закрепляют умения использовать правила и алгоритмы; развивают орфографическую зоркость и творческие. способности;
Урок разработан в рамкох ОС «Школа 2100», поэтому реализует технологию проблемно-диалогического обучения

Описание использования средств ИКТ.

Вид ресурса

Презентация

Формат ресурса
Notebook
Smart Notebook File

Возможности использования дидактического материала:

Учитель может использовать данный дидактический материал в течение всего урока: на этапах актуализации знаний, постановки цели урока, закреплении изучаемого материала, в момент рефлекии.
Учеником данный материал используется для эффективного формирования качественных знаний, умений и навыков по теме «Разделительные ъ и ь»;


План урока:
I. Орг. Момент. (2 мин.)
II. Языковая разминка. (10 мин.)
1. Игра «Разгадай и собери слово». Условие игры: учитель читает определение слова из словаря, а задача игрока (ученика) разгадать это слово и «собрать» его из частей, представленных на интерактивной доске. (СЛАЙД )
1)Место, по которому можно объехать что-нибудь.
Запись на доске: объезд
Подчеркни опасное место;
Назови и обозначь орфограмму.
2) Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи.
Запись на доске: печка
Подчеркни опасное место;
Назови и обозначь орфограмму.
3) Снежная буря.
Запись на доске: вьюга
Подчеркни опасное место;
Назови и обозначь орфограмму.
4) Помещение для разведения и выращивания растений
Запись на доске: теплица
Подчеркни опасное место;
Назови и обозначь орфограмму.
2. Проверь правильность выполнения этого задания в тетради, сверившись с доской.
3. Назовите общие признаки слов, которые вы записали.
(Эти слова называют предметы и отвечают на вопрос что?)
4. Назовите слова (из составленных вами), которые подходят к следующим звуковым моделям:















СЛАЙД (вьюга)

(объезд)

Докажите, что эти слова подходят к указанным моделям. Для этого запишите транскрипцию каждого слова так, чтобы под каждым знаком модели находился соответствующий звук; посчитайте количество букв и звуков. (обучающиеся работают на интерактивной доске)
Запись на доске:






Как вы думаете почему эти слова были в языковой разминке? (Потому что мы сейчас изучаем правописание слов с разделительными ъ и ь)
III. Формулирование темы и цели урока. (3 мин.)
Обратите внимание на звуковые модели этих слов и на сами слова. Что заметили?
(Ь и Ъ – не обозначают звуков;
ь – разделяет два мягких согласных звука, стоящих рядом;
ъ – разделяет два согласных звука, стоящих рядом);
Сделайте вывод о назначении ъ и ь в этих словах. (ьи ъ - разделительные)
Подберите несколько слов, в которых ь и ъ также будут разделять согласные звуки. (Записать несколько слов на доске и цветом выделить ь и ъ.)
Сформулируйте тему урока. (Правописание слов с разделительными ъ и ь.);
Поставьте цель урока. (Отработать умение писать разделительные ъ и ь в словах)
Где вам пригодится указанное умение? ( в жизни: грамотно писать);
(Тема и цель урока фиксируются на доске СЛАЙД )
Физминутка
IV. Актуализация знаний. (3 мин.)
Расскажите правило написания разделительных ъ и ь в словах.
(обучающиеся могут рассказать правило с опорой на схему из комплекта «Наглядные материалы по русскому языку для 3 класса» к учебнику Бунеева Р.Н.,)
Сформулируйте алгоритм написания разделительных ъ и ь в словах, составленный вами на прошлом уроке. СЛАЙД
Прочитай слово, послушай, есть ли в нём звук [й,] после согласного перед гласным?
Выдели в слове корень.
Подумай, где пишется разделительный знак: в корне или между приставкой и корнем? Если в корне – пиши ь, если между приставкой и корнем – ъ.
Проверь написанное.
Как обозначается указанная орфограмма?
Какая орфограмма ещё может встретиться в словах с разделительными ь и ъ? (безударная гласная в приставке).
V. Работа с учебником. (7 мин.)
Достигнуть цели, поставленной вами, поможет упражнение 166 на стр. 114.
Что нужно сделать? (списать слова, в которых есть разделительные ъ и ь)
Обучающиеся по цепочке выходят к интерактивной доске и выполняют задание с комментированием собственных действий)
Вывод: Каким правилом вы пользовались при выполнении этого упражнения? На что ещё вы опирались при выполнении упражнения? (на алгоритм написания разделительных ъ и ь в словах);
Физминутка
VI. Индивидуальная работа по карточкам с ответами. (4 мин)
Для того, чтобы проверить насколько каждый из вас правильно употребляет разделительные ь и ъ в словах, я предлагаю вам работу по карточкам с ответами. Но помните, что ответами можно пользоваться только в том случае, когда вы испытываете затруднения. В этом случае я прошу обязательно сообщить мне об этом специальной отметкой на полях.
Карточки:
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограмму.
Обезяна, сехать, веселе;
Подём, гостя, обявление;
Мурави, сёжился, разярился;
Обяснение, осеню, питевая (вода);
Вывод. Результаты вашей работы я сообщу вам на следуюем уроке.
VII. Творческое задание.(9мин.)
В завершении нашего урока мы выполним творческое задание. СЛАЙД
Запись на доске:

Собрались птицы у и чирикают. Хлопают



и клюют зёрна. Вдруг одному из по спине – плюх.


Кто же птенчиков?

(По Н. Сладкову)


Прочитайте запись.
Это текст? Докажите.
Что заметили? (Некоторые слова в форме ребусов. В тексте нет заключительной части.)
Замените ребусы словами. (Сверьтесь с экраном)
Что ещё нужно будет сделать? (Придумать окончание тексту)
После того, как дети уже высказали все свои варианты окончания текста, предлагается прочитать авторский вариант . (Окончание текста: Это сосульки виноваты.)
Спишите текст. Обозначьте изучаемые орфограммы в словах.
VIII. Итог. (5 мин)
Какую цель вы ставили перед собой в начале урока?
Удалось ли вам достичь этой цели?
Что помогло вам в достижении цели? (правила написания разделительных ъ и ь в словах и алгоритм написания разделительных ъ и ь в словах.
Отметьте свой уровень на шкале личных достижений. (Выходя из класса, я прошу вас сделать то же самое на общей шкале личных достижений);
Спасибо за работу на уроке. Выставление отметок.
IX. Домашнее задание.
1. Найти и записать 3 пословицы, в которых будут употребляться слова с разделительными
ъ и ь. Обозначить указанные орфограммы.
2. Придумать 3 слова – ребуса по изучаемой теме.

ОБЪЕЗД

[А Б Й , Э С Т]

6 б. 6 зв

ВЬЮГА

[В, Й, У Г А]

5б. 5 зв.



15