Компетентностно-ориентированное задание по географии Страны Закавказья (10 класс)


10 класс
Тема: Страны Закавказья
Задание направлено на формирование компетентностей:
Компетентность разрешения проблем (Самоменеджмент)
Целеполагание и планирование деятельности: (1 уровень) - определяет и выстраивает в хронологической последовательности шаги по решению задачи,
Оценка деятельности: выполняет по заданному алгоритму текущий контроль своей деятельности.
Коммуникативная компетентность
Письменная коммуникация: (1 ступень) - оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры; излагает вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом.
Информационная (2 уровень):
Первичная обработка информации: систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной заданной
Информационная (3 уровень): планирует информационный поиск в соответствии с поставленной задачей деятельности (в ходе которой необходимо использовать искомую информацию),
- самостоятельно и аргументировано принимает решение о завершении информационного поиска (оценивает полученную информацию с точки зрения достаточности для решения задачи).
Стимул: За годы независимости ни одной из закавказских республик не удалось избежать тотального спада производства, обнищания и миграции населения, военно-политических столкновений как между самими республиками (Армения – Азербайджан), так и внутри каждой из них (Грузия, Азербайджан). Сказались разрыв прежних экономических связей, социально-экономическая и политическая нестабильность, резкое расслоение населения по уровню и качеству жизни, коррумпированность и криминализация общества.  Несмотря на географическое соседство, у каждой из них своя история, их отличает национальное своеобразие, они различны по природным богатствам и культуре, геополитической ориентации. Сравни хозяйство республик и узнай в чем их сходство и различие.
Задачная формулировка:
1. Используя карты атласа, текст учебника § 54 заполните предложенную форму таблицы по внутренним различиям Азербайджана и Армении.
2. Определите сходства и различия в развитии хозяйства стран.
Источники информации:
карты атласа для 10 класса, текст учебника §56.
Бланк для выполнения задания.
1. Заполнить таблицу.
Критерии сравнения Азербайджан ст. - Баку Армения - ст. Ереван
ГП Население ПР и ПУ Определить сходства и различия.
2.
Азербайджан
Армения

Инструмент проверки:
Модельный ответ
1.
Критерии сравнения Азербайджан ст. - Баку Армения - ст. Ереван
ГП Юго-восток Закавказья, 1 место по площади среди стран Кавказа.
Границы: с- РФ, з-Грузия, ю-з - Армения, Турция, юг- Иран, в- Каспийское море, морские границы с РК, Туркменистаном. ГП благоприятное. Границы: с и з - Грузия, в, ю-в - Азербайджан, з, юг - Турция, не имеет выхода к морю. граница проходит по труднодоступным горам. Частые конфликты с Турцией и Азербайджаном.
Население 9,3 млн.чел. (2012 г.), многонациональное гос-во: 82% азербайджанцы, 6% русские, 5 армяне. 53% - городское население. Ср.плотность населения на 1 км2.- 95,4 человека. Средняя продолжительность жизни — 72,4 года. ЕП - 0,9 ‰, Гос. язык - азербайджанский. Религия: 99% мусульмане- шииты. 3,01 млн. чел. (2011 г.), около 98,7 % населения исповедует христианство. ЕП - 4 ‰, однонациональное гос-во: 94% армяне. Доля городского населения -67%. Ср.плотность населения на 1 км2.- 108 человек. Ср.плотность населения на 1 км2.- 95,4 человека. Гос.язык - армянский. 94 % — христиане.
ПР и ПУ Климатические зоны Азербайджана разнообразны — от тёплых и влажных субтропиков Ленкоранской низменности и Талыша до снежных высокогорий Кавказа. Многочисленные реки обладают значительными энергетическими ресурсами, что создаёт благоприятные условия для строительства гидростанций с водохранилищами и системами искусственного орошения. Главная река — Кура. Почвы преимущественно серозёмные, в горах бурые и коричневые горнолесные и горно-луговые; на Ленкоранской низменности — желтозёмы. Растительность сухих степей, полупустынь, высокогорных лугов; в горах широколиственные леса.
Недра Азербайджана содержат ценные полезные ископаемые: нефть (по разведанным запасам занимает 3 место среди стран СНГ) и природный газ, алуниты, медную руду, золото, молибден и другие. В республике также имеется разнообразное сырьё для отделочной промышленности: мрамор, каолин, туф, доломит. Рельеф Армении в основном гористый: свыше 90 % территории находится на высоте более 1000 м над уровнем моря. Наивысшая точка — гора Арагац (4095 м). Расположена на широте субтропической зоны, но субтропический климат наблюдается только в южной части Армении (в районе города Мегри). В остальных районах климат высокогорный, континентальный. Почвы сформированы преимущественно на вулканических породах. Главная река — Аракс с притоком Раздан.
В Армении насчитывается свыше 100 озёр, самое большое из которых — озеро Севан, находящееся на высоте 1900 м над уровнем моря — единственный рыбопромысловый район республики и крупнейший во всём Закавказье источник пресной воды.
Недра богаты рудными п/и. Промышленное значение имеют месторождения руд цветных и чёрных металлов (медь, молибден), каменной соли, бентонитовых и огнеупорных глин, , известковых и вулканических туфов, пемзы, гранитов, мрамора и других. Обнаружены промышленные скопления полудрагоценных и поделочных камней: агата, аметиста, бирюзы, яшмы, обсидиана.
Азербайджан
Индустриально-аграрная страна с высокоразвитой промышленностью и многоотраслевым сельским хозяйством. Ведущая роль в структуре промышленности – ТЭК, тесно связанный с химической промышленностью, развита легкая промышленность. В сельском хозяйстве развито рыболовство и шелководство.

В структуре промышленности развито машиностроение, электроэнергетика, пищевая промышленность. В сельском хозяйстве – виноградарство и садоводство, выращивают зерновые культуры, овцеводство и скотоводство.
Армения
Аграрно-индустриальная страна с динамично развивающейся экономикой. Старейшей отраслью является цветная металлургия. Развито производство строительных материалов. Выращивают оливки, хлопок, миндаль.
2.
Критерии оценки:
«5»- учащиеся знают термины и определения по данной теме, могут проанализировать изменения численности населения мира, объяснить причины, приводить примеры стран, имеющих разные типы воспроизводства населения, делать выводы, высказывать и защищать свою точку зрения по вопросу. Таблица заполнена полностью.
«4»- испытывает затруднения с объяснением причин изменения численности населения. При заполнении таблицы допущены неточности. Сделан неполный вывод.
«3»-Таблица заполнена менее чем на 50%, допущены ошибки. Вывод отсутствует или выполнен недостаточно полно. Не умеет защитить свою точку зрения. Не знает фактического материала по демографической политике стран.