Урок литературного чтения на тему КАК НАЙТИ НАСТОЯЩИХ ДРУЗЕЙ? (Отрывок из книги Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья».) (1 класс)

Тема: КАК НАЙТИ НАСТОЯЩИХ ДРУЗЕЙ? (Отрывок из книги Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья».)

Задачи:
Обучающая - продолжить работу с текстом: ознакомить с содержанием отрывка из повести Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья»; Освоение социокультурной категории «Дружба», «Доброта», «Сопереживание». Освоить алгоритм работы в паре.
развивающая – развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь. Развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся.
воспитывающая - способствовать развитию у учащихся чувства сострадания, сопереживания.
здоровьесберегающие - сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.
Планируемый результат обучения и формирование УУД.
Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)
Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Основные понятия: писатель, главный герой, главная мысль, описание героя, отрывок из книги.
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык.
Ресурсы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литературное чтение «Капельки солнца», 1 класс компьютер как средство обучения (использование мультимедиа на уроке); карточки с пословицами, толковый словарь: лексическое значение слов; домик дружбы( на ватмане и маленькие макеты); карточки самооценки учащихся. Слова – опоры.
Кирпичики для рефлексии.
Тип урока: изучение новой темы.
Ход урока.
Присоединение. Мотивация.
Учитель:
«Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю» гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления - пустое развлечение.
Актуализация знаний. Подготовка к восприятию.
Показ отрывка из мультфильма (песенка Шапокляк)
- Узнали вы, что это за персонаж? - О чём она поёт в своей песенке?
-Согласны ли вы с ней? – А кто помогает вам в жизни?
-Как вы думаете легко найти настоящих друзей? Поднимите руку у кого есть друг? А что обозначает слово друг? Где мы можем посмотреть значение этого слова? (в толковом словаре).
Один ученик зачитывает значение слова. Как вы думаете, о чём сегодня будем говорить на уроке? (на слайде тема урока: Как найти настоящих друзей). Так, как у нас урок литературного чтения, то где мы будем черпать информацию? (из книги).
-Какие задачи поставим перед собой на уроке? (на слайде слова Узнать
УчитьсяПовторить..Уточнть..)
- Мы продолжим наш урок, работая вместе.
Вспомним правила общения в коллективе:
Высказывается каждый участник;
Ответив сам, выслушай других;
Мы не выкрикиваем, даем право высказаться каждому;
Вам помогут слова «я присоединяюсь, я согласен (согласна)».
Работа с заглавием.
- Что вы скажите об авторе и названии этого произведения? (Уже знакомы)
- Будем ли мы читать тот же самый отрывок, что и раньше? О чём мы уже читали?
2. Работа с иллюстрацией.
– Сейчас мы будем читать другой отрывок из книги Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья». На иллюстрации на с. 59 художник нарисовал героев книги. Вы их узнали?
2. Совместное открытие новых знаний.
Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.
Комбинированное чтение.
Часть 1
Читает Гартман Наташа
– Что делали Гена и Чебурашка? Зачем им нужны были помощники? Для кого они строили дом?
Часть 2.
Читает Лаврентьева Полина
После чтения 1-го абзаца – вопрос:
– Что же объединило всех, таких разных помощников? (Они все были одиноки, нуждались в друзьях.)
После 2-го абзаца:
– Почему именно жирафа брала в зубы фонарь? Почему её не надо было благодарить?
Физминутка «Попрыгать, поиграть»
2. Творческое задание (работа в группах).
Дети объединяются в группы по 4 человека, и каждая группа раскрашивает чёрно-белый макет (рисунок) Домика дружбы, договариваясь, выбирая цвета (любые!) и преодолевая возникающие разногласия.
Давайте вспомним алгоритм работы в группах.
1.В группе должен быть ответственный.
2. Работать должен каждый на общий результат.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Своё несогласие высказывает вежливо.
5. Если не понял, переспроси.
-Легко ли было выполнять задание? Возникали у вас трудности? Какие? Эти трудности называются разногласия. – Что такое разногласия (см. тетрадь, с. 16)? Теперь узнаем возникали ли разногласия у наших героев.
Часть 3.
Читает учитель.
Вопросы по ходу чтения:
– Как вы понимаете выражение «Дом рос не по дням, а по часам»?
Вопросы после чтения:
– В какой цвет и почему предложил покрасить дом крокодил Гена?
– Какой цвет обезьянка считала самым приятным для глаз?
– Какой это цвет – «жирафовый»?
– Почему именно об этом цвете Анюта всё время твердила?
– Какой выход из положения нашёл Чебурашка?
– Если домик выкрасить так, как предложил Чебурашка, исчезнут ли разногласия между друзьями?
– Каким тогда получится домик?
Часть 4.
– Прочитайте, какой получился домик.
Дети читают 1-й абзац.
Далее читает учитель.
Вопросы по ходу чтения:
– Почему никто не хотел записываться первым?
– Как вы думаете, почему жирафа подружилась с обезьянкой? А Дима с Марусей?
– Кому можно подарить Домик дружбы?
– Почему такое нелёгкое дело оказалось для наших героев привлекательным?

3. Первичное закрепление.
Включение систему знаний и повторений.
Учитель:
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Чем они вызваны? Вы что предполагали? А что получилось на самом деле?
Работа с пословицами. Дети работают в парах, составляют из слов пословицы:
1ряд – Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2 ряд – Сам погибай, а товарища выручай.
3 ряд – Без друга в жизни туго.
Задание выполнено, оцените свою работу.
- Теперь подумайте вместе, придите к общему решению какая из трёх пословиц больше подходит к нашему отрывку..
Используйте слова – помощники:
Я думаю, что
Я думаю иначе
Я согласен и тоже считаю, что
Я с тобой не согласен, потому что(карточки)
Итог урока.
– Есть ли у вас друзья?
– Чем они вам дороги?
– Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать этот текст? Что же нужно для того чтобы подружиться? Обязательно строить домик дружбы?
Рефлексия.
-А сейчас сосредоточьтесь на своих впечатлениях от урока. На доске у нас тоже есть домик дружбы. На столе у вас лежат три кирпичика разного цвета. Если вам было интересно и вы узнали для себя новое, чему-то научились, выберите зелёный цвет, если вам было интересно, вы чему-то научились, но были трудности, остались вопросы - желтый цвет, если вам на уроке было не интересно и вы ничего нового не узнали -коричневый.  -Пожалуйста, прикрепите кирпичики к нашему домику дружбы. -Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.
Итоги. Игра «Незаконченные предложения» (на слайде)
Я понял..
Было интересно..
Было трудно
Мне захотелось
У меня получилось
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию в виде схемы;
3) выявлять сущность, особенности объектов;
4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;
6) ориентироваться на развороте учебника;
7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
15