Конспект урока по русскому языку Имя существительное и его грамматические особенности (4 класс)

Тема. Имя существительное и его грамматические особенности.
Цель: повторить и углубить знания учеников об имени существительном; формировать умение различать имена существительные среди других частей речи; определять род, число, повторить состав слова, разбор предложений по членам предложения и частям речи; учить ориентироваться в тексте; развивать речь, внимание к лексическому значению слова; воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родной природы; желание следить за своим здоровьем.
Оборудование: страницы журнала «Здоровье» («Виртуозы зимы», «Чистюлька», «Вкусняшка», «Полезные советы»); видеосюжет (об окончании осени и начале зимы), конверт со словами, карточки для парной работы, интерактивная доска.

ХОД УРОКА
Слайд 1
І. Организация класса. Создание эмоционального фона.
- Ребята, поприветствуйте гостей.
Улыбнитесь. (Повернулись к учителю).
- Подумайте о чем-то хорошем, приятном. Давайте в таком прекрасном настроении и проведем сегодняшний урок и подарим друг другу радость общения.

Слайд 2.
- А девиз у нас какой?
- Все, что нужно, - под рукой.
Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.

ІІ. Проверка домашнего задания.
- От чего может зависеть настроение? (От общения с друзьями, от окружающей действительности, от погоды)
- Давайте послушаем, какой прогноз погоды вы приготовили дома на сегодняшний день.
(Зачитывают 2 ученика).
- Как вы должны следить за здоровьем в ненастную погоду?
- Какие вы использовали слова при составлении прогноза погоды?

Слайд 3.
(Погода, небо, температура, воздух, ветер, солнце, дождь, снег, природа, настроение).
- Какой частью речи они являются?

ІІІ. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на нашем необычном уроке мы будем углублять и закреплять знания об имени существительном как части речи; будем отрабатывать навыки находить имена существительные в предложении, определять род, число существительного.
- Что вы знаете об имени существительном?

Слайд 4.
часть речи
обозначает предмет
отвечает на вопросы кто? что?
имеет род: мужской, женский, средний
имеет единственное и множественное число

ІV. Работа над темой урока.
Слайд 5.
1. Каллиграфическая минутка.
- Урок у нас будет необычным потому, что сегодня мы станем читателями полезного журнала. Отгадайте его название.
ООЕЬРДВЗ
ооеьрдвз

Слайд 6.
- Здоровье
- Почему поговорить о здоровье для нас так важно? (Потому что если человек здоров, то у него хорошее настроение, ничего не болит, крепкий сон, хороший аппетит, правильная осанка, аккуратный внешний вид).
- Для этого нужно постоянно заботиться о своем здоровье.
На каком уроке мы говорим об укреплении здоровья?

Слайд 7.
- А вот и первый полезный совет. Сможем ли мы его прочитать? Что необходимо сделать? (Разделить слова).
Надосдетсвазакаляться,
Чтобздоровымоставаться.
(Ученик на доске расчленяет на слова, с объяснением).
- В чем смысл этой пословицы?
- Какие способы закаливания вы знаете?

Слайд 8.
- Ребята, найдите родственное слово к слову – названию журнала. Здоровье – здоровый. (Какая это часть речи?).
- Подберите родственное слово, чтоб оно обозначало действие предмета. (Оздоровляться).
- Какая это часть речи? (Глагол).
- Назовите корень этих родственников слов (-здоров-)

2. Орфографическая минутка.
- Какое время года закончилось? А какое наступает?

Слайд 9.
- Открываем первую страничку журнала. Прочтите ее название. («Виртуозы зимы»).
- Какие подарки приносит нам это великолепное время года, мы узнаем, когда откроем этот конверт Но он уже кем-то открыт! Кто же это мог сделать? Как вы думаете, кто сильно хочет того, чтобы зима как можно дольше не наступала и не преподносила нам подарки? (Предыдущее время года – осень – все хочет похозяйничать).

