Конструкт урока Литературного чтения на тему Рассказ Э.Успенского « Крокодил Гена и его друзья» (отрывок)


Конструкт урока литературного чтения
по производственной практике «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки 36 группы специальности 050715 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Красиковой Елизаветы Александровны
Дата: 11.03.2015
ОУ № 40
Класс 1 «А»
ФИО учителя класса: Сербина Людмила Валерьевна
ФИО методиста: Соломина Елена Владимировна Отметка:____ Подпись:__________
Программа: «Школа 2100»
Тема: Рассказ Э.Успенского « Крокодил Гена и его друзья» (отрывок)
Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (в процессе изучения рассказа Э.Успенского « Крокодил Гена и его друзья»)
Планируемый результат:
Личностный – Демонстрируют умения осознавать и определять свои эмоции и эмоции других людей, проявляют сочувствие, сопереживание; демонстрируют доброжелательное отношение друг к другу
Метапредметный – Демонстрируют умение самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы;
умение оценивать свою работу на уроке; умение извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения; умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения; владеют диалогической и монологической речью; демонстрируют умение задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.
Предметный – Демонстрируют навыки чтения, знания о биографии и творчестве Э.Успенского, демонстрируют умения анализировать художественные произведения.
Задачи:
Воспитательная – Развивать умения осознавать и определять свои эмоции; умения осознавать и определять эмоции других людей, воспитывать сочувствие, сопереживание; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Развивающая – Развивать регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы; развивать умение оценивать свою работу на уроке; познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения. коммуникативные УУД: высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения; развивать диалогическую и монологическую речь; задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.
Образовательная – Совершенствовать навык чтения, познакомить с биографией и творчеством Э.Успенского, развивать умение анализировать художественное произведение.
Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Принципы обучения и воспитания:
Принципы обучения:
Принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип доступности.
Принципы воспитания
Создание положительного эмоционального подъёма, Воспитание через взаимодействие
Методы обучения и воспитания
Методы обучения:
По источнику получения знаний:
Словесные: беседа, художественное слово.
Наглядные: иллюстрация
По дидактическим целям:
Методы формирования умений и навыков, применения знаний.
Методы проверки и оценки знаний.
По уровню включения в продуктивную деятельность:
проблемное изложение изучаемого.
частично – поисковые.
Методы организации учебно – познавательной деятельности:
Словесные.
Методы контроля и самоконтроля.
Методы эмоционального стимулирования
Методы воспитания:
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:
Беседа
Рассказ
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
Поощрение
Создание ситуации успеха
План урока:
1.Мотивация к учебной деятельности (1-2мин).
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (8-10мин).
3. Решение проблемы (5мин).
4.Первичное закрепление (5мин).
5. Организация самостоятельной работы (2-3мин).
5. Вторичное закрепление(10-15мин).
6. Рефлексия учебной деятельности (3-4мин).
Список литературы:
1.Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).
2.А. Я. Данилюк. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
3.А.Я. Данилюк. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
4.Учебник:Р.Н Бунеев Литературное чтение «Капельки солнца» 1 класс
Ход урока
Этапы урока, задачи работы Методы и приемы обучения и воспитания Деятельность учителя, обучающихся Планируемый результат с учетом формируемых УУД
1)Мотивация к учебной деятельности
Задача: Смотивировать детей на предстоящую деятельность. По источнику получения знаний:
Словесные (беседа) -Здравствуйте, ребята меня зовут Елизавета Александровна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Уберите, пожалуйста, все лишнее с парт. Подравняйтесь. Садитесь.
-Сейчас у нас урок литературного чтения. Какая главная задача уроков литературного чтения?
- Для чего нужно хорошо и правильно читать?
* быть грамотным;
*развивать правильную речь;
* узнавать много нового и интересного;
* уметь анализировать произведения.
Верно! Ребята, будьте активными и старательными на уроке, и вы обязательно получите хорошую отметку. Личностные УУД:
формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
2) Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы
Задача: Повторить материал изученный на предыдущем уроке, сформулировать тему и задачи урока. По источнику получения знаний:
Словесные (беседа), демонстрация, работа с учебником
Метод развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием Речевая разминка.
