Слухоречевой режим в школе


Тема :«Слухоречевой режим в школе I,II видов как фактор речевого развития учащихся» Иваненко Н.П. учитель – дефектолог ГКОУ РО Таганрогской школы № 1 Цель:организация слухоречевого режима в школе I,II видов. Задачи : Разработать положение о слухоречевом режиме в школе.Познакомить все категории работников школы с требованиями к организации слухоречевого режима через систему семинаров и консультаций.Разарботать систему мероприятий, обеспечивающих информальный и специальный пути овладения обучающимися речью.Обеспечить текущий и итоговый мониторинг выполнения слухоречевого режима на основе внутришкольного контроля.Учитывать анализ результатов мониторинга в перспективном планировании учебно-воспитательной работы школы. Что такое слухоречевой режим? Режим -это совокупность правил, мероприятий, норм для достижения той или иной цели, следовательно,Слухоречевой режим – это совокупность требований, правил,мероприятий, направленных на слухоречевое развитие обучающихся Единый слухоречевой режим как необходимое условие формирования и развития речи. Сокращение сроков обучения в школах для неслышащих детей при сохранении объема знаний возможно при реализации организационно-методических мероприятий. Необходима интенсификация учебного процесса, предусматривающая максимальную активизацию учебной деятельности ученика и более производительный труд педагога. В основу интенсификации процесса обучения положено усиленное речевое и общее развитие глухих детей на базе развития и использования остаточной слуховой функции.Каждый урок и внеклассное занятие должны давать не только сумму определенных знаний, но и учить учащихся мыслить, обогащать их речь, развивать речевое общение.Чтобы наиболее успешно решать эту главную задачу необходимо соблюдение единого слухоречевого режима всеми педагогами и другими работниками школы. Требования к работникам школы. Каждый работник школы должен владеть правильной, точной, выразительной и ясной речью, являющейся образцом для учащихся. Недопустимы логически неправильно построенные предложения, нелитературное произношение слов, небрежность в выборе терминов и определений, многословие. Требования к работникам школы. Каждый педагог обязан расширять и обогащать словарный запас учащихся. На уроках и внеклассных занятиях новые слова, термины, имена собственные и названия разъясняются педагогом кратким пояснением. При этом каждый педагог обеспечивает ведение учащимися записей материала по разговорной речи в специальных тетрадях. В словарь записываются те слова, которые войдут в активный словарь школьников. Учащиеся должны не только понимать слова новые и термины, но и уметь их употреблять в своей устной и письменной речи. Для этого необходимо периодически вывешивать таблицы терминов и трудных слов по каждой дисциплине, по различным видам внеклассной деятельности. Всем педагогам развивать и совершенствовать у учащихся навыки самоконтроля над произношением.Всем педагогам эффективно использовать элементы фонетической ритмики и дирижирование для улучшения качества устной речи.Учителям РСВ и ФП своевременно заполнять профили произношения, выделять контрольные звуки и располагать их в уголке техники речи, в классном журнале.Всем педагогам класса осуществлять совместное планирование при работе с дежурным звуком, соблюдать методику ведения фонетической и речевой зарядок.Подготовку устных речевых выступлений учащихся на внеклассные мероприятия начинать за 3-4 недели до срока проведения:текст выступления пронотировать всеми надстрочными знаками и отдать для заучивания;не менее чем за 10 дней провести речевые репетиции;во время выступлений использовать микрофон.Все педагоги обязаны знать правила пользования звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального назначения. Воспитатель (как и учитель) на каждом занятии выделяет время для работы над труднопроизносимыми словами, используя для этого аналитико–синтетический метод.Новые слова следует писать на доске или табличке со всеми надстрочными знаками ( на утреннике).При этом воспитатель должен знать возможности каждого воспитанника в пользовании им устной речью (насколько ребенок понимает обращенную к нему речь и как он может говорить сам).Всем педагогам необходимо овладеть приемами беглого исправления устной речи, следить за её качеством, не допуская резких отклонений от норм, установленных программой данного класса, знать в совершенстве профиль произношения своих детей. Образцом для учащихся должна быть и письменная речь педагогов. Все их записи в журнале, на доске, в тетрадях, в дневнике, в документах, выдаваемых на руки ученикам, должны быть абсолютно грамотны, четко сформулированы. Все таблички должны быть написаны четким шрифтом синей или черной тушью на светлом фоне.Учителя русского языка в работе по развитию речи должны уделять большое внимание привитию навыка правильно писать деловые бумаги: письма, анкеты, автобиографии, заявления, доверенности, телеграммы. Во внеклассное время воспитатель продолжает работу учителя по развитию речи, активизирует речевое общение детей во время всех режимных моментов (прогулок, игр, внеклассного чтения, подготовки домашнего задания и др.). При этом воспитатель руководствуется требованиями программы по русскому языку, развитию слухового восприятия, формированию произношения, развитию речи вне класса. Вместе с учителем слухового восприятия и формирования произношения, а также учителем класса воспитатель определяет лексический материал, типы предложений, формы слов, составляет фразы для общения в школе на различных внеклассных мероприятиях. Воспитатель обязан оречевлять каждое действие, производимое ребенком. Требования к устной речи учащихся.