Методическая разработка по теме: «Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время»


Министерство обороны Российской Федерации
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Московское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
Отдельная дисциплина
« История, обществознание, география »
Методическая разработка
по теме:
«Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время»
Автор: Гайдамака Татьяна Федоровна,
преподаватель истории и обществознания
Утверждено на заседании ОД
от « » ______________________2014 г.
Протокол № ___ от « »_______ 2014 г.
Руководитель ОД
_______________________ Черномаз В.В.
Москва 2014 год
Содержание:
Аннотация
Введение
Основная часть
3.1 Этапы работы над проектом
3.2 Участие взрослых в работе над проектом
3.3 Роль руководителя проекта
3.4 Функции учащихся, выполняющих проект
3.5 Роль театрализации
Заключение
Список используемых источников
Приложение
Тема: «Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время»
Цель: раскрытие опыта подготовки творческого проекта с учащимися 7 класса и описание видов деятельности педагога и учащихся в процессе работы над проектом
Предлагаемая методическая разработка основана на собственном опыте работы, отражает педагогические условия и особенности организации проектной деятельности с суворовцами 7 класса на уроке и во внеурочное время. Содержание методической разработки включает в себя:
- общие сведения о возникновении проектного метода;
- роль преподавателя в проектной деятельности;
- раскрывает сущность проектной деятельности учащихся и последовательность работы над проектом.
Приложение содержит сценарий театрализованного представления «Военная реформа Петра I. В начале славных дел».
Новый образовательный стандарт делает подготовку проектов обязательной частью учебного процесса. Работа над проектами помогает сформироваться «проектному мышлению». Именно такой тип мышления свойственен лидерам современных Вооруженных Сил. Методическая разработка содержит методические рекомендации по организации проектной деятельности в условиях суворовских военных училищ и может быть полезна преподавателям, уже имеющим опыт организации проектной деятельности, и тем, кто планирует апробировать проектную технологию в своей практике.
Введение
Обилие разнообразной научной информации делает чрезмерно трудным в рамках школьной программы изучение всех предметов в полном объеме.
Учебный проект помогает сформировать следующие качества: способность быстро адаптироваться к новым условиям, коммуникабельность и активность, способность к самоорганизации, самообразованию, сотрудничеству с другими людьми. При самостоятельной подготовке проектов развиваются общеучебные умения: умение решать проблемы, работать с информацией, общаться и сотрудничать.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогической практике, но в полной мере отвечает современным принципам отечественного образования. В последнее время метод проектов вызывает большой интерес у педагогов – практиков и является предметом специальных научных исследований.
Данная методическая разработка составлена на основе опыта организации проектной деятельности суворовцев 7 класса по теме: «Военная реформа Петра I. В начале славных дел». Работа над проектом велась как на уроках так и во внеурочной деятельности: В ходе элективного курса «История войн», участия в работе военно-исторического клуба системы дополнительного образования.
Данный проект является междисциплинарным, т.е. решает проблемы затрагивающие несколько дисциплин: история, литература, география, музыка, технология; требует интеграции знаний, умений и навыков в среде разных учебных предметов. Данный проект является групповым. Участие принимали 9 суворовцев 5 роты из 4 взводов. В процессе проектной деятельности формировались навыки сотрудничества, кооперативные и коммуникативные умения.
Проект относится к типу долгосрочных, так как работа над ним велась в течение учебного года (с сентября 2013 по мая 2014 года)
Под проектным обучением основоположники метода понимали «любую деятельность, выполненную от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой учащихся, объединенных в данный момент общим интересом».
Основная часть
Для эффективной организации проектной деятельности необходимо с самого начала определить тип проекта по характеру приоритетной деятельности: исследовательский, информационный, творческий, игровой. Учитывая выбранную тему проекта, возраст участников (12-13 лет), материально-технические возможности учебного заведения (наличие военно-исторического клуба) был сделан выбор в пользу творческого проекта. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников – она только намечается и далее развивается, подчиняясь намеченному конечному результату, обусловленной им и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта.
Работа над проектом предполагает последовательное выполнение соответствующих этапов:
Выбор темы проекта и определение проблемы совместно с учащимися.
Формирование рабочих групп (с учетом места жительства родителей, социального опыта, теоретической подготовки суворовцев).
