Презентация. Литературное чтение 4 класс.В.В.Голявкин Никакой горчицы я не ел.


Делу время- потехе час.Виктор Владимирович Голявкин«Никакой горчицы я не ел» Прочитайте стихотворение.Петя драться любит очень,С ним играть никто не хочет.На друзей не дуйся, брат, -Сам ты в этом виноват!Драчунов и нытиковПусть исправит КРИТИКА!Прочитайте стихотворение выразительно.О чём оно? Скажите своё мнение.Вспомните пословицы о дружбе.Без друга в жизни туго.Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.





Виктор Владимирович Голявкин (1929-2001) русский советский писатель, художник.Отец Владимир Сергеевич работал преподавателем музыки, поэтому в доме всегда звучала музыка, и сыновей (у Виктора было два младших брата) учили музыке. Но однажды Виктор нарисовал карикатуры на гостей, которые приходили к ним музицировать. Тогда отец подарил сыну книгу о живописи и художниках. Виктор прочитывал все книги об изобразительном искусстве, которые ему только удавалось найти и сам постоянно рисовал.
Виктору было всего 12 лет, когда началась Великая Отечественная война. Его отец сразу ушёл на фронт и Виктор стал старшим мужчиной в семье.Позже Виктор уехал в Самарканд( город в Узбекистане)  и поступил в художественное училище, которое позже было переведено в Ташкент.  Будущий художник узнаёт жизнь и искусство Востока, это его очень обогащает. После солнечных ярких городов Азии он переезжает в Ленинград, где поступает в Академию художеств. Одновременно с живописными работами Голявкин создаёт короткие рассказы. Сначала стали печатать рассказы для детей в журналах «Костёр» и «Мурзилка».


Особенностью рассказов писателя является их краткость вместе с остроумным доброжелательным юмором.  Герои его рассказов всегда хоть и смешные, но деятельные и обаятельные.  Длинные рассказы встречаются редко. Одними из самых коротких являются такие рассказы, как «Рисунок».Алёша нарисовал цветными карандашами деревья, цветы, траву, грибы, небо, солнце и даже зайца. — Чего здесь не хватает? — спросил он папу. — Всего здесь достаточно, — ответил папа. — Чего здесь недостаточно? — спросил он брата. — Всего хватает, — сказал брат. Тогда Алёша перевернул рисунок и написал на обороте вот такими большими буквами:И ЕЩЁ ПЕЛИ ПТИЦЫ — Вот теперь, — сказал он, — там всего хватает!Такие короткие рассказы часто встречаются у писателя.Что же можно сказать таким коротким рассказом? Как вы его поняли? В 1959 году, когда В.Голявкину было уже тридцать лет, вышла первая книжка детских рассказов «Тетрадки под дождём»Писатель сам оформлял большинство своих детских книжек. Как вы думаете, почему?

 Выставочный зал Санкт-Петербугского Союза Художников (работы В.В.Голявкина)


Прочитайте названия рассказов В.Голявкина . Что вы можете сказать о них?



«Писать я начал случайно. Совсем неожиданно. А потом решил продолжить это дело. Раз уж начал. Тем более, что получаться стало. А дело любое бросать не стоит. Нужно его до конца доводить.Произведения Виктора Голявкина постоянно переиздаются и находят всё новых и новых читателей. Разве можно соскучиться, когда перед тобой лежит уморительная книжка с забавными картинками, которые нарисовал сам автор!
Прочитайте название рассказа. Не показалось ли оно вам странным? Как вы думаете, о чём рассказ? Почему?В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел»Посмотрите, какое слово требует объяснения?Подберите синонимы к словам:Помочь поддержать, содействовать, выручить…Скучно тоскливо, неинтересно…… антонимы к слову:скучно весело, интересно, увлекательно…При чтении обращайте внимание на сравнения, образные выражения.





Чтение рассказа.От чьего имени ведётся рассказ?Почему автор использует такой приём?С чего всё началось? Почему?С кем встречался мальчик? Прочитайте?Почему герой рассказа попадает в нелепые ситуации? Что значит «нелепые»?Найдите в тексте слова, как отвечают мальчику те, с кем он разговаривал?Что думают о нём окружающие? Почему?Как характеризуют мальчика его поступки?Как к герою относится автор?Почему автор не дал имя своему герою?




Как можно прочитать рассказ? Почему?Прочитаем по ролям отрывок к иллюстрации на стр.32Как заканчивается рассказ? Прочитайте.Можно ли ответить на вопрос мальчика? Как бы вы ему ответили, что бы сказали, что бы посоветовали?Вспомним пословицу:Долог день… до вечера, коли делать нечего.Вопрос №1 (стр.34)В чём основная мысль рассказа?




Итог урока.С каким произведением познакомились?Что узнали об авторе?Мне понравилось…Я думаю…Я бы хотел(а)…Прочитайте и другие рассказы В.В.Голявкина!