Игра для учащихся 9-ых классов Вредным привычкам скажем НЕТ!!!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №19 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА ПЕТРОВИЧА МЫТАРЕВА ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»











ИГРА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-ЫХ КЛАССОВ
«ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ СКАЖЕМ НЕТ!!!»













Составила:
Титова Ольга Васильевна
Социальный педагог
МАОУ СШ №19 им. И.П.Мытарева



г.Димитровград, 2016г.
Пояснительная записка

Подростковый возраст является тем периодом, когда особенно остра необходимость в проведении мероприятий по предотвращению алкоголизма и других форм зависимого поведения. В подростковом возрасте дети очень любознательны, активно «познают мир», в то же время они еще очень доверчивы, полны ощущения собственной неуязвимости. Из-за этих особенностей они нередко могут попадать в опасные для жизни ситуации. Поэтому встает необходимость предупреждения начала экспериментирования с токсическими веществами, вызывающими зависимость, обучения детей навыкам безопасного поведения, навыкам сохранения жизни, здоровья и психологического благополучия в разных ситуациях. В этот период возникает необходимость выработки навыков, способствующих формированию установки на здоровый образ жизни.
Вопросы профилактики психоактивных веществ мы рассматриваем на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности», классных часах, родительских собраниях, «круглых столах». Но, к сожалению, рассказывая учащимся о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ, приводим зачастую только пугающую статистику. Но подростки редко примеряют чужой опыт на себя, не доверяют цифрам, продолжая совершать собственные ошибки. Однако, употребление психоактивных веществ очень быстро вовлекает ребят в зависимость, и остается пагубной привычкой на всю жизнь. Что в дальнейшем негативно отражается на здоровье и, зачастую, приводит к трагическим последствиям. В этом возрасте необходима позитивная профилактика - это та форма работы, которая позволяет через развитие личности формировать установки на здоровый образ жизни, не «запугивая» детей. Так как, часто запугивая, мы настраиваем подростков против себя, они перестают нам доверять, считая, что мы «давим» на них и даем недостоверную информацию. А также действует «закон запретного плода» (нельзя, а дай-ка я попробую!).
Поэтому, для достижения успеха в вопросах профилактики потребления наркотических и других психоактивных веществ в работе с подростками необходимо главный упор делать на развитие личностных качеств и социальных навыков подростков, обучать детей новым формам поведения, формировать стрессоустойчивость, воспитывать личность, способную самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. В связи с этим неотъемлемой частью курса по позитивной профилактике употребления психоактивных веществ являются занятия и мероприятия, направленные на формирование гармоничной личности, на осознание ценности здоровья (то есть позитивная профилактика).
Одной из технологий является ИГРА. Предлагаю методическую разработку внеклассного мероприятия для учащихся девятых классов «Вредным привычкам скажем НЕ!!!».
Целью первичной профилактики является создание системы информационно - пропагандической работы с родителями, детьми и подростками по формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни.
Задачи первичной профилактики употребления ПАВ:
Развитие социальной и личностной компетентности:
- способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей;
- формировать у детей и подростков психосоциальные и психогигиенические навыки принятия решений, критического мышления;
- повысить самооценку детей;
- сформировать установку «ведение здорового образа жизни».
2. Выработка навыков самозащиты:
- формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ;
- информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления ПАВ.
3. Предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений:
- обучить детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ;
- сформировать навыки регуляции эмоций.
Основные направления работы.
1. Информирование и просвещение учеников.
2. Освоение знаний по проблеме профилактики ПАВ, интерактивных форм работы с участниками.
3. Проведение творческих мероприятий по профилактики ПАВ.
4. Формирование актива среди учеников по пропаганде здорового образа жизни.
Позитивная профилактика всех видов зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков путем формирования гармоничной личности, через осознание ценности здоровья.
Задачами обучение подростков навыкам безопасного поведения, навыкам сохранения жизни, здоровья и психологического благополучия в разных ситуациях.
Формирование у подростков адекватной самооценки.
Развитие навыков общения и настойчивого поведения, в том числе противостояние давлению сверстников.
Профилактика употребления ПАВ (психоактивных веществ).
Адаптация к меняющимся условиям и развитие социальной гибкости.
«Посейте поступок – и вы пожнете привычку,
Посейте привычку – и вы пожнете характер,
Посейте характер – и вы пожнете судьбу»
У. Теккерей – английский писатель

