Методические рекомендации Тема: «Дифференцированный подход к обучению учащихся по классу академического вокала»


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области«Тольяттинский музыкальный колледж им. Р.ЩедринаМетодические рекомендацииТема: «Дифференцированный подход к обучению учащихся по классу академического вокала» Составители:Мартимьянова П.М. Денюшина С. Н.Тольятти 2015 г. Актуальность. Реалиями музыкально – педагогической практики является различный уровень певческого развития учащихся в классе. В пределах одного возраста учащиеся имеют различную вокальную и слуховую подготовку, поэтому была выдвинута идея дифференцированного вокального восприятия, используя методику, которая учитывала бы как общевозрастные, так и индивидуальные возможности учащихся, создавала условия для полноценного певческого их развития. Цель: формирование у студентов разной подготовленности устойчивого интереса к вокальному исполнительству, развитие голоса учащегося и его музыкальных творческих способностей в целом, развитие музыкально- художественного вкуса, подготовка компетентных специалистов. Задачи: Формировать вокально-исполнительские навыки у учащихся.Развивать музыкальность, эмоциональную выразительность, музыкальный слух и память. Воспитывать художественный вкус через освоение разнообразного и высокохудожественного репертуара. Развивать личностные качества и индивидуальные особенности посредством музыкальной деятельности, с применением ИКТ. наглядные – наглядно - иллюстративный, слайд-шоу, показ, ТСО; словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа; практические – упражнения, практические задания; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода. фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа. Методы1. По источнику знаний:3. Методы вокальной педагогики: 2. По характеру познавательной деятельности: УчащиесяУчащийся с музыкальным образованиемУчащийся без музыкальной подготовки Конспект урока по академическому вокалу для учащегося I курса без музыкальной подготовкиЦель: Знакомство с динамическими оттенками. Задачи: 1. Развивать мелодический и динамический слух, навыки точного звукоизвлечения;2. Формировать навыки правильной фразировки;3. Воспитывать музыкальный вкус;4. Развивать навыки распознавания нотной грамоты. Структура урока:1. Приветствие, распевание, дыхательные упражнения. 2. Освоение нотной грамоты. 3. Разучивание произведения по показу педагога. 4. Подведение итога урока. 5. Задания к самостоятельной работе.Объём занятия: 45 минут. Конспект урока по академическому вокалу для учащегося I курса с музыкальным образованиемЦель: Улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата.Задачи :Формировать знания об особенностях работы артикуляционного аппарата; Создавать условия для развития у студента: - дикционных навыков в разнообразных темпах; активности артикуляционного аппарата при различных нюансах; эмоционально - образной сферы психологических процессов в процессе работы над вокальными произведениями; - умения пользоваться нижнереберно-диафрагматическим дыханием.3. Создать условия для воспитания сознательного подхода к обучению; - повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации; - стимулирования творческого поиска студента в создании интерпретации произведений. Объём занятия: 45 минут. Структура урока: Приветствие, распевание, дыхательные упражнения. Работа над исполнением вокализа (Ф.Абт. Вокализ №10).Работа над исполнением произведения (Гурилев А.»Сердце – игрушка»).Работа над исполнением произведения (Укр.н.п. «Ганзя»)Подведение итога урока.Задания к самостоятельной работе. Ожидаемые результаты.владение нотной грамотой;достаточно развитое певческое дыхание и опора звука;работа резонаторов;округлое и ровное звучание голоса на разных участках диапазона;навыки точного интонирования;правильная артикуляция, четкая дикция;навыки пения на стаккато и подвижность голоса;осознанное эмоциональное исполнение художественного произведения. Список использованной литературы:Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М., 2000.Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1988.Менабени А.Г. Вокально-педагогические знания и умения. – М., 1995.Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. – Л.,1977.Морозов В.П. Искусство резонансного пения.  – М., 2002.Шевелёва Е.И. Человеческий голос как музыкальный инструмент. – СПб., 1993.