Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имён прилагательных


ГКУ средняя школа № 17 п. Боралдай
учитель Инкина Л. А.
Тема урока: "Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имён прилагательных". 4-й класс
Цель урока: Обобщить знания об имени прилагательном как части речи.
Задачи урока:
Повторить и обобщить знания учащихся о признаках имени прилагательного как части речи. Обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивать умения распознавать прилагательные как часть речи, определять их род и число, совершенствовать орфографические умения и навыки; развивать логическое мышление.
Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.
Оборудование:
Компьютер.
Презентация “Имя прилагательное как часть речи”.
Дидактический материал: карточки для индивидуальной работы и разноуровневой.
Ход урока
I. Организационный момент (Слайд 4)
Учитель:
Прозвенел звонок. Внимание!
Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
II. Проверка домашнего задания.
Прочитать предложения. Назвать дополнения - упр. 198
III. Всесторонняя проверка знаний учащихся.
Минутка чистописания.
Прописывание букв Зз зл- дать характеристику букве ЗУченик: ( слайд №5)
Послушайте стихотворение.
Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным – веселыйНовый школьный день пришел.
Учитель:
- Какие части речи упоминались в стихотворении?
- Дайте определение частей речи.
- Имя существительное, что это за часть речи?
- Что называется глаголом?
IV. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.
Послушайте загадку, а отгадку запишите в тетрадь.( Слайд № 6)
Крыши в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла… (зима)
- Как ласково называют зиму?
Зимушка.
-Какая это часть речи? ( имя существительное)
2. Образовать от слова зима имя прилагательное, глагол.
Зимний, зимовать.
Выделить корень.
-Как называются эти слова?
Родственные, однокоренные.
3.Разобрать по составу записанные слова.
4. Сделать звуко - буквенный анализ слова зимушка.
5. Сегодня на уроке мы будем изучать имя прилагательное. Вспомним все, что мы знаем об этой части речи. Мы должны ответить на вопрос: «Какую роль в речи выполняет имя прилагательное?»
V. Усвоение новых знаний.
1. Наблюдения над ролью прилагательных в речи. (Слайд № 8,9,10)
Класс делится на 3 группы
Отгадайте загадки.( каждой группе даётся загадка)
1 группа:
Не барашек и не кот,Носит шубу круглый год Шуба серая - для лета,Шуба для зимы - другого цвета. (Заяц.)
2 группа:
Хозяин лесной просыпается весной,А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
3 группа:
Хитрая плутовка,Рыжая головка, Пушистый хвост - краса. Кто ж это?... (Лиса.)
- Я знаю , вы любите рисовать. Давайте порисуем, но не красками, а словами. Раскрасьте своих животных. Для этого опишите внешний вид животного и его качества. Запишите эти слова к себе в тетрадь. (Выполнение работы) Проверка.
Какие слова вы использовали? Какую часть речи?
- Обменяйтесь тетрадями;
- Проверьте написанное;
Вывод: - С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.)
Да, сегодня мы постараемся вспомнить все, что уже знаем об имени прилагательном, задумаемся над его ролью в тексте и нашей речи.
Учитель: Как определить род имени прилагательного?
-По вопросу, по существительному, с которым связано имя прилагательное.
Выделить у прилагательных окончание и определить род и число.
Рыжая лисица (ж.р., ед.ч.) ( Слайд № 11)
Бурый медведь (м.р., ед.ч.)
Косой заяц (м.р., ед.ч.)
Какие это животные ? Дикие животные (мн.ч.)
Вывод: Во множественном числе имена прилагательные по родам не изменяются.
-Изменить имя прилагательное снежная так, чтобы оно было в м. р., ср. р. ед. ч., во мн. ч., подбирая к получившимся словам имена существительные.
-Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного?
Определить род, поставить вопрос. ?( Слайд №12)
День (какой?) снежный.
Утро (какое?) снежное.
Хлопья (какие?) снежные.
Определение синтаксической роли прилагательных.
Работа над предложением. (Слайд №13)
Составить предложение со словом: зима.
Пришла морозная снежная зима.
- Запись предложения с комментированием.
- Разобрать предложение по членам предложения.
- Выписать словосочетания.
Зима (какая?) морозная.
Зима (какая?) снежная.
-Назвать второстепенные члены предложения.
- Что вы можете сказать о них?
Второстепенные члены предложения - однородные определения, выраженные прилагательными.
- С какой частью речи согласуется ?- Каким членом предложения бывает в предложении?
- Когда мы говорим о частях речи, то обязательно определяем их синтаксическую роль в предложении
Вывод:
Каким членом предложения является имя прилагательное? (второстепенным членом)
IV. Первичная проверка понимания нового учебного материала.
Определение роли имени прилагательного в тексте
- А еще для чего нужны имена прилагательные мы узнаем, выполнив следующие задания.
Для чего нужны имена прилагательные в речи? (для точности описания)
Прочитай тексты. Какой текст понравился тебе больше? Почему?
На доске два текста: (Слайд 14)
Прекрасен лес зимой. Д…ревья покрыты хлоп…ями снега. Все ветки в инее. Со…нце осв…щает в…рхушки д…р…вьев.
Прекрасен снежный лес зимой. Снежные д…рев…я покрыты пуш…стыми хлоп…ями снега. Все ветки в серебристом инее. Зимнее со….нце осв…щает в…рхушки д…рев…ев.
-В каком отрывке более ярко описан лес?
