Урок «Декоративное рисование. Роспись разделочных досок».

Урок: «Декоративное рисование. Роспись разделочных досок».
Цель:
Формирование графических умений и навыков в рисовании кистью и декоративных элементов городецкой росписи.
Воспитание любви к народному искусству.
Задачи:
Познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи.
Научить рисовать кистью основные элементы цветочного узора (розан и купавка, птица), выполнять оживку.
Развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, самовыражения, самоанализа.
Оборудование:
произведения художественных промыслов Городца, Хохломы, Гжели, Дымки;
таблицы, карточки для учащихся с изображением последовательности выполнения основных элементов городецкой росписи, схемы узоров;
динамический плакат «Ярмарка».
стихи о городецкой росписи;
русские народные песни.
Материалы и инструменты:
плотная бумага;
гуашь, кисти;
силуэты досок (шаблоны).
салфетки;
План урока.
Организационный момент.
Сообщение темы урока.
Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи.
Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов городецкой росписи.
Постановка художественной задачи.
Самостоятельная работа учащихся.
Итог урока. Выставка работ учащихся.
Обобщение материала, изученного на уроке.
Домашнее задание.


Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие. (Положительный эмоциональный настрой на работу.)
Слайд 2
2.Сообщение темы урока.
Слайд 3, 4
- У вас на парте лежат кроссворды. Впишите в них слова, обозначающие народные промыслы. Слово, которое получится по горизонтали и будет являться темой нашего урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним народным промыслом, мастера которого создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства. Это Городецкая роспись.
Вы научитесь выполнять главные элементы цветочного узора этой росписи.
Слайд 5
Городецкая роспись – как ее нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. Посмотрите на роспись – сочность красок манит. Городецкая роспись душу нам веселит
3. Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи.
Народные промыслы – это гордость России.
Слайд 6
В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла». С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на уроках изобразительного искусства.
Вопрос: Есть ли на выставке предметы этих промыслов? Назовите их и покажите. Из чего они сделаны?
-Спасибо. Хорошо, что вы знаете эти промыслы.
А вот эти прекрасные вещи делают мастера Городца. Названия промысла идет от названия города.
Слайд 7
В 70 км. от Нижнего Новгорода на левом берегу Волги расположился самый древний город Нижегородского края – Городец. Он был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким.
Слайд 8
Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне из разных деревень. Приезжали и купцы из городов. И как ни разнообразны были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделия местных мастеров – художественно оформленных игрушек, прялок, деревянной посуды. Редко кто уезжал с Городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка невесте, без которого не обходилась тогда ни одна свадьба.
Слайд 9
Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называется «городом мастеров».
Учитель: Порой кажется, что каждый его житель – художник и мастер. Современные художественные изделия с городецкой росписью изготавливаются на фабрике города Городца.
Это детская мебель, игрушки, посуда, шкатулки, прялки. Фабрика возникла на месте старинного промысла, которому более 200 лет.
Слайд 10
На расписных Городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сценки украшены диковинными цветами: яркими розанами, купавами, зелеными веточками Основные цвета росписи : желтый, черный, зеленый, красный, синий. Цветов немного, но смешанные между собой или разбеленные, они дают лишние оттенки: розовый, голубой, вишневый и т.д.
Если присмотреться внимательнее, то можно узнать ромашки, ягоды, розы, купавки. Но главными элементами цветочной росписи являются розан и купавка.
Слайд11
В самую короткую летнюю ночь на праздник Ивана Купала расцветают, по поверью, особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшали все предметы. Композиции из розанов и купавок могут составлять отдельную композицию или дополнять сюжетное изображение.
Слайд 12
Учитель: Посмотрите внимательно на эти цветы и скажите: в чем сходство между ними?  
Ученик: Круглая форма.   Лепестки дужками.   Белая оживка. Учитель: А в чем их отличие?  
Ученик: У купавки центр цветка смещен, а у розана он посередине. Слайд 13
Роспись состоит из элементов: круги – подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штриховки, травки. При выполнении цветочных элементов, сначала крупной кистью делается «подмалевка» -цветочное пятно круглой формы. Затем мелкой кистью выполняется «теневка» - обозначается середина цветка и лепестки (в виде дужек по краю цветка). На заключительном этапе осуществляется «оживка» - у цветка прорисовываются многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек.
Без слайда
Они выполняются насыщенными цветами – красным и синим, и их оттенками – розовым, голубым. Раньше мастера использовали темперные краски (которыми писали иконы), а сейчас современные мастера используют масляные краски.
Слайд 14
В цветочном орнаменте городецкой росписи можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента: букет, гирлянда, ромб, цветочная полоса.
Слайд15
«Букет» - изображается симметрично. Как правило, пишется на разделочных досках или блюдах. Небольшие букетики из одного - трех цветков можно увидеть на мелких изделиях, таких, как коробочки, стаканчики, солонки.
«Ромб»- один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие ромбовидный центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, детских столах и хлебницах.
«Цветочная полоса» - сохранилась в городецкой росписи еще с расписных прялок Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например поставков, круглых шкатулок.
«Гирлянда» - представляет собой один или два крупных цветка в центре и расходящиеся в стороны более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках).
Слайд 16
Птица и конь - главные герои Городецкой росписи, которые как будто пришли к нам из старой доброй сказки. Этот вид орнамента можно увидеть на блюдах и разделочных досках, шкатулках и хлебницах, детской мебели и даже ложках. Сказочные, летящие как птицы, кони, волшебные цветы и сцены из обычной жизни – все у городецких художников выглядит радостно и празднично.
Слайд 17
Городецкий конь, как правило, черный и очень изящный: у него маленькая головка на тонкой, круто изогнутой шее с аккуратно причесанной гривой.
Слайд 18
Птицы - это гонцы весны.
В сказках птицы - символ радости и счастья.
Сказочные герои искали жар – птицу. В песнях златоглавую птицу сравнивали с зарей.

