Доклад: Планирование и организация учебно-воспитательного процесса согласно ФГОС


В этом учебном году наша школа перешла на новые федеральные образовательные стандарты начального общего образования. По ним начали работать учителя 1-ых классов, педагоги остальных начальных классов также не остаются в стороне и вносят коррективы в свою работу в соответствии с ФГОС.
При планировании и организации учебно-воспитательного процесса конечно важнейшей частью является урок. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» считал В.А. Сухомлинский. (слайд 2)
Главная миссия учителя на начальном этапе обучения – не только дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, но и развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться.
Добиться этого возможно только при гуманно-личностном подходе к процессу обучения и воспитания путем изменений в структуре и содержании урока, внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной личности.
А теперь я хочу рассказать о том, на что мы обращаем особое внимание при планировании своей учебной деятельности и какие изменения произошли в структуре и содержании урока.
Современные подходы к   уроку: личностно-ориентированный,   деятельностный, компетентностный (слайд 3)Особое место в образовательном процессе занимает система базовых учебных действий (БУД) учащихся: коммуникативные, регулятивные, личностные и познавательные. (слайд 4, 5)
 На что направлены БУДы и  какие возможности они дают учащимся? (слайд 6)
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как со взрослыми так и друг с другом.
Теперь при подготовке урока мы должны четко представлять себе, какие базовые учебные действия будем развивать и каких результатов сможем достичь. Детально на рассмотрении этого вопроса я останавливаться не буду, так как этот вопрос рассматривался на МО учителей предметников.
На современный урок учитель должен идти с новой установкой: «Я формирую три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные». Учителя начальной школы стараются перейти от стихийности к целенаправленному и планомерному формированию БУД. Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса: (слайд 7)
- проблемно – диалогическое обучение;
– деятельностный подход в обучении;
- организация учебного сотрудничества;
- работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;
- проектно-исследовательская деятельность;
- использование интерактивных возможностей ИКТ.
            Чтобы чётко понимать, в чём отличие современного урока от традиционного, раскроем суть изменений, связанных с его проведением : различается, прежде всего, деятельность учителя и обучающихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
. Полноценное освоение компонентов учебной деятельности возможно лишь при организации обучения в рамках системно-деятельностного подхода, который заложен в основу ФГОС. (слайд 8)
 
Основные элементы урока Традиционный урок Урок современного типа Формируемые УУД Методы, приемы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии
Формулировка темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные Проблемный диалог (технология Е.Л. Мельниковой)
(слайд 9)
Формулировка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные Проблемный диалог (технология Е.Л. Мельниковой)
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные планирования Работа с картой урока, с интерактивным плакатом (Power Point)
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану; применяется групповая, индивидуальная форма организации учебной деятельности (учитель консультирует)
  Познавательные, регулятивные, коммуникативные Групповая, парная, индивидуальная формы (слайд 10,11)организации деятельности учащихся;
работа по решению проектных задач;
ролевые игры; (слайд 12)
работа с учебником (вариативная и инвариантная части);(слайд 13)
применение словарей, справочников, ИКТ(Слайд14)
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль: применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля (учитель консультирует) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные Методика безотметочного обучения (Г.А. Цукерман)
Само- и взаимоконтроль устных и письменных ответов по заранее определенным критериям, образцам
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) Регулятивные коррекции, коммуникативные Использование памяток; (слайд 15)
организация взаимопомощи
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам: самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей (учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Методика безотметочного обучения (Г.А. Цукерман)
Само - и взаимооценивание устных и письменных ответов по заранее определенным критериям (слайд 16)
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Регулятивные саморегуляции, коммуникативные Рефлексия: вопросы, символы – кружки, листы обратной связи, смайлики, прием «ладошка»
В своей педагогической деятельности активно использую технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса – главным образом технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по уровню подготовки, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться.
Из форм коллективной деятельности плодотворно используется работа в паре, в основном на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют запас информации. Позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся. (слайд11)
Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.
Востребована мною технология работы в группах, так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию.(слайд 10)
В нашей школе была создана хорошая компьютеризированная база для обучения детей с применением ИКТ. Это дало мне возможность проводить уроки с использованием информационных технологий.(слайд 14)
В состав интерактивного комплекса, установленного в моем классе, входит интерактивная доска, ноутбук, мультимедийный проектор.
Интерактивный комплекс дает возможность мне сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. Ребенок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Интерактивный комплекс позволяет демонстрировать ученикам:
мультимедийные презентации, содержащие изучаемый материал;
иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы);
текстовый материал;
материал, оформленный в виде таблиц;
видеоматериал;
тренировочные задания и задачи с интерактивной проверкой и без нее.
В своей работе я использую готовые электронные ресурсы, составляю тестовые задания по отдельным темам, провожу уроки с использованием интерактивной доски.
Я подбираю презентации к разным урокам, по разным темам, нахожу в Интернете, делаю сама. Урок от этого становится интереснее. Материал, традиционно трудно усваиваемый, при использовании электронных приложений к урокам, тестов, у ребят вызывает интерес к предмету, и углубляются знания по предметам. Мною замечено, что электронный практикум с интерактивной проверкой делает работу на уроке более динамичной, позволяет организовать различные формы проверки.
Урок для меня и моих учеников – постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, основанный на доверии и доброжелательности.
Проблемы, с которыми столкнулись мы - учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.(слайд 17)
Если ученик будет обладать вышеперечисленными качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.
Таким образом, в отличие от стандарта 2004 г. новый ФГОС вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
Конечно, о результатах нашей работы говорить ещё очень рано, так как мы только в начале длинного и нелёгкого пути, надеемся, что в конце уже этого года мы сможем увидеть ростки нового в наших детях.
Своё выступление хочу закончить словами: (слайд 18)Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими дети быть должны.Желаем вам, чтоб дети  в вашем классеСветились от улыбок и любви,Здоровья вам и творческих успеховВ век инноваций, новизны!
Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области «Гуковская специальная школа-интернат №11»
Доклад
на педсовет на тему:
«Планирование и организация учебно-воспитательного процесса согласно ФГОС ОУ»
Учитель: Цыганкова Г.И.
2016 г.