Организация деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе посредством элементов театрального искусства


Организация деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе посредством элементов театрального искусстваНежевлева Е.Н.учитель русского языка и литературы МКОУ «Горячеключевская СОШ» Проблемы, определяющие актуальность стратегий смыслового чтения Чтение не является любимым занятием.Уроки русского языка и литературы для многих учеников считаются сложными.Неумение при чтении текста не только извлекать нужную информацию, но и анализировать прочитанное.Сложность в определении темы, идеи, проблематики текста.Сложность в создании монологических высказываний и собственных письменных текстов.Невыразительность чтения поэтических и прозаических текстов.Низкий уровень техники чтения, нарушение дикции, невыразительность речи Чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте компетенций Цель: смысловое чтение должно стать основой успешности процесса обучения в школе Решение проблем: Используя малые силы, мы приходим к впечатляющим результатам. Мы познаем лучше, когда действуем. Школа – театр – смысловое чтение Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.ВольтерИскусство состоит в том, что актер чужое, данное ему автором пьесы, делает своим собственным.Е. Б. Вахтангов Возможные приемы работы с текстом: Определение ключевых слов(Ключевые слова – тема, идея (цель выразительного чтения) – логическое членение текста – построение алгоритма рассуждения (русский язык) Чтение с остановками (оценочные, практические, интерпретационные вопросы) Работа над логикой речи (логические паузы, ударения, логическая мелодия, логическая перспектива – анализируя каждую фразу, учитываем связь слов во фразе) Подбор синонимов ( чем заменить слово, если это возможно)Возможность дополнения (изменения) текста, развития сюжета Написание сценария (отбор материала, сжатие текста) Определение темы по ключевым словам О вы, которых ожидаетОтечество от недр своихИ видеть таковых желает,Каких зовет от стран чужих,О, ваши дни благословенны!Дерзайте ныне ободренныРаченьем вашим показать,Что может собственных ПлатоновИ быстрых разумом НевтоновРоссийская земля рождать.Науки юношей питают,Отраду старым подают,В счастливой жизни украшают,В несчастной случай берегут;В домашних трудностях утехаИ в дальних странствах не помеха.Науки пользуют везде,Среди народов и в пустыне,В градском шуму и наедине,В покое сладки и в труде. ( М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…») Особенность, необычность ситуации Конструирование целей прочтения текстаНаложение на уже имеющиеся знания и опыт (прочтения)Контакт с новой информацией (особенность, необычность ситуации)Конструирование целей донесения смысла текста до слушателейОпределение способов и приемов донесения смысла текста до слушателей Работа над логическим ударением и интонационные членения Графическая организация материалаЕжеурочное выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения, прозаического отрывкаПомощь другим сверстникам в работе над логическим ударением и интонационными членениями Этапы работы по технике речи Дыхательная гимнастика:Дыхание вообще (дыхание в речи - процесс произвольный, совершается и зависит от воли человека). Искусство вдоха заключается в бесшумном наборе воздуха.Выполнение упражнений (снятие напряжения, релаксирующее воздействие, аутотрениг) Артикуляционная гимнастикаПричины для занятий артикуляционной гимнастикой:возможность исправить незначительные дефекты без помощи логопеда;устранение эффекта «каши во рту» у детей с правильным, но вялым звукопроизношением;возможность научить ребенка говорить правильно, четко и красиво;придание слову «статус» звучащего и образного Упражнения для губ, языка, челюсти Вибрационный массаж, помогающий говорящему чувствовать себя Лобный резонатор – МНосовой - НГубной (нижний) - З (верхний) - ВГрудной - ЖНижний (грудная клетка) и затылочный - М Отработка гласных и согласных звуков Слово важно не само по себе, а постольку, поскольку содержит в себе человеческое волнение, чувство.К.С. СтаниславскийЯ много раз слышал выступление В.И. Качалова. Казалось, что он не говорит, а думает вслух ‹…› От этого зрители не просто слышали Качалова, а скорее смотрели на то, о чем он говорит. С.В. ОбразцовЖивое слово имеет свое определенное лицо и должно оставаться таким, каким создала его природа.К.С. Станиславский Отработка гласных и согласных звуковРабота над дикцией. Таблицы по технике речи, звуковые ряды Ы – И АОЭИУЫА МНМНЛМЛНП (Прежде пашню спашем, а потом и спляшем)Б (Бобры храбры и для бобрят добры)С (В семеро саней семеро Семенов с усами уселись в сани сами)М (Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила) Достижение результатов Повысился познавательный интерес к чтению, урокам Постепенно формируется умение выделять в тексте идею, проблему, главную информациюПовышается культурная грамотность ученикаФормируется четкая, правильная речь с хорошо поставленной дикциейПроисходит расширение читательского кругозора, повышение словарного запаса обучающихсяПовышается качество обученности по всем предметамРазвитие воображения, внимания и улучшение образной памятиВоспитание театром - это посвящение в тайны театра как вида художественного творчества, начинающегося с прочтения текста, в котором каждое слово весомо и значимо Весь мир - театр От благодарных читателей благодарным слушателям и зрителям…