Презентация по литературе Нравственные проблемы рассказа Бирюк И.С. Тургенева (7 класс).


Над «Записками охотника» И. С. Тургенев начинает работать в 1847 году. В сборник вошло 25 рассказов. Во всех произведениях присутствует один и тот же герой - Петр Петрович. Это дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты. Поэтому сборник назван «Записки охотника». Создавая его, Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору. «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай.., был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне…» Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется  человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. волк-одиночка (обл.)Перен. Нелюдимый и угрюмый человек (разгов.) Смотреть бирюком. портрет имя Бирюк воспитывает двоих детей Фома Кузьмич Бирюк – одинокий и угрюмый человек семьядом отношение к работе отношение мужиков беденнесчастен мастер своего дела, строгий никому спуску не дает суровоемужественное лицо молодец высокого роста называют кровопийцей ненавидятхотят убить Интерьером называют внутреннее пространство помещения. В литературном произведении описание жилища героя может многое добавить к его портрету. Обстановка избы Бирюка, «закоптелой, низкой и пустой», говорит о бедности и убогости. Среди этого печального интерьера теплится жизнь двух меленьких детей героя, изображение которых настраивает читателя на искреннюю жалость по отношению к Бирюку. Интерьер показывает нищету лесника. Благодаря этому описанию мы глубже понимаем героя. Его жизнь трагична и безрадостна. мужикбедныйслабыйнесчастный Бирюк сильныйдобрый бедностьнищетакрепостные люди Антитеза - противопоставление В литературном произведении конфликт – это противоборство, противоречие между изображенными действующими силами: характерами нескольких героев или различными сторонами характера одного героя. Конфликт – основа произведения, ему подчиняется развитие сюжета.Конфликт рассказа «Бирюк» – внутри самого главного героя – его чувство долга вступает в противоречие с сочувствием к бедственному положению «вора». Автор показывает, что побеждает чувство жалости и сострадания. Портрет, изображенный в рассказе, помог увидеть нам сильного, мужественного человека, сурового, добросовестного, честного, гостеприимного, спокойного, неозлобившегося, не лишенного чувства собственного достоинства.Бирюк - крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят.Бирюк – так прозвали лесника местные жители за угрюмость и нелюдимость – оказывается, вопреки своему прозвищу, милосердным и добрым человеком. И.С.Тургенев считал, что красота – единственная бессмертная вещь, она разлита всюду, простирает свое влияние даже над смертью, но нигде она не сияет с такой силой, как в человеческой душе. Душой человека наделял Тургенев и природу. Метафорические образы (гроза надвигалась, ракиты тревожно лепетали, деревья забушевали, капли дождя зашлепали по листьям) и другие олицетворения в рассказе одушевляют лес. Он показан в живых изменениях, мы слышим и чувствуем его дыхание, «душный жар», а потом – «влажный холод». Красоте и гармонии природы противопоставлена зловещая и метровая сила, враждебная и человеку – крепостное право. Но эта сила не способна уничтожить душу и человечность. 1 . Одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;2 .Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;3 .Три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;4. Фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;5 .Одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное) 1. Стр. 249 «Размышляем о прочитанном» №1 – письменно.2. Стр. 254-271 читать Продолжите предложения:Я сегодня на уроке открыл(а) для себя…На уроке я узнал…Новым для меня стало…Самым интересным было…Мне понравилось на уроке то, что…На уроке меня порадовало…Я удовлетворён своей работой, потому что… Спасибо за внимание.