Целевая группа – дети и подростки 12-16 лет.
Цель: познакомить с пагубностью вредных привычек. Закрепить у подростков первоначальные минимально необходимые знания о полезных и вредных привычках, о здоровом образе жизни.
Образовательные задачи:
Обобщение и систематизация знаний о вредных привычках.
Формирование умений отстаивать свое мнение.
Развивающие задачи:
Повышение информационной культуры и расширение кругозора учащихся.
Развитие познавательной активности учащихся.
Воспитательные задачи:
Воспитание ответственности за свою жизнь и здоровье.
Умение работать в коллективе, выражать собственную позицию.
Оборудование:
Маркеры, фломастеры, чистые листы бумаги, грамоты, бланки с заданиями.
Время проведения - 40 минут.
В игре могут участвовать две, три, четыре команды по 5-7 человек.
Ход мероприятия:

Ведущий: Добрый день! Сегодня мы с вами проведем игру под названием «Вредным привычкам скажем НЕТ!!!». Наша игра не развлекательная, но увлекательная и серьезная. Она состоит из нескольких этапов. Итак:

1 этап Викторина «Что я знаю о ПАВ?»

Ведущий: Правила очень просты. Сейчас вы получите номера вопросов (представители команд вытаскивают карточки с номерами из коробки). Ваша задача правильно ответить на поставленный вопрос. Вопросы относятся к следующим темам, в каждой из которых по 6 вопросов (Приложение №1).
Не курить!
Алкоголь – яд!
Наркотикам – нет!
СПИД – болезнь века!

Тема: «Не курить»
1) на сколько минут укорачивается жизнь курильщика после каждой выкуренной сигареты? (на 15 минут)
2) Сколько литров табачного дегтя проходит за 10 лет через дыхательные пути курильщика? (8 литров)
3) Что происходит с зубами человека при курении и при воздействии, каких именно веществ? (под воздействием клейких смол зубы человека желтеют)
4) Виновником развития каких заболеваний может стать курение? (инсульт, болезни сердца, аневризма аорты, катаракта, ревматоидный артрит, заболевания легких )
5) Чем грозит курение молодому растущему организму? (Ведёт к остановке роста, исхуданию и гибели клеток)
6) При курении часть гемоглобина крови соединяется с этим ядовитым газом? Назовите его? (Угарный газ)
Тема: «Алкоголь - яд»
1) Какое заболевание желудка возникает при употреблении алкоголя? (гастрит, язва и рак желудка)
2) Какой вред наносит своему будущему ребёнку пьющая беременная женщина? (алкоголь может привести к появлению физических уродств и вызвать нарушения психики ребёнка)
3) Подросток может стать алкоголиком от употребления пива? (да)
4) Почему некоторые люди не могут отказаться от спиртного? (алкоголь способствует привыканию, как наркотик)
5) Какие клетки самые чувствительные к алкоголю? (нервные)
6) Какое воздействие оказывает алкоголь на зрение подростков? (тяжелое поражение зрительных нервов, ведущее к потере зрения).
Тема: «Наркотикам «нет»»
1) С какой болезнью тесно связаны наркотики? (СПИД)
2) Почему опасно даже разовое употребление наркотика? (возникает психологическая зависимость)
3) Каково поведение наркомана после принятия наркотика? (человек становится заторможенным и вялым)
4) Что такое ломка? (если наркотик не поступает в организм в течение 10 - 12 часов, это приводит к мучительному состоянию: человек начинает ощущать сильную боль во всём теле. Тело превращается в одну сплошную рану. Сами наркоманы назвали это состояние ломкой)
5) Что влечет за собой употребление наркотиков (психические расстройства, поражение всех систем и органов, заболевания ВИЧ и СПИД, проблемы в семье, правовые нарушения)
6) Как перевести слово «наркотик» с греческого? (слово «наркотик» произошло от греческого глагола, который означает оцепенеть)
Тема: «СПИД - болезнь века»
1) Как расшифровать слово СПИД? (С - синдром П - приобретенного И - иммунного Д - дефицита)
2) Что происходит с иммунной системой человека больного СПИДом? (при СПИДе иммунная система подавляется и теряет способность сопротивляться инфекциям)
3) Куда должен попасть вирус СПИДа, чтобы жить? (вирус СПИДа должен попасть в кровь, иначе он погибнет)
4) Назовите пути передачи вируса СПИДа? (половым путём, от беременной женщины к ребёнку, внутривенно)
5) Что повреждает вирус СПИДа? (он попадает в кровь и повреждает лимфоциты, которые являются важным звеном иммунной системы организма. В результате зараженный человек становится беззащитным перед микробами)
6) Как быстро развивается СПИД? (заболевание СПИДом развивается медленно. В течение нескольких лет единственным признаком болезни может быть увеличение лимфатических узлов. Затем начинается подъём температуры, расстройства желудка, потливость, похудание. В дальнейшем возникает воспаление лёгких, поражение кожи, заражение крови, злокачественные опухоли. Всё это приводит к смерти человека)

2 этап Изобрази поговорку

Нескольким участникам команды предлагается изобразить поговорку так, чтобы ее поняли другие члены (представителям команд достается одна поговорка из 6).
Вариант - для облегчения задания поговорки могут быть продемонстрированы всем командам.
Поговорки (Приложение №2):
После первой рюмки пьяница похож на павлина, после второй - на обезьяну, а потом превращается в свинью;
Целовать курящую женщину все равно, что целовать урну;
Муж пьет - полдома горит, жена пьет - весь дом горит;
Вино входит - ум выходит;
Полюбил табак - впереди рак;
В здоровом теле - здоровый дух.