(памятки для обучающихся) Говори литературно правильно, не употребляй грубых слов и выражений.Обогащай свой словарный запас и тогда твоя речь будет ясной и четкой.Правильно строй предложения, избегай длинных и запутанных фраз.На вопросы давай полные и связные ответы. Учись отвечать кратко.Для подтверждения своих высказываний приводи свои примеры и доказательства.Старайся отвечать без наводящих вопросов громко и четко, соблюдай интонацию, паузы.Имей словари и умей пользоваться ими. Требования к письменной речи учащихся.(памятка для обучающихся) Пользуйся только стандартными тетрадями. Для рабочей тетради по литературе и словаря заведи общие тетради.Тетради по всем предметам должны иметь одинаковый внешний вид, обложку. Не вырывать листы, не начинать новую тетрадь пока не кончится старая. Во всех тетрадях писать разборчиво, не искажая букв и их соединений, соблюдая нужный наклон и промежуток между словами, оставляя поля.Перед каждой работой указывать вид её. Обязательным является соблюдение красной строки, зачеркивание ошибки косой линией. Нельзя пользоваться резинкой и другими способами для подчистки написанного. Проверка письменных работ учащихся. Письменные работы по всем предметам и внеклассным занятиям должны систематически проверяться учителями и воспитателями. Бесконтрольного письма быть не должно.После контрольных и самостоятельных работ должна быть обязательная работа над ошибками. Допускается иметь отдельную тетрадь для работы над ошибками. Приложение № 1Материалы в уголок техники речи Учись говорить внятно. Чтобы говорить внятно, нужно: правильно произносить все звуки; соблюдать ударения в словах; короткое предложение говорить на одном выдохе; длинное предложение говорить с паузами; главные слова говорить громко; говорить в правильном темпе; соблюдать правила произношения; произносить сочетания согласных слитно Материалы в уголок техники речи Запомни правило! Ударный слог говорим протяжнее и громче, чем безударный.    Остановка в конце прдложения называется паузой.Короткая - / , длинная - //.  Паузу внутри предложения делаем на месте знаков препинания ( запятой, тире, двоеточия).  В распространённом предложении паузу делаем по смыслу.   Логическое ударение. Важные по смыслу слова в предложении выделяем голосом.   Интонация – изменение голоса во время речи.  Интонацией выражают различные чувства: радость, грусть, боль, страх и другие.   Темп бывает медленным, нормальным и быстрым.  Материалы в уголок техники речи Приложение №2Координационная карта 20 - 20 уч. Год Координационная карта  ___________ класса  Школа I, II видов № 1 г. Таганрога  Классный руководитель___________________________________________________________Воспитатель _____________________________________________________________________Учитель инд. Работы ______________________________________________________________ Координационная карта № ФИО Состояние слуховой функции Восприятие речи разговорной громкости на г/у(расстояние) Восприятие речи со слуховым аппаратом (расстояние) Общая характеристика речи Сведения о состоянии слуховой функции и коммуникативных навыков учащихся Работа над произносительной стороной речи учащихся_________ класса Месяц звуки Речевой материал сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель Координационная карта Координационная карта № Учебный предмет Содержание речевого материала за __ четверть 1. Русский язык 2. Литература 3. Математика 4. История 5. География 6. Биология 7. Физика 8. Химия 9. Трудовое обучение Фонетическая зарядка. Приложение №3  Фонетическая зарядка – специфическая форма работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья по слуху. Она проводится в начале первого урока и занимает 3-4 минуты. Способствует подготовке речевого аппарата ребёнка к работе и отвечает следующим задачам: - автоматизация поставленного звука; - дифференциация звуков; - работа над словесным и логическим ударением; - Работа над слитностью произношения; - работа над стечением согласных в слове и на стыке слов; - работа над темпом речи; - работа над голосом; - работа над нормами орфоэпии; - работа над интонацией. В фонетической зарядке используется аналитико-синтетический концентрический полисенсорный метод работы над произношением. Например:   кошка кош-ка ко-ш-ка ш-ка кош-ка кошка атна атна Вам понятно? офта офта офтаофтаофта  коф- та кофта Используемая литература: Боскис Р.М Глухие и слабослышащие лети.М.,1963.Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных(коррекционных)образовательных учреждений.М.,2000.Кузьмичева Е.П.методика развития слухового восприятия глухих учащихся: пособие для учителя.М.,1991.Леве А. развитие слуха у неслышащих детей: история,методы,возможности./пер.с нем.М.,2003Назарова Л.П. методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: учеб.пособ./Под ред.В.И.Селиверстова.М.,2001.Рау Ф.Ф. устная речь глухих.М.,1973.Речицкая Е.Г. Развитие детей с нарушениями слуха в процессе внеклассной работы.Л.,1990.