Памятка для родителей Создание слухоречевой среды дома


Памятка для родителей
Создание слухоречевой среды дома
Организация слухоречевой среды предполагает постоянное мотивированное общение с ребёнком посредством устной речи, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития.
Вот основные условия создания слухоречевой среды .1. Речевое общение с детьми в процессе практической деятельности
Родителям необходимо постоянно привлекать внимание ребенка к тому, что все окружающие его люди разговаривают, таким образом, постоянно формируя практическое представление о речи, как необходимом элементе жизни человека. Ребенок постоянно должен видеть говорящих людей, наблюдать за их поведением, соотносить их действия с речью, а взрослые - уточнять содержание сказанного.
Например, взрослый после прихода любого человека домой сообщает о цели прихода этого человека: «Папа пришел домой с работы», «Бабушка пришла в гости» и т.д. Взрослые, приходящие к Вам в дом, обязательно должны обращаться к детям с приветствием, вопросами, просьбами, понятными детям («Привет!», «Кто тут? Бабушка», «Где тетя…?», «…, дай мне стул» и т. д.)      Вся практическая деятельность: рисование, конструирование, игра, прогулка, режимные моменты, - должны сопровождаться речью, быть прокомментированы. Например: « Что ты рисуешь? Это дом? А это что? Крыша?» и т.п.
 2. Формирование потребности в речи, побуждение к   использованию речи.
Опыт показывает, что нередко похвала и одобрение взрослого являются стимулом для ребёнка, поэтому взрослые должны поддерживать любые речевые реакции и действия ребенка. В процессе общения с детьми взрослые побуждают детей к устной речи. Если речь ребенка невнятна и общение с ним затруднено, необходимо научить его подкреплять свою устную речь дактилированием, использованием табличек, собственным письмом, а так же неречевыми средствами — указаниями на предметы и картинки, предметными действиями, рисованием, естественными жестами. В таких случаях взрослые помогают ребёнку сказать необходимое слово: дают образец произнесения, проговаривают вместе с ребенком, просят ребенка повторить это слово. Во время различных игр, на занятиях взрослые обращаются к детям с вопросами, просьбами, поддерживая любые попытки говорения.
Особое внимание уделяется использованию инициативной речи, то есть говорении по собственному побуждению. Поскольку часто дети, активные на занятиях по развитию речи, не стремятся к речевому общению в быту, взрослым необходимо подумать о создании ситуаций, в которых речевая активность ребенка возрастает: во время игры взрослый как бы случайно «забывает» дать необходимую для игры вещь (машинку для перевозки кубиков). Если ребенок не обращается ко взрослому, он должен фиксировать внимание на отсутствии игрушки, помогает ребенку выразить просьбу: «Дай машину».
Нередко можно наблюдать, как хорошо общающиеся со знакомыми взрослыми дети замыкаются, теряются при обращении к ним незнакомых людей, хотя они знают нужные слова и фразы. Родители дома должны показывать, как нужно здороваться, прощаться, объяснять, как можно поблагодарить, извиниться, выразить просьбу, задать вопрос. Таким образом закрепляются навыки коммуникации.
3. Использование звукоусиливающей аппаратуры.
Создание слухоречевой среды невозможно без использования качественной звукоусиливающей аппаратуры, необходимой для формирования устной речи, развития слухового (или слухо-зрительного) восприятия и уточнения произносительной стороны речи окружающих.
Прежде всего родителям  необходимо контролировать постоянное использование звукоусиливающей аппаратуры (слуховых аппаратов) дома.
 Родители должны знать режим работы индивидуальных аппаратов, расстояние, на котором ребенок в состоянии воспринимать речевые и неречевые звучания.
 Следует учить детей бережному обращению с аппаратурой: не оставлять включенными снятые с ребенка аппараты, вовремя менять батарейки, следить за чистотой вкладышей, не допускать ударов по аппаратам, их падений.
4. Требования к речи взрослых.
Одним из основных компонентов слухоречевой среды является речь взрослых, которая служит образцом для подражания. Речь взрослых должна быть естественной и правильной. Это значит, что любой человек, общающийся с ребенком с нарушением слуха, должен говорить голосом нормальной громкости, соблюдая нормы орфоэпии, словесное и логическое ударение. Не рекомендуется перегружать фразы (они должны быть четкими), изменять структуру высказываний, меняя порядок слов, характерный для русского языка (вместо «Где мяч?» - «Мяч где?» или «Где ты была летом?» - «Летом ты где была?»).
Речь взрослых должна быть интонированной и эмоциональной. Однако в некоторых случаях родителям и педагогам приходится прибегать к замедленному темпу проговаривания, более четкому произнесению отдельных звуков или слогов. Как правило, это происходит при чтении слов или фраз, устном или устно-дактильном предъявлении новых слов. В этих случаях после замедленного проговаривания необходимо повторить слово и фразу в нормальном темпе, с соблюдением всех норм русского литературного языка.
5. Контроль  за  речью  детей.
Родители должны контролировать речь детей и знать различные приемы коррекции. Иногда достаточно сказать ребенку «Повтори правильно» - и он сам исправит ошибку. Можно показать на табличке соответствующую букву или слово и попросить ребенка повторить правильно. Иногда в качестве помощи можно привлечь дактильное проговаривание при условии повторения звука и слова устно.