3 этап Пороки и достоинства

Ведущий. Чтобы успешно справиться со следующим заданием, прежде предлагаю выяснить, что такое пороки.
(Согласно толковому словарю С.Ожегова, порок - это тяжелый предосудительный недостаток, позорящее свойство.)
Человек - если он Человек с большой буквы - должен уметь противопоставлять дурным качествам, мыслям и делам свои достоинства.
Я предлагаю вам, ребята, сделать это на бумаге. Вы получаете листы, на которых перечислены пороки, а слова-антиподы - то есть слова, противоположные по значению предлагаемым, - вы, пожалуйста, подберите сами и впишите в соседнюю колонку. Внимание! Побеждает не тот, кто сделает быстрее всех, а тот кто сделает правильно
Учащимся выдается бланк с заданием (Приложение №3):

Исходное слово
Слово-антипод

Курение


Пьянство


Лень


Наркомания


Лживость


Трусость


Подлость


Воровство


Грубость


Жадность


Высокомерие


Распущенность



4 этап Здоровое сердце

Учащимся раздаются «разбитые сердца». Они должны собрать из «осколков» сердце человека, ведущего ЗОЖ.
Заключительный этап
Пока жюри подводит итоги игры (после объявления результатов всем командам вручаются грамоты), участникам предлагается ознакомится с разрешалками от вредной привыки:
Употреблять наркотические и токсические средства, алкоголь, курить – можно (Приложение №4):
Если ты хочешь прожить короткую жизнь;
Если хочешь отставать в учебе;
Если хочешь подхватить ВИЧ - инфекцию;
Если мечтаешь оставить после себя больное потомство;
Если ты хочешь, чтобы от тебя отказались родные и близкие;
Если ты хочешь, чтобы у тебя была нарушена ориентация в пространстве;
Если ты хочешь пронизывающую дрожь и ослабевшее тело;
Если ты хочешь иметь лицо «застывшей маски»;
Если ты хочешь, чтобы тебя мучили «ломки».
Начать легко. Бросить - не тут - то было. Подумай над этим!
После объявления результатов всем командам вручаются грамоты.

Литература

Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблемы развития – М.: МГППУ, 2006г.-76с.
Блынская Л. Социальная реабилитация детей и подростков в трудовой деятельности//Социальная педагогика, 2003г. №1-258с.
Ведишева М.Л., Ранняя профилактика наркотизма: проблемы и подходы к их решению//Воспитание школьников, 1997г.-№4 50-54с.
Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С., Фалькович Т.А. «Подростки 21 века психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях» М.: ВАКО 2007г.-238с.
Дементьева И.Г. Подростки и наркотики М., 1997г.-28с.
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.-480с.
Шипицина Л.М. и Шпилена Л.С. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодёжью – СПб., 2003г.-464с.
Приложение №1
Не курить!
Алкоголь – яд!
Наркотикам – нет!
СПИД – болезнь века!


Приложение №2
После первой рюмки пьяница похож на павлина, после второй - на обезьяну, а потом превращается в свинью;
Целовать курящую женщину все равно, что целовать урну;
Муж пьет - полдома горит, жена пьет - весь дом горит;
Вино входит - ум выходит;
Полюбил табак - впереди рак;
В здоровом теле - здоровый дух.

Приложение №3
Исходное слово
Слово-антипод

Курение


Пьянство


Лень


Наркомания


Лживость


Трусость


Подлость


Воровство


Грубость


Жадность


Высокомерие


Распущенность



Приложение №4
Если ты хочешь прожить короткую жизнь;
Если хочешь отставать в учебе;
Если хочешь подхватить ВИЧ - инфекцию;
Если мечтаешь оставить после себя больное потомство;
Если ты хочешь, чтобы от тебя отказались родные и близкие;
Если ты хочешь, чтобы у тебя была нарушена ориентация в пространстве;
Если ты хочешь пронизывающую дрожь и ослабевшее тело;
Если ты хочешь иметь лицо «застывшей маски»;
Если ты хочешь, чтобы тебя мучили «ломки».
Начать легко. Бросить - не тут - то было. Подумай над этим!










15