Слайд 10.
- До, она действительно «похозяйничала», и вот что за «подарки» получились. Что вы заметили? (Слова с ошибками).
(Исправление ошибок и написание слов без ошибок с комментированием).
ПРОЩАЙ НЕНАСТНАЯ
ЗДРАВСТВУЙ ИЗМОРОЗЬ ДЕКАБРЬ
ТИШИНА ЛЕДОК ИНЕЙ
- Назовите имена существительные, их грамматические категории.
- Назовите слова-синонимы (изморозь – иней); слова-антонимы (здравствуй – прощай).

3. Творческая работа. Просмотр видеосюжета.

Слайды 11 - 49
- Ждут прихода зимы не только люди, но и природа. В видеосюжете вы увидите отступление осени и начало зимы. Самые наблюдательные и внимательные смогут заметить, как выглядит природа в ожидании белоснежной красавицы.
(Просмотр видеосюжета).
- Какое время года показано в начале сюжета?
- Что вам помогло это определить?
- Как выглядят деревья?
-куда торопится ёжик?
- Чем устлана земля?
- Какой вид приняла река?
- Какую птицу вы увидели? Как она выглядела?
- Чего ждут поля и леса?
- Каким вы увидели первый снег?
- По содержанию сюжета составьте предложение и лучшее запишем в тетрадь.
- Назовите грамматическую основу предложения. У существительных определите грамматические признаки.

V. Физкультминутка

VІ. Обобщение и систематизация знаний.
1. Парная работа.

Слайд 52
- Открываем следующую страничку журнала. Как она называется?
- Как вы думаете, о чём мы узнаем, прочитав её?
- Что относится к правилам личной гигиены?
- «Чистюлька» предлагает вам объединиться в пары и выполнить такое задание: из разбросанных слов составить предложения и объяснить смысл получившихся выражений.
Вода, лучшие, наши, солнце, друзья, и, воздух.
Бедой, угрожают, руки, грязные.
Свежесть, в, тела, нет, одежды, мире, чем, лучшей.
Здоровый, в, здоровом, теле, дух.

Слайд 53
- Запишите получившиеся выражения.
- Назовите имена существительные и определите их грамматические особенности.

Слайд 54
- А вот и следующая страничка журнала «Вкусняшка». Она приглашает нас на вкусный обед. Всегда ли вкусный обед будет полезным для нашего здоровья?
- Какие продукты питания лучше употреблять в пищу, чтобы быть сильными. здоровыми и красивыми?
- Ответом на этот вопрос будет выполнение следующего задания: записать предложения, дополняя их необходимыми по смыслу именами существительными.

Слайд 55
Чувство___ напоминает нам о том, что время подкрепиться. Еда необходима ___для жизни, как и всему живому. Но ___ нужно расти и быть здоровыми. Поэтому важно кушать не всё подряд, а полезные____. Полезны для здоровья _____, _____, ____, _____, _____, _____. Вредны для здоровья:______, _____, _____, _____.

Слова для справок: голод, дети, фрукты, молоко, овощи, продукты, конфеты, мороженое, каши, сухарики, рыба, творог, газированная вода, человек.
- Прочитайте предложение с однородными членами.
2. Работа с учебником.

Слайд 56
- Ребята, в связи с переменой погоды, ненастной и холодной, человек может заболеть. И вот на следующей страничке журнала даются «Добрые советы». Когда мы заболеваем, то лечимся всякими медикаментами, злектропроцедурами, а ещё можно лечиться всевозможными народными средствами.

Слайд 57
- Ребята, какое растение вы видите на картинке?
- Что вы о ней знаете?
- Кто знает, при каких заболеваниях помогает калина?
- Прочитайте в учебнике, стр. 88, упр. 181
3. Словарная работа, стр.136
Стреха-
Монисто –
Символ -
4. Списывание, упр. 181

VІ.Домашнее задание.
Слайд 58
Написать сочинение на тему: «Что я делаю для того, чтобы сохранить здоровье?»

VІІ. Итог урока.
Слайд 59
- О чём важном мы говорили на уроке?
- Что такое имя существительное?
- Какие грамматические признаки есть у имени существительного?
- Чтобы вести здоровый образ жизни, чем нужно заниматься?




15