Совместная с учащимися разработка заданий для отдельных групп, помощь в составлении плана их выполнения.
Выполнение проекта, консультирование учителем суворовцев, помощь в выполнении задания.
Изготовление костюмов петровской эпохи, соответствующего реквизита.
Написание сценария театрализованного представления.
Защита проекта.
Анализ и оценка результатов.
Участие взрослых в работе над детским проектом
Говорить о полной самостоятельности суворовцев в работе над проектом по меньшей мере странно. Проектная деятельность не только предполагает, но и нацеливает на обращение ребенка к взрослому как источнику информации и носителю профессиональных и личностной компетенции. Идея компетентностного подхода сближает всех субъектов образования суворовцев: преподавателя истории, педагога дополнительного образования (помощь в изготовлении костюмов), музыкального руководителя (разучивание Марша Преображенского полка), воспитателей и родителей (организация экскурсий во время каникул).
Роль руководителя проекта
Мотивационная поддержка требуется на различных этапах проектной деятельности; заключается в стимулировании интереса к выполняемой части проекта, развитии стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успех совместной работы. Поскольку тема проекта «Военная реформа Петра I» входит как составная часть в программу курса истории России в 7 классе участники проекта имели возможность представлять одноклассникам промежуточные результаты своих исследований и видеть оценку своего труда.
Информационная поддержка актуальна на этапе сбора необходимых для выполнения проекта материалов. Источники информации в МсСВУ достаточно разнообразны: справочники, словари, энциклопедии, художественная литература, Интернет, экскурсии, прогулки – наблюдения. Отдельно стоит остановиться на роли руководителя военно-исторического клуба Трухина Н.А. Он сам являлся очень важным источником информации для суворовцев. В процессе изготовления военных мундиров петровской эпохи под его руководством суворовцы постоянно пополняли свои знания об обмундировании, вооружении, традициях русской армии. Как называется та или иная деталь мундира, из чего она изготавливалась, как видоизменялась с течением времени – в работе над историческим проектом нет мелочей.
Организационная поддержка очень разнообразна по своему содержанию и касается как внешней стороны выполнения проекта (сопровождение суворовцев в Музеи, библиотеку, организация экскурсий), так и внутреннего плана (помощь в оптимальном распределении времени и дозировании нагрузки в процессе подготовки проекта).
Техническая поддержка требуется на разных этапах подготовки проекта: во время сбора информации, ее обработки, в процессе планирования и проведения презентации.
Функции учащихся, выполняющих проект
- личностное присвоение проблемы, темы проекта;
- принятие и конкретизация цели и задач проектной деятельности;
- выбор путей решения обозначенных задач;
- планирование работы;
- открытие и практическое использование новых знаний;
- презентация итогов;
- само - и взаимооценка процесса и результата проектной деятельности.
Применение проектного метода способствует формированию у суворовцев следующих УУД (универсальных учебных действий и умений):
- исследовательских, проектировочных, информационных, кооперативных, коммуникативных, презентационных, рефлексивных.
Календарно – тематическое планирование по курсу «История России» в 7 классе отводит 8 часов на изучение тем, связанных с петровской эпохой. В течение этого времени учащиеся знакомятся с основными фактами биографии великого реформатора, с историческими персоналиями эпохи. Именно на этих уроках формируется интерес к личности Петра I. Дальнейшее углубление знаний по теме происходит на занятиях элективного курса «история войн».
Суворовцы приняли решение сделать темой своего исследования начало жизненного пути Петра I: тот период, когда будущий великий император, политик, полководец был примерно одного с ними возраста. Уже накапливая первоначальный материал юные историки с удивлением отметили, что великой цели были подчинены все игры, все занятия молодого царя. Ни одной минуты своего времени он не тратил впустую: постоянно узнавал новое, не боялся никакой работы, был энергичным и деятельным. Так обозначилась проблема проекта – к будущей военной профессии надо готовиться с самого детства, с первых лет учебы в суворовском училище.
С учетом интересов и пожеланий ребят были сформированы микрогруппы, получившие задания собрать и изучить материалы, отражающие:
1. Детские годы Петра I (биография, образование, близкое окружение, повлиявшее на воспитание характера и становление личности Петра). На этом этапе формируется умение работать с документами, с печатными и электронными источниками информации.