- Прочитайте загадки: (на слайде)
Живёт он в реках и болотах,
Зубов так много, что не счесть
И у него одна забота-
Поймать кого-нибудь и съесть.
Лежит бревно у речки.
Зелёное бревно.
Сидеть на нём опасно -
Зубастое оно.
Зелёный, презелёный
В тёплый Нил влюблённый.
Прямой и плоский как доска,
Как зовут Зубастика?
-О ком эти загадки?-Правильно, это крокодил
А теперь сюрприз для нас. (звучит музыка из мультфильма «Крокодил Гена его друзья»).
-Какой сказочный герой приготовил нам этот сюрприз? (Крокодил Гена)
-Кто догадался, какова тема нашего урока?
-Правильно, тема нашего сегодняшнего урока произведение Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»
- Может быть, кто-то смотрел мультфильм?
- О чем он? (О друзьях)-Ребята, как вы думаете какая цель нашего сегодняшнего урока?
Познакомиться с биографией Э.Успенского
Прочитать отрывок из рассказа «Крокодил Гена и его друзья»
Сделать анализ произведения
-Итак, для начала познакомимся с автором произведения.
Успенский Эдуард Николаевич – советский и российский писатель. Эдуард Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе под названием Егорьевск (Московская область).
Успенский писал яркие и необычные сценарии для детских мультфильмов, театральные сценки и стихи.
Первым серьезным творением Эдуарда Успенского стала его увлекательная история про всем известного (на данный момент) Дядю Федора. Книга «Дядя Федор, пес и кот» была издана в 1974 году.
Эдуард Николаевич создал такие прекрасные детские передачи, как «АБВГДейка», «Спокойной ночи, малыши» и другие. В 2010 году Успенский удостоился премии имени Корнея Чуковского в номинации «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе». Эта премия создана специально для детских писателей и Эдуарду Николаевичу удалось взять первенство в главной ее номинации.
Также Успенский был награжден золотой медалью Всемирной организации интеллектуальной собственности, премией журнала «Огонек», орденом четвертой степени «За заслуги перед Отечеством» и так далее. Но даже все эти награды не идут ни в какое сравнение с такими его достижениями, как создание милого и наивного Чебурашки, рассудительного Дяди Федора, смешной и немного неловкой обезьянки Анфисы – всех тех героев, на жизнеописании которых уже воспитано не одно поколение. Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы
Познавательный УУД: извлекать информацию представленную в разных формах, строить рассуждения
3) Решение проблемы
Задача: Найти решение поставленной проблемы По источнику получения знаний:
Словесные (беседа), наглядный (демонстрация), работа с учебником -Итак, мы познакомились с биографией автора. Также сегодня на нашем уроке мы постараемся понять и открыть для себя,
каким должен быть настоящий друг. А кто нам поможет?
(Сам автор Э. Успенский и главный герой его произведения – крокодил Гена)
- Я предлагаю вам для дальнейшей работы разбиться на группы. (Дети разбиваются на три группы по рядам).
-Как нужно работать в группе?
(Правила работы в группе)
Помогать друг другу.
Работать сообща.
Уметь договариваться.
Уметь радоваться успехам вместе с друзьями.
-Без красок, а словами мы нарисуем портрет настоящего друга.
-Ребята, обсудите в группе и выберете самые важные качества, которыми должен обладать
настоящий друг. Листочки с этими качествами прикрепите с помощью магнитов вокруг
нашего воображаемого друга. (на доске прикреплен силуэт человека)
(На листках: Для 1-й группы: отзывчивый, внимательный, добрый, драчливый, вредный. Для 2-й группы: верный, красивый, надежный, ответственный, злой, Для 3-й группы: безразличный, веселый, храбрый, скромный, смелый, заботливый)
-Замечательно, давайте проверим какими же качествами, по вашему мнению, должен
обладать настоящий друг. (Учитель вместе с детьми произносит) Личностные УУД: проявление интереса к уроку
Регулятивные УУД: планировать пути решения поставленной проблемы
Коммуникативные УУД: высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения, овладение диалогической и монологической речью.
