Педагогический совет Расширение связей семьи и школы как важнейшее условие повышения эффективности воспитательного процесса


Расширение связейшколы и семьикак важнейшее условие повышенияэффективности воспитательногопроцесса. «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги» А. С. Макаренко Взаимопонимание сотрудничество Семья Довольно замкнутое объединение людей, ревностно защищающее свой внутренний мир, свои тайны и секреты, противостоящее внешним воздействиям.Семья не просит, чтобы с ней работали.Семья не хочет, чтоб в её тайны заглядывали.Семья не доверяет таких полномочий школе. «Характер ребенка - это слепок  с характером родителей, Он развивается в ответ на их характер».                                                                                  Эрих Фромм «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему . Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь или читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение». А.С. Макаренко Типы семей Социально здоровая и благополучная в воспитательном отношении семья.Социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении семья.Социально нездоровая и неблагополучная в воспитательном отношении семья.Социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении семья. Стили семейного воспитания ПопустительскийСостязательныйРассудительныйПредупредительный КонтролирующийСочувствующий Гармоничный Методы семейного воспитания Убеждение (объяснение, внушение, совет)Личный примерПоощрение (похвала, подарки, интересная перспектива для детей)Наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания)Воспитывающие ситуации Школа Вводит ребёнка в контекст культуры и социальных отношений, ни в коем случае не игнорируя глубокое влияние семьи.Лучший способ помочь семье в воспитании детей – проявлять заботу о счастье ребёнка, беспокоясь о степени его развития. Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по назначению своему: Школа – общественное учреждение, основой которого является социальная норма, и жизнедеятельность ребёнка подчинена социальным нормам школьного общежития.Через отношение «любовь к далёким» решает проблемы конкретных отношений ребёнка с близкими (в том числе родителям). Семья – любовь: супружеская, родительская, детская, родственная.Через отношение «любовь к близким» ребёнок обретает потенциальную способность выходить на «любовь к далёким»: через любовь к маме, папе, бабушке, братьям и сёстрам он учится вообще чувству любви, готовясь полюбить человечество. 1. Принцип согласия Школа - раскрывает цель воспитания.Школа – сообщает о функции школы.Школа – наделяет семью обязанностями.Школа – открывает психологию любви. Семья – осмысливает цель воспитания, выражает мнение.Семья – выражает мнение о продуктивности функций.Семья – соглашается создавать необходимые условия.Семья – учится искусству любить детей. 2. Принцип сопряжения Школа - оповещает о педагогических требованиях.Школа – информирует о ходе развития детей.Школа – знакомит с воспитательными замыслами.Школа – предъявляет работу школы. Семья – поддерживает требования школы.Семья – сообщает о проблемах семейного воспитания.Семья – соглашается содействовать замыслам.Семья – вносит коррективы в семейное воспитание. 3. Принцип сопереживания Школа оказывает знаки внимания родителям.Школа формирует у детей любовь к семье.Школа знакомит с событиями школы. Семья благодарит и выражает ответное внимание.Семья утверждает безусловное уважение к школе.Семья проявляет интерес к жизни всех детей. 4. Принцип сопричастности Школа информирует о нуждах школы.Школа приглашает обсудить проблемы.Школа просит об обеспечении ребёнка. Семья оказывает материальную помощь.Семья участвует в обсуждении проблемы.Семья обеспечивает ребёнка необходимыми средствами. 5. Принцип содеянности Школа информирует семью о планах работы.Школа приглашает принять участие.Школа организует общее дело. Семья оценивает влияние школы на детей.Семья откликается на приглашение, участвует.Семья участвует в общих делах. Взаимная договорённость – залог успешности педагогического альянса семьи и школы. Направления взаимодействия семьи и школы Помощь родителям в воспитании детей как субъекта общественных отношений Сохранение и укрепление здоровья детей Развитие инициатив родителей Физическое воспитание ребенка и его семьи Воспитание эстетических чувств ребенка Формирование и воспитание культуры досуга семьи «Учимся вместе» Информационно –педагогическое просвещение семьи Формы работы с родителями Индивиду-альные Групповые Массовые Индивидуальные: посещение семьи, консультации.Групповые: родительский комитет, совет класса, консультация, беседа… Массовые: родительское собрание, праздники, посещение театра, экскурсии… Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения школы и родительских собраний.Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу.Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе.Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать.Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.Обращение к родителям посредством дневника или письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным. Формы работы с родителями: Традиционные Родительские собрания Различные конференции Индивидуальные консультации Посещение на дому Нетрадиционные тренинги круглые столы практикумы родительские чтения и т. д Алгоритм подготовки родительского собрания Выбрать тему и определить цели проведения.Изучить научно-методическую литературу по данной проблеме.Определить вид, форму и этапы проведения родительского собрания.Провести микроисследования.Своевременно и правильно пригласить родителей и гостей.Подготовить решения собрания, рекомендации, памятки родителям.Подготовить оборудование и оформить место проведения родительского собрания. Коллективные формы работы Родительское собрание Конференция Диспуты, родительские чтения Дни открытых дверей Групповые консультации Тренинги «Круглый стол» Семинар Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества, каждого гражданина.При этом принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг образования будет создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации. Прозрачность и открытость информации вшколе должны обеспечиваться кактрадиционными, так и инновационнымитехнологиями.Традиционные формы работы с родителямипри всех их положительных характеристиках,имеют объективные трудности это:ограниченное количество времени у родителей, как для посещения родительских собраний, так и посещения консультаций;отсутствие возможностей для своевременного предоставления необходимой информации родителям. Электронная почта, Web-сайт, блог Выпуск стенгазеты В качестве информационных ресурсов могут выступать: Периодические издания Эл.адрес: dsi3@ukr.netСайт в интернете: http://www.internat17.edukit.dn.uaСтраница в «Одноклассниках»: http://www.odnoklassniki.ru/group/53016789057635 Эл.адрес: dsi3@ukr.net Сайт в интернете: http://www.internat17.edukit.dn.ua Страница в «Одноклассниках»: http://www.odnoklassniki.ru/group/53016789057635 Информационные технологии –неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы можем выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами – всеми участниками образовательного процесса. Конфликт - есть качество взаимодействия между людьми, выражающееся в противо­борстве сторон ради достижения своих интересов и целей. Проблема + конфликтная ситуация + участники + инцидент = конфликт Позитивные функции конфликта: способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения,помогает прояснить отношения.  Стадии прохождения конфликта:▪ возникновение конфликта (появление противоречия);▪ осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;▪ конфликтное поведение;▪ исход конфликта.  Способы выхода из конфликтной ситуации (по К. Томасу)Избегание Компромисс Приспособление Сотрудничество Общие правила поведения в конфликтной ситуации:1. Будьте спокойны, сдержаны.2. Выслушайте говорящего до конца, не перебивая.3. Покажите эмоционально свою заинтересованность в решении конфликтной ситуации (мимика, жесты).4. Покажите свою доброжелательность.5. Всегда нужно поблагодарить за информацию:- Спасибо за информацию, я разберусь, приму меры (родитель, особенно если он не прав, ждет отпора, агрессии со стороны учителя), а эта противоположная реакция выбивает его из колеи и конфликт не разрастается, т.к. родитель ждет совсем другого).6. Нужно держать нейтралитет. 7. Обсуждать с родителем только саму ситуацию, не переходить на личностные качества детей, т.е. обсуждать поступок.8. Никогда не обсуждать с родителями других детей, педагогов, родителей.9. Необходимо проинформировать родителей о разрешении конфликтной ситуации, о принятых мерах.10. Если меры, принятые для разрешения конфликтной ситуации, не удовлетворяют родителей можно пригласить для его решения третье - лицо (например, психолога). Для более глубокого диагностического обследования нужно согласие родителей (письменное).11. Обращение к завхозу, директору. Нужно сказать, что директор решает административные проблемы, а вашим ребенком конкретно занимается педагог.12. Родители- «шизофреники». Если конфликтные ситуации надуманы, проблемы как таковой нет, то нужно выслушать и сказать «Спасибо, да мы знаем, наблюдаем за ним». И этого часто бывает достаточно, не нужно ничего объяснять, т.к. родителям это не нужно. Самое главное, что он сказал, высказался в период обострения своей болезни. Возьмите чашу терпенья, влейте в нее полное сердце любви, добавьте в нее две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора, и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.