Слайд 19, 20
Птиц в современной городецкой росписи изображают в различных вариантах.

Слайд 21
Изображение мотива «петух» или «конь» трактуется как вестник солнца,, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей.
Слайд 22
Сюжетная роспись. Выполняется на крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах.
Cцены застолья, чаепития, свадьбы выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами(символ богатства и достатка). В композицию могут быть включены шторы и часы.
Лица людей всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти.
Пишут городецкие мастера, как по цветному фону, так и по неокрашенному дереву. Особую выразительность городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белилами. Штрихи, линии, дужки украшают цветы и фигуры. Иногда так много и так густо наложена эта оживка, что хочется потрогать ее руками. Черным цветом тоже можно подчеркивать форму ягод, цветов, листочков. Очень выразительны цветы, у которых половина круга выделена черной оживкой, а половина – белой. Этот простой прием создает впечатление движения, вносит динамику в роспись. Глядя на эти изделия представляешь будто ты на ярмарке.
Физкультминутка проводиться под русскую народную музыку
Вверх руки подняли и покачали - это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу. В стороны руки, ими помашем - это к нам птицы летят. Где они сядут, тоже покажем Руки сомкнули назад, Встали, встряхнулись, всем улыбнулись И сели работать опять.
4. Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов Городецкой росписи.
Давайте и мы попробуем сразу кистью выполнить элемент цветочной росписи: птицу. Приготовьте гуашь и кисти, а также альбомный лист. Сейчас я покажу, как выполнять декоративное изображение птицы, а вы выполняйте следом за мной.
Учитель демонстрирует выполнение птицы на доске.

Слайд 23  
Последовательность выполнения мотивов "птички".
Птиц начинают писать с крыла. Ориентируясь на него, плавной линией изображают изгиб груди и шеи, потом линию, определяющую форму головки и спины. Получившуюся между ними плоскость полностью закрывают цветом. Одной линией намечают верхнюю границу разворота хвоста. С этого момента и начинается своеобразие изображения каждой из птиц.
У павлина хвост ограничивают поочередно с двух сторон линиями, определяющими его силуэт, и заливают цветом.
У других птиц прорисовывают каждое перышко хвоста, почти всегда в два цвета.
5. Постановка художественной задачи.
А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера.
Будучи предметом первой необходимости в крестьянском быту, прялка, например, служила одновременно и картиной, когда после окончания работы хозяйка вешала донце (это нижняя часть прялки) на стену. Она украшала убогое жилище, радовала глаз и сердце крестьянина.
Сегодня мы будет готовить товары для городецкой ярмарки. Это – разделочные доски. По форме они напоминают донце прялки. Постарайтесь расписать их, используя городецкие мотивы (птицы, розаны, купавки, листья).
(Ребята самостоятельно выбирают композиционное и цветовое решение работы, в этом им помогают карточки «Последовательность выполнения розана и купавки, листочка, кустика. Схемы узоров».)
Наш мастер на ярмарке будет ждать ваши работы.
И мое пожелание каждому из вас:
Ничего не бойся – Ты делаешь для всех. Мы на тебя надеемся
И верим в твой успех. Получится, как надо, И даже сверх того. Доска лежит здесь рядом, Давай начнем с нее!
6. Самостоятельная работа учащихся.
Свобода кистевой росписи сродни веселью на русских праздничных гуляньях, удали и душевной широте, что сближает городецкую роспись с русской народной песней. Я думаю, что эти песни будут помогать вашей работе. (Звучат русские народные песни.)

Физкультурная минутка.
Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем.
7. Итог. Выставка работ учащихся.
Учитель. На доске – выставка ваших работ. Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы!
Слайд 24
Наши доски расписные, Посмотрите, вот какие: Всё хотим вам показать И подробно описать.
8. Обобщение материала, изученного на уроке.
Вопросы:
С каким замечательным народным промыслом вы познакомились?
А где расположен этот промысел?
Какие элементы цветочного узора Городца являются основными?
Рефлексия.
- Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?
- Кто считает, что работу не успел завершить?
- Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами?
Молодцы! Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.
9.Домашнее задание.
-Принести кисти, краски. На следующем уроке будем доделывать свои работы.
Литература:
В.С.Кузин, Э.И.Кубышкин. Изобразительное искусство. «Дрофа» 1995.
Журнал «Начальная школа»
Л.В.Шевчук Дети и народное творчество.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.rospis-hohloma.ru
http://school-collection.edu.ru