Психологический обучающий семинар для педагогов по формированию доверительных отношений в системе Учитель — ученик


ГОУ ТО «Кимовская школа»








Психологический обучающий семинар для педагогов ГОУ ТО «Кимовская школа» по формированию доверительных отношений в системе «учитель – ученик»






Подготовили: педагог – психолог Лузгина Е.А
педагог - психолог Гарулина Г.А

01.04.2016 год
1 слайд. Добрый день, уважаемые педагоги! 13 октября 2015 года Тульским психологическим центром «Помощь» в нашем учреждении прошло обследование по соблюдению прав детей в образовательной учреждении тульской области. В феврале 2016 года наше учреждение получило аналитическую справку по данному обследованию , где одним из вопросов был: межличностные отношения в системе «ученик – учитель». И темой нашего сегодняшнего семинара является «Семинар для педагогов по формированию доверительных отношений в системе «учитель – ученик».
2 слайд. Одной из важнейших задач начального образования в соответствии новым Федеральным государственным образовательным стандартом является формирование универсальных учебных действий, среди которых выделяют коммуникативные действия. К ним относят, в первую очередь, планирование учебного сотрудничества, постановку вопросов, разрешение конфликтов и умение выражать свою точку зрения.
Диалог – это основная форма общения людей. В диалоге раскрывается «человек в человеке» как для других, так и для самого себя. Невозможно представить без диалога и процесс обучения. Взаимодействие, общение его участников – одно из  важнейших условий успешности обучения.    Учебный диалог – это субъект - субъектное взаимодействие учителя и учащихся, а также самих учащихся. Мастерство учителя заключается в умении создать на занятиях такую атмосферу, которая способствует овладению приёмами познания. . Хорошо поставленный вопрос – тот, на который ученик захочет ответить и над которым ему захочется подумать. Удачный вопрос стимулирует ученика к работе в обстановке сотрудничества. Организуя диалог, учитель должен придерживаться определённых этапов: задать вопрос, выслушать ученика, но не оценивать его ответ, а узнать мнения других детей. Не комментируя ответы, учитель организует обсуждение высказанных мыслей, по возможности заостряя противоречия между ними.
Правила ведения диалога формулируются учащимися постепенно, в процессе систематической работы. Они могут быть вывешены в классе на плакате, могут быть оформлены в виде памятки. В случае затруднения учащиеся могут к ним обращаться.
3 слайд. Правил должен придерживаться так же и учитель как руководитель, «дирижёр» учебного диалога. Они касаются ряда организационных моментов:
ни одна реплика не должна оставаться без ответа;
учебный диалог должен быть строго ограничен по времени;
необходимо стимулировать активность учеников, поощрять конструктивное участие в диалоге;
нужно добивать чёткости и полноты выражения учениками своих мнений и мыслей.
Для полноценного диалога в классе должна быть создана психологически комфортная обстановка.
4 слайд. А для того, чтобы диалог состоялся, педагогу надо владеть целым комплексом умений, которые можно разделить на две группы.
Первая группа – умения, необходимые учителю при подготовке и планированию учебного диалога:
отобрать учебный материал с учётом субъективного опыта учащихся, на основе которого возможна организация диалога;
выделить стержневые вопросы для обсуждения;
наметить модель общения учителя и учеников, учеников между собой;
подобрать дидактический материал, стимулирующий диалогическое взаимодействие.
Другая группа умений нужна для ведения диалога:
работать с учётом субъективного опыта школьников;
избегать отрицательных суждений о деятельности учеников;
обобщать высказывания учащихся, придавать им научный характер.
Не стоит думать, что учитель должен вообще отступить на задний план, позволяя детям говорить, что вздумается. На самом деле это не так. И роль учителя в ситуациях учебного диалога, возможно, даже значительнее, чем при стандартных формах организации диалога. На самом же деле качество педагогического руководства тем выше, чем большую активность и самостоятельность может проявлять ученик в предложенном учителем регламенте учебного диалога.
5 слайд. Школа – одна из основных ступеней социализации. В ней происходят два независимых относительно друг друга процесса: обучение и подготовка учащихся к самостоятельной жизни. Цель учебной деятельности и пути ее достижения учителями и учащимися воспринимаются по-разному. Это является одним из главных, что определяет школу как объективно конфликтогенный институт.
Сейчас вашему вниманию предоставим фильм, в котором изображена ситуация конфликта.
5 слайд. Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывают у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от «милости» учеников.
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».Конфликт – это «ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций, исключающих намерение другой стороны» (Боулдинг)
Конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений двух или более людей.
В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям.Конфликты бывают:
- между личностями (ученик-ученик, ребёнок-родитель, родитель-учитель, учитель-ученик, учитель-учитель);
- внутри группы (учеников, учителей);
- между отдельными группами (учащимися разных классов, учителей разного возраста и т.д.).
6 слайд. Сегодня главное внимание мы уделим конфликтам между учителем и учеником, поговорим о причинах конфликтных ситуаций и достойном их разрешении.
Конфликт в педагогической деятельности часто выражается в стремлении учителя утвердить свою позицию и протесте ученика против несправедливого наказания, неправильной оценке его деятельности, поступка. Ученику трудно каждый день соблюдать правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому незначительные нарушения общественного порядка естественны: возможны ссоры, обиды, перемены настроения и т.п.
В предконфликтной ситуации проявляются типичные реакции:
а) стратегическим: внешняя доброжелательность, холодность, сдержанность, устранение, избегание встреч и контакта глазами и др.
б) нестратегическим: потливость (особенно ладони рук), выражение и цвет лица, напряженный и срывающийся голос, раздражительность, возбуждение или торможение, напряженная поза и мимика лица, дрожание рук.
Особенности конфликтов между учеником и учителем.
Возраст, разный социальный статус
Различный жизненный опыт
Различное понимание конфликта и его причин
Присутствие «третьих» лиц во время конфликта
Профессиональная позиция учителя в конфликте (учитель берет на себя инициативу, не имеет право ошибиться)
Социально-экономическая обстановка в школе
А сейчас мы предложим вам посмотреть небольшой фильм «Конфликт в системе «ученик – учитель».
7 слайд. Погасить конфликт — это значит перевести отношения его участников на уровень взаимоприемлемых для обеих сторон, переключить внимание с аффективно-напряженных отношений в сферу деловых отношений учебной работы. А.С. Чернышев в книге «Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций» считает целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения.
Правило 1. «Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы».
Правило 2. «Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета ».
Правило 3. «Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия».
Правило 4. «Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности».
Правило 5. «Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет» (если она хорошо организована).
Правило 6. «Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении».
8 слайд. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций. Сейчас мы вам раздадим памятки, в которых вы можете ознакомиться с рекомендациями
педагогического такта
пути улучшения межличностных отношений учащихся
способы предупреждения и разрешения конфликтов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!