Сценарий урока Контрольный диктант по теме Имя существительное

Русский язык. Урок № 41
Дата проведения 19. 10 6 А
Тип урока – урок развивающего контроля (УРК)
Тема урока: «Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Цель –
Содержательная - 1) синтезировать материал об имени существительном как части речи.
Деятельностная - 1) отработать навык написания текста под диктовку и выполнения заданий, предполагающих анализ языковых единиц; 2) совершенствование орфографической и пунктуационной зоркости.

Планируемые результаты

Предметные: записывают текст под диктовку, синтезируют знания об имени существительном, полученные на уроках русского языка; выполняют различные виды разборов, работают с раздаточным материалом.
Метапредметные – владеют всеми видами речевой деятельности.
Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.
Познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; читают текст и слушают ответы одноклассников, извлекая из них необходимую информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок; обучаются целеполаганию; умеют оценивать верность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Сценарий урока

Мотивация (самоопределение) к контрольно-коррекционной деятельности

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!

Урок, на котором мы завершим работу над темой «Имя существительное». Я надеюсь, что на этом уроке мы успешно используем все богатство и красоту русского языка в письменной речи. Итогом нашей работы по данной теме станет диктант с грамматическим заданием, предполагающим анализ языковых единиц. Доверьтесь своим чувствам, мыслям, тогда и рука, я уверена, будет послушна, а вы сможете мобилизовать свои знания по теме «Имя существительное».

Как вы считаете, каковы тема и цель нашего урока? (ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ)
Что нам необходимо вспомнить при работе над диктантом? (ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ)
Что нам необходимо для выполнения грамматического задания? (ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ)
Какие орфограммы мы вспомним при работе над диктантом? (ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ)

Учитель называет критерии оценивания работ

Если работа будет выполнена с небольшими недочетами (1 орфографическая ошибка в словарном слове, которое вам незнакомо ил 1 пунктуационная ошибка), то вы получите за нее оценку «отлично» (5).

Если работа будет выполнена с 1 орфографической ошибкой или двумя ошибками в словарных словах, которые вам незнакомы или двумя пунктуационными ошибками, то она будет оценена отметкой «хорошо» (4).

Если работа будет выполнена с 4-5 речевыми ошибками, с двумя 2 орфографическими и 2-3 пунктуационными ошибками, то она будет оценена отметкой «удовлетворительно» (3).

Если в работе будет сделано больше ошибок, чем в той, что претендует на оценку «3», то подобный диктант и грамматическое задание будет расценено как неудовлетворительное, за него будет выставлена оценка «неудовлетворительно» (2).

Актуализация и пробное учебное действия

Учащимся предлагается записать в лежащих на парте тетрадях для контрольных работ число и название работы – «диктант». После завершения работы над диктантом школьники должны пропустить одну строку, на которой следует написать словосочетание «грамматическое задание», определяющее следующий вид работы.


Учитель диктует текст, учащиеся записывают его. После диктанта школьники выполняют грамматическое задание.

Заячьи лапы.

В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Старому охотнику попался светло-серый зайчонок с рваным левым ухом.
Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. Заяц стремительно удирал в лес. Старик пошёл дальше, но вдруг встревожился, потому что с юга сильно потянуло гарью. Дед понял, что начался лесной пожар, а огонь идёт прямо на него. Старик побеждал по кочкам. Он падал, дым выедал ему глаза, а сзади уже разрастался гул и слышен шорох пламени.
Смерть настигала деда, почти касалась его, но вдруг из-под ног у него выскочил заяц. Он бежал медленно, еле волочил задние лапы.
Дед бросился за зайцем, который вывел старика на равнину. Но у зверька обгорели задние лапы и животик. Дед подобрал своего спасителя, принес домой, вылечил и оставил у себя.

Грамматическое задание

1 вариант

Выполнить синтаксический разбор предложения

Заяц стремительно удирал в лес (Повеств., невоскл., простое, распр., неосл., полное)

Выполнить морфологический разбор существительного «(в) лес» из этого предложения.

(В) лес - существительное. (Во что?) Обозначает предмет.
Нач. форма – лес.
Постоянные признаки: нарицат., неодуш., м. р., 2 скл.
Непостоянные признаки: в предл. пад., в ед. ч.
Обстоятельство места.

Построить словообразовательную цепочку слова «зайчонок», указать способ образования слова.

Зайчонок – заяц (суффиксальный)
Грамматическое задание

2 вариант

Выполнить синтаксический разбор предложения

Старик побежал по кочкам. (Повеств., невоскл., простое, распр., неосл., полное)

Выполнить морфологический разбор существительного «по кочкам» из этого предложения.

(По) кочкам - существительное. (По чему?). обозначает предмет.
Нач. форма – кочка.
Постоянные признаки: нариц., неодуш., ж. р. 1 скл.
Непостоянные признаки: в предл. падеже, во мн. ч.
Обстоятельство места.

Построить словообразовательную цепочку слова «охотник», указать способ образования слова.

Охотник – охота (суффиксальный)

Построение проекта выхода из затруднений

Школьники работают над диктантом и грамматическим заданием до конца урока.

Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности

Сдача работ.

Домашнее задание

Прочитать параграф 20 об имени прилагательном.







Грамматическое задание

вариант

Выполнить синтаксический разбор предложения по плану в учебнике.

Заяц стрмительно удрал в лес.

Выполнить морфологический разбор существительного «(в) лес» из этого предложения по плану в учебнике.
Построить словообразовательную цепочку слова «зайчнок», указать способ образования слова.




Грамматическое задание

вариант

Выполнить синтаксический разбор предложения по плану в учебнике.

Заяц стрмительно удрал в лес.

Выполнить морфологический разбор существительного «(в) лес» из этого предложения по плану в учебнике.
Построить словообразовательную цепочку слова «зайчнок», указать способ образования слова.



Грамматическое задание

вариант

Выполнить синтаксический разбор предложения по плану в учебнике.

Заяц стрмительно удрал в лес.

Выполнить морфологический разбор существительного «(в) лес» из этого предложения по плану в учебнике.
Построить словообразовательную цепочку слова «зайчнок», указать способ образования слова.








Грамматическое задание

вариант

Выполнить синтаксический разбор предложения по плану в учебнике.

Старик побежал по кочкам.

Выполнить морфологический разбор существительного «по кочкам» из этого предложения по плану в учебнике.
Построить словообразовательную цепочку слова «охотнк», указать способ образования слова.




Грамматическое задание

вариант

Выполнить синтаксический разбор предложения по плану в учебнике.

Старик побежал по кочкам.

Выполнить морфологический разбор существительного «по кочкам» из этого предложения по плану в учебнике.
Построить словообразовательную цепочку слова «охотнк», указать способ образования слова.





Грамматическое задание

вариант

Выполнить синтаксический разбор предложения по плану в учебнике.

Старик побежал по кочкам.

Выполнить морфологический разбор существительного «по кочкам» из этого предложения по плану в учебнике.
Построить словообразовательную цепочку слова «охотнк», указать способ образования слова.


15