План урока по изобразительному искусству на тему: «Жостовская роспись».(6 класс)


Урок изобразительного искусства
Тема: «Жостовская роспись».
Цель урока:
Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России – Жостововская роспись
Задачи урока:
Показать принцип построения композиции, используя элементы росписи.
Развивать творческие способности учащихся.
Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.
Воспитывать чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.
Тип урока: комбинированный (с использованием элементов игры путешествия) коллективная работа.
Зрительный ряд: мультимедийное оборудование; презентация.
Музыкальный ряд: народная музыка.
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя сопровождается мультимедийной презентацией.
Кисть золотая! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты как душа у народа красива,
Ты, как и люди служишь Отчизне!
- Какова основная мысль урока?
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
- Отражена ли эта мысль в эпиграфе?Подготовка к восприятию нового материала. Беседа по пройденному материалу, с использованием презентации.
Наше национальное русское декоративно – прикладное искусство славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветной окраски и фольклорных узоров, оно поистине уникально. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов места, где сложился и развивается определенный вид декоративно прикладного искусства, где неродные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы.
- О каких народных промыслах знаете вы? (слайд)
Изучение нового материала. Информация учителя сопровождается показом слайдов.
И ещё один художественный народный промысел – это Жостовская роспись. К северу от Москвы, на живописном берегу Клязьминского водохранилища, расступившиеся деревья густого леса открывают вид на просторы полей и широкую гладь залива, раскинулось небольшое старинное селение Жостово, широко известное ныне как один из крупнейших центров русского народного искусства. Сегодня мы остановимся здесь и познакомимся с истоками и современным развитием народного промысла Жостово. (слайд)
- Кто из вас знает, что принесло славу Жостову? (слайд)
Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Талант народных художников превращает скромные предметы домашнего обихода в подлинные произведения искусства. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Они радуют глаз игрой ярких красок, благородным блеском лакированной поверхности.
Искусствовед А.В. Бакушинский назвал роспись плодом быстрой неповторимой импровизации.
- Как вы думаете, почему?
- Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется, без каких бы то ни было образцов или эталонов. Среди Жостовских подносов не найти двух совершенно одинаковых, мастера работают творчески не копируя чужих образцов и не повторяя своих собственных.
- Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития. (слайд )
В 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за ним открывались и другие мастерские. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.(слайд )
Самым распространенным видом Жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками. (слайд )
В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала общепризнанная "царица садов и оранжерей" – роза, вокруг нее в эффектных ракурсах располагались георгины, маки, анютины глазки, колокольчики, ландыши и незабудки.
Много нового появляется в колорите, особенно в росписях на цветных фонах на поверхности подноса. Наряду с традиционным многоцветием можно встретить немало интересных тональных разработок: букеты в синей, голубой, зеленой гамме, изображение красных роз на красном фоне и т.д. Под кистью жостовских мастеров такой бытовой предмет, как поднос, неизбежно приобретает высокие качества художественного произведения, радующего глаз яркими букетами цветов и спелыми фруктами, экзотическими птицами и бабочками, виртуозно написанными на блестящем черном или цветном фоне. (слайд)
Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил. Посмотрите, как составляют букет на подносе.
Этапы и приёмы росписи. (слайд)
Замалёвок – разбавленной краской художник наносит силуэты цветов и листьев.
Тенёжка – Художник наносит цветные тени, появляется объём.
Бликовка – Наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым.
Чертёжка – при помощи тонкой кисти художник рисует прожилки на листочках, «семенца» в центре цветов.
Привязка – при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое.
- С какой росписью можно сравнить Жостовскую роспись?
- В чем их сходство?
- Что помогает художникам создавать удивительную роспись?
Жостовские художники прекрасно чувствуют красоту живой природы и передают ее специфическим языком своего искусства – гармонией красок (красных, синих, желтых, зеленых).
Чтобы ваша фантазия давала удивительное разнообразие решений одного и того же мотива, послушайте фрагмент записи «Наедине с природой»
Закрепление ранее изученного материала. Практическая работа.
Инструктаж к самостоятельной работе. Мастер-класс (показ учителя поэтапного изображения цветка).
Каждый из вас нарисует несколько цветов, вырежет, и затем, все вместе вы составите букет на подносе.
Самостоятельная работа.
Проводить индивидуальную работу, делать методические указания.
Гимнастика для глаз
Итог урока. Проверка усвоения изученного материала.
В конце урока дети собирают букет на заранее подготовленный фон. Каждый ребёнок видит результат: в коллективной работе частичку своего труда.
Наше путешествие в село Жостово подошло к концу.
- Что интересного и нового вы сегодня узнали?
- Какие предметы создают Жостовские умельцы?
- Что особенного в творчестве мастеров из Жостово?
Действительно, много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Труд и талант народных умельцев придает величие нашему Российскому государству. Мы должны гордиться тем, что у нас есть такие мастера, которые поддерживают традиции своих предков, традиции народных промыслов России.