4) Первичное закрепление
Задача: Закрепить усвоенный материал По источнику получения знаний:
Словесные (беседа), работа с текстом Работа по учебнику
-Откройте учебники на 30-ой странице
-Рассмотрите картинку.
-Предположите, о ком мы будем читать?
-Что случилось с девочкой?
-Почему так решили?
-Кто её пришёл навестить?
-Почему пришли навестить?
-Найдите, кто автор произведения.
-Найдите название произведения.
-Прочитайте слово, которое находится в скобках. (Отрывок.)
-Что значит отрывок?(часть, фрагмент произведения)
- А сейчас я прочитаю отрывок из произведения «Крокодил Гена и его друзья».
Слушайте внимательно! Личностные УУД: проявляют интерес к уроку, умение осознавать и определять свои эмоции и эмоции других людей, ориентация в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей.
5) Организация самостоятельной работы
Задача: Проверить уровень усвоения пройденного материала. Методы организации учебно – познавательной деятельности:
(Методы самостоятельной работы.)
Итак, ребята я прочитала вам отрывок произведения.
Скажите, какой это рассказ? Грустный или веселый? Понравилось ли вам произведение? Что особенно запомнилось?
Теперь немного отдохнем и провезем физминутку. (през-я с физминуткой)
- А сейчас продолжим и выясним, насколько внимательно вы прослушали отрывок?
-О чем эта история? Назовите главных героев.
Почему Галя плакала?
Какую роль Гена играл в спектакле?
Что крокодил любил читать?
- Молодцы ребята!
6) Вторичное закрепление
Задача: Закрепить усвоенный материал По источнику получения знаний:
Словесные (беседа) (на слайде сцена театра)
- Куда мы с вами попали? (в театр). Как вы думаете, крокодилу Гене страшно было выступать на сцене, ведь там зрителей больше чем у вас в классе?
(Я думаю, ему было немного страшно, может поэтому он и перепутал слова текста, но все же он молодец, не струсил. др. рассуждения детей).
-Мы сейчас проверим насколько сложно выступать на сцене, но на сцену мы выходить не будем, а будем читать громко выразительно и красиво как артисты. Все следят за текстом, а читать будет тот, к кому я прикоснусь рукой (дети читают 1 часть).
-Можно ли крокодила Гену за этот поступок, назвать настоящим другом?
(Я думаю что можно, ведь он не только выручил Галю, он помог состояться спектаклю, он оказался ответственным, храбрым и надежным товарищем и т.д.)
-Так какими же качествами настоящего друга обладает наш герой крокодил Гена? (Дети говорят, учитель к прикрепленной на доске фигуре крокодила Гены прикрепляет с помощью магнитов необходимые качества) (Храбрость, надежность, терпеливость, ответственность, доброта)
- Ребята, давайте сравним портрет крокодила Гены и портрет настоящего друга, составленного нами.
-Совпадают наши представления о настоящем друге с качествами характера крокодила Гены, которыми наделил Эдуард Успенский своего героя?
- Так каким должен быть настоящий друг?
- Смогли ли нам помочь составить портрет настоящего друга главный герой произведения крокодил Гена и автор Эдуард Успенский?
-Ребята, вы хотели бы иметь такого друга, как Гена? (Да) Личностные УУД: проявляют интерес к уроку, умение осознавать и определять свои эмоции и эмоции других людей, ориентация в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей
7) Рефлексия учебной деятельности
Задача: Подвести итог урока, провести рефлексию деятельности Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
(Поощрение. Создание ситуации успеха)
Ребята, наш урок подходит к концу, и я хотела бы узнать, что нового и интересного для себя вы открыли на этом уроке? Я попрошу свой ответ начинать со слов:
Я сегодня узнал…
Я открыл для себя…
Мне поможет в будущем….
Я научился…
Теперь я могу….
Могу похвалить себя и своих одноклассников за…
(ответы детей)
-Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке! Но самыми активными были(назвать), они получают отметку 5. И за чтение (назвать оценки и учеников). Я рада, что у меня появились новые друзья - первоклассники. Вы все молодцы! Личностные УУД: самоопределение
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение диалогической формы речи
Регулятивные УУД: умение оценивать свою работу на уроке.