Презентация Организация специальных образовательных условий для включения детей с нарушениями слуха в общеобразовательные учреждения


«Организация специальных образовательных условий для включения детей с нарушениями слуха в общеобразовательные учреждения» Поспелова Н. Ю. Дети с нарушениями слуха – благоприятная группа для включения в общеобразовательные учреждения: • раннее выявление нарушения и медицинская коррекция слуха, своевременное начало психолого-педагогической абилитации позволяют подготовить ребенка к поступлению в общеобразовательное учреждение; незначительные (по сравнению с другими категориями детей с ОВЗ) дополнительные материальные затраты на организацию специальных образовательных условий для таких детей в школе. Дети с нарушениями слуха – разнородная группа: • степень нарушения слуха(слабослышащие и глухие); характер снижения слуха (кондуктивная, сенсоневральная и смешанная формы); время наступления нарушения (ранооглохшие, до овладения речью, и позднооглохшие); наличие/отсутствие дополнительных отклонений в развитии; время обнаружения снижения слуха и начала медицинской и педагогической коррекции и реабилитации (до 1 года, до 3 лет, до 5 лет и после 5 лет); характер медицинской коррекции слуха глухих детей (моно/бинауральное слухопротезирование и/или кохлеарная имплантация); уровень речевого развития. Особенности развития ребёнка с нарушением слуха: • речевые и коммуникативные затруднения; своеобразие восприятия, внимания, памяти, мышления; специфика формирования эмоционально-волевой сферы; своеобразие формирования личности; трудности социализации. Включение ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательное учреждение будет эффективным при наличии: нормативно-правовой базы; материально-технических, кадровых и методических ресурсов; социально-нравственного потенциала всех участников образовательного процесса. Нормативно – правовая база представлена документами нескольких уровней: • международные (Конвенция прав ребёнка, Конвенция о правах инвалидов); Федеральные (законы РФ, кодексы); правительственные (постановления и распоряжения Правительства РФ); ведомственные (документы Министерства образования); региональные (документы Департаментов или управлений образованием); локальные акты учреждения. Материально-технические ресурсы Архитектурная среда учреждения: удобно расположенные и доступные детям информационные стенды; наличие «бегущей строки» на этажах; световая индикация начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека и т.д.); доступный интернет и телефон с функцией работы в режиме СМС – сообщений; звукоизолированный, оснащенный оборудованием кабинет для коррекционно-развивающих занятий сурдопедагога, психолога и логопеда. Организация рабочего пространства ребенка с нарушенным слухом в классе: первая парта (около окна или учительского стола); специальное расположение парты; определение среди учеников класса партнера для глухого/слабослышащего ребенка; обязательное оснащение класса мультимедийной аппаратурой (доска, проектор, компьютер c колонками и выходом в Internet, принтер, сканер) и телевизором. Кадровые ресурсы: обязательная специальная подготовка учителей общеобразовательного учреждения; наличие специалистов в общеобразовательном учреждении: учитель-дефектолог (сурдопедагог), логопед, психолог, социальный педагог; наличие координатора, который курирует в школе включение ребенка с нарушенным слухом в образовательный процесс. Социально-нравственный потенциал всех участников образовательного процесса отношение к детям с нарушениями слуха в школьном сообществе находится между двух полюсов: жалость и полное неприятие; наиболее сложные группы - родители слышащих учащихся и педагоги; формирование социально-нравственного потенциала возможно в условиях специально организованной работы; на первых этапах работа должна строиться под руководством/при сопровождении опытных специалистов. Сопровождение детей с нарушениями слуха в общеобразовательном учреждении могут осуществлять специалисты образовательного учреждения; центров психолого-медико-социального сопровождения; коррекционных учреждений.