-как это достигается?
Для чего в речи используются имена прилагательные?
(Именно они делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна)Задание: списать второй текст. Вставить пропущенные орфограммы. Подчеркнуть в тексте имена прилагательные, определить род, выделить окончание у имен прилагательных.
- Какая часть речи называется прилагательным? (Имя прилагательное - часть речи, которая отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, обозначает признак предмета.) 2. Определение морфологических признаков имен прилагательных. Словообразование.
Упражнение “Магазин”. (Слайд 15)
Учитель диктует существительные.
ОВОЩИ, КНИГИ, ОБУВЬ, БУЛОЧКИ, ШКАФ, КОНЬКИ.
- Учащиеся должны записать прилагательные, обозначающие, в каком магазине можно купить данные предметы. Выделить корень слова.
Проверка
ОВОЩНОЙ, КНИЖНЫЙ, ОБУВНОЙ, ХЛЕБНЫЙ, МЕБЕЛЬНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ
- Найдите и выделите часть слова, с помощью которой образованы имена прилагательные.
- Как называется эта часть слова? (суффикс)
3. Лексическая работа
Упражнение “Антонимы”. (Слайд 16)
- Что такое “антонимы”? (слова противоположные по смыслу)
- Для чего они нужны в нашей речи?
Учитель диктует имена прилагательные:
КРИВОЙ,
ДЛИННЫЙ,
ГОРЯЧИЙ,
СЫТЫЙ,
ГРУСТНЫЙ
Учащиеся записывают слова с противоположным значением:
ПРЯМОЙ,
КОРОТКИЙ,
ХОЛОДНЫЙ,
ГОЛОДНЫЙ,
ВЕСЕЛЫЙ
Проверка на слайде
VII. Закрепление новых знаний.
Словарно-орфографическая работа
Учащиеся выполняют по выбору разноуровневые задания.
Упражнение “Лишнее слово”. (Слайд 17,18)
- На доске записаны 3 группы слов. Надо найти “лишнее” слово.
- Записать слова в тетрадь. Подчеркнуть вставленные буквы. Обвести “лишнее” слово.
1.
Г...СТИНИЦА,
В...ЛНЕНИЕ,
ЗАГР...ЗНЕНИЕ,
БЕЗГР...НИЧНЫЙ
(“Безграничный” - это прилагательное, остальные слова - существительные.)
А...УРАТНЫЙ,
ВЕСЕ...ИЙ,
СУ...ОТНИЙ,
СО...НОВЫЙ.
(“Сосновый” - в этом слове пишется одна буква, в остальных словах - удвоенная согласная.)
3.
НЕЛО.. .КИЙ,
ЛЕ.. .КИЙ,
КРЕ...КИЙ,
ОБРА.. .ЦОВЫЙ.
(“Крепкий” - здесь пропущена парная глухая согласная, в остальных словах — парная звонкая.)
Проверка
Закрепление
2. Контрольный тест (Слайд 19 )1. Что такое имя прилагательное?
а) Слово. б) Часть речи. в) Часть предложения.
2. Имена прилагательные отвечают на вопросы...
а) какой? какая? какое? какие? б) кто? что? в) что делает? что сделает?3. Какая часть речи обозначает признак предмета?
а) Имя существительное. б) Глагол в) Имя прилагательное
4. С какой частью речи связано имя прилагательное?
а) С глаголом. б) С именем существительным в) С местоимением
5. Каким членом предложения бывает имя прилагательное?
а) главным б) второстепенным
6. Укажите имена прилагательные
1) замечаешь 2) оранжевый 3) насекомое 4) рукоятка 5) великий
6) сказуемое 7) любимый 8) смолистый 9) больше
Проверка на доске: (Слайд 20)
1) 6
2) а
3) в
4) 6
5) 6
6) 2, 5, 7, 8
Творческое задание “Продолжи стихотворение” (Слайд 21)
Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.
Солнечное лето,
Праздничная ель,
___________________
___________________
VIII. Информация о домашнем задании.
написать мини-сочинение «Зимний лес».
I Х. Итог урока (Слайд 22)
- Вспомните начало урока. На какой вопрос мы должны были найти ответ?
Помог ли наш урок ответить на этот вопрос? «Какую роль в речи выполняет имя прилагательное?»
Какая часть речи делает нашу речь ярче, выразительнее, богаче? (Слайд №7)
-Что называется именем прилагательным?
- Как изменяется имя прилагательное?
- С какой частью речи согласуется?
- Каким членом предложения бывает в предложении?
Для чего служат в речи имена прилагательные?
Какие задания вызвали у вас наибольший интерес?
Что ещё знаете о прилагательных?
Сегодня на уроке мы с вами говорили о зиме. Помните, что зима тяжёлое время года для животных и птиц.
Чтение стихотворения детьми. ( Слайд 23)
Снег нападал, замело, Ребятишки всей страны -
Всё кругом белым – бело. Быстро в руки молотки
Наступили холода Мы кормушки смастерим,
Птичкам плохо, вот беда Развесим их повсюду.
Спрятана под снегом Будет праздник птичкам
Вся еда. Птичкам – невеличкам,
Ну –ка быстро, поживей – Птички не волнуйтесь,
Нужна помощь для друзей К нам вы привыкайте.
Мы придём на помощь,
Вы об этом знайте.
Рефлексия
1. Не понял.
2. Понял все.
3. Понял все и могу рассказать.
4. Понял все и могу научить.