2. Состояние дел в армии допетровской эпохи, характеристика вооружения, обмундирования. Эта часть работы проходила в основном во внеурочное время. Руководитель курса «Историческая реконструкция русского военного костюма» Трухин Н.А. предоставил суворовцам свою богатую коллекцию старинного оружия и мундиров для ознакомления и изучения. Возникла идея своими руками изготовить головные уборы и епанчи петровских времен. На этом этапе формировалось уважение к воинским ритуалам, форме, оружию.
3. Создание русского флота. Эта группа формировалась с учетом социального опыта суворовцев: в нее были включены дети, проживающие в местах, связанных с историей создания флота (Воронеж, Санкт-Петербург, Переяславль-Залесский). Они получили задания собрать соответствующий материал в каникулярное время, сделать фото. Представить собранный материал было решено в виде инсценировки.
4. Москвоведение. Особое внимание в процессе работы над проектом уделялось краеведческому направлению. За время учебы в МсСВУ воспитанники должны не только усвоить учебную программу, достичь физического совершенства, но и узнать и полюбить Москву. В группу вошли как москвичи, так и дети из других регионов. Они с интересом открывали на карте Москвы места, хранящие память о семеновцах, преображенцах, Франце Лефорте и т.д.
5. Воинские уставы. В процессе работы над анализом исторического документа «Артикул воинский с кратким толкованием» и действующих Общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации формировались личностные УУД, отражающие личностные смыслы, мотивы, отношения к воинской дисциплине, к самодисциплине, к воспитанию характера будущего воина; познавательные УУД, представляющие собой систему способов познания, построения самостоятельного процесса поиска, систематизации, использования полученной информации. Результаты сравнения этих двух документов тоже было решено представить в игровой форме. Так окончательно оформилась идея представить результаты работы над проектом в виде театрализованного представления.
Роль театрализации
«Умение представить созданный продукт, умение «подать товар лицом» - одна из наиболее востребованных социальных компетентностей»
К. Поливанова
Именно поэтому все участники проекта приняли решение выбрать театрализованное представление в костюмах петровской эпохи как форму представления результатов своей деятельности. Театрализация производит яркое впечатление на всех присутствующих. Представление результатов в такой форме отличается особой эмоциональностью, выразительностью. Ценность имеет прежде всего текст, составленный в контексте лексики исторического времени, а также сама постановка с подбором костюмов, реквизита, музыкального сопровождения. Театрализация позволяет представить результаты работы ярко, эффектно, дает возможность суворовцам проявить в том числе и свои актерские способности.
Заключение
Проектная деятельность обогащает всех ее участников:
- подготовка проекта позволила углубить и расширить свои знания в различных сферах;
- усовершенствовать организаторские способности;
- почувствовать истинную общность, партнерство с суворовцами;
- пережить творческий подъем.
Суворовцам предлагается оценить свой проект и работу над ним, отвечая на следующие вопросы:
- что в проекте удалось лучше всего?
- удачно ли вы распределили время, выполняя проект?
- что для вас было самым трудным в работе над проектом?
- довольны ли вы презентацией своего проекта?
- какие эмоции, чувства вы испытали, работая над проектом?
- за что бы вы сами себя похвалили после завершения проекта и его презентации?
- какую пользу вы извлекли для себя, работая над этим проектом?
- над каким проектом вы хотели бы поработать в будущем году?
Список используемых источников
Н.А. Заграничная, И.Г. Добротина Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде Интеллект – центр М.,2014г.
К.Н. Поливанова Проектная деятельность школьников Просвещение М., 2008 г.
М.Б. Романовская Метод проектов в учебном процессе Центр «Педагогический поиск» М.,2006 г.
В.И. Буганов “Петр великий и его время”. Издательство: Наука М.,1989 г.
Р.В. Волкова Лекции по истории. Электронная версия М., 2008 г.
В.О. Ключевский “Краткое пособие по русской истории”. Издательство: Айрис-Пресс М., 2007 г.
А.С. Орлов, В.А. Георгиев … “История России” М., 1997 г.
Павленко Н. ЖЗЛ “Петр первый” «Молодая гвардия» М.,1997