Особенности физического воспитания детей с детским церебральным параличом.


Особенности физического воспитания детей с детским церебральным параличом
Перед специальными (коррекционными) школами стоит очень важная задача – реабилитация и социализация детей с церебральными параличами средствами образования. В решении этой задачи ведущее место занимает адаптивная физическая культура. А она, кроме обязательного физического воспитания, позволяет расширить рамки образовательного пространства за счет адаптивной физической реабилитации, адаптивной двигательной рекреации. (Л.А.Зеленин, 2011). Поэтому уроки адаптивной физической культуры незаменимы в образовательном процессе.
При обучении движениям детей с церебральным параличом решающую роль играет индивидуальный подход на основе учета особенностей двигательных нарушений, так как даже дети одного возраста имеют различный уровень развития моторики. (Мастюкова Е.М., 1991). Более того, дети, находящиеся на одинаковом уровне развития моторики (например, самостоятельно передвигающиеся), испытывают разные трудноcти при ходьбе, манипуляциях с предметами. Кроме специфики двигательных нарушений важен учет психологических особенностей ребенка. Одни дети с церебральным параличом активны и самостоятельны, отличаются выраженным стремлением к преодолению своих двигательных затруднений. Другие, напротив, вялы, малоподвижны, они не используют даже имеющиеся двигательные возможности, требуют постоянной стимуляции к движению. Вялых, малоактивных детей надо постоянно заинтересовывать, предлагать доступные задания, выполнение которых побуждало бы их к дальнейшим действиям. Детям с повышенной отвлекаемостью полезно предлагать задания, требующие организованности, выдержки. Некоторые дети с церебральным параличом на определенных этапах нуждаются только в индивидуальной работе с ними. Но и для этих детей крайне важным является постепенное подключение к групповым занятиям при наличии индивидуальной помощи в их выполнении. Важным фактором успешности занятий является эмоциональная заинтересованность детей. Они должны испытывать удовольствие и радость от физических упражнений. Эмоциональное, положительное отношение к занятию побуждает ребенка к преодолению трудностей.
При обучении детей движениям необходимо комплексное использование разнообразных средств и приемов физического воспитания, которые должны отвечать оздоровительным, коррекционным, развивающим и воспитательным задачам. При обучении движениям важна не только наглядность, т. е. показ данного движения взрослым, но и реальная помощь ребенку в выполнении движения. Взрослый как бы сам становится участником движения: он отводит руку ребенка в нужном направлении, вместе с ним подбрасывает мяч, при этом удерживает его голову в правильном положении, выпрямляет спину и т. д. Таким путем у ребенка усиливается ощущение своих движений. Чем тяжелее двигательное нарушение, тем больше взрослый помогает ребенку. Одновременно с практической помощью взрослый четко проговаривает последовательность выполнения движений. В ряде случаев рекомендуется совместное с ребенком проговаривание инструкции по последовательному выполнению движения. Одновременное проговаривание и действие облегчают выполнение движений. В дальнейшем по мере усвоения ребенком данного движения потребность в непосредственной помощи взрослого при выполнении движения постепенно снижается. Детям с тяжелыми двигательными нарушениями первоначально предлагается выполнение лишь отдельных изолированных элементов тех или иных движений. Например, от ребенка требуется только поднять руку вверх, как для бросания мяча, а взрослый помогает ему выполнить движение дальше. При этом важно, чтобы ребенок увидел результат своих двигательных усилий. Особое значение в физическом воспитании ребенка с церебральным параличом имеют упражнения, подготавливающие eго к выполнению того или иного движения. Эти упражнения проводятся в игровой форме, что побуждает ребенка к их самостоятельному повторению. Важно, чтобы упражнения или их фрагменты были доступны детям. Неудачи при выполнении движений могут вызывать у детей отрицательное к ним отношение, что снижает эффективность физического воспитания. Предъявление детям доступных для них заданий возможно только при учете индивидуальных возможностей и затруднений.
При проведении всех видов занятий по развитию движений следует избегать переутомления детей. Для этого необходим индивидуальный подход к дозировке физической нагрузки на каждом занятии. Одним из показателей адекватной физической нагрузки является частота пульса. В ходе выполнения движений не должно быть длительной задержки дыхания у детей. При выполнении упражнений в первую очередь надо обращать внимание на выдох, а не на вдох. Если дети начинают дышать через рот, необходимо снизить дозировку упражнений. При этом следует исключить случаи постоянного ротового дыхания у некоторых детей вследствие заболеваний носовой полости (аденоиды, полипы, искривления носовой перегородки, хронический насморк и т. д.). Кроме того, при проведении фронтальных занятий по развитию движений и подвижных игр следует избегать длительного пребывания детей в одних и тех же позах, не допускать долгих объяснений заданий, так как это утомляет детей и снижает их двигательную активность. Не следует также чрезмерно возбуждать детей, потому что возбуждение обычно усиливает мышечное напряжение и насильственные движения.
В ходе физкультурных занятий нельзя проводить упражнения, которые могут вызвать переразгибание суставов, усилить приведение и внутренний поворот бедер, асимметричное положение головы и конечностей, а также те, выполнение которых требует длительного наклона головы вниз, постоянного использования одной руки или ноги. Крайне важно избегать даже незначительных ушибов головы. Для этого при недостаточности у детей равновесия или при наличии выраженных насильственных движений можно использовать специальные защитные шлемы, обеспечить страховку.
Физическое воспитание детей с церебральным параличом тесно связано с лечебно-коррекционными мероприятиями. Поэтому при проведении всех видов физических занятий должны быть тщательно проанализированы и учтены медицинские данные о ребенке. Почти во всех случаях физическое воспитание сочетается с медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, ортопедическим режимом.
При воспитании движений у детей с церебральным параличом важно развивать активность, волю, стремление к преодолению трудностей, организованность. Важная роль в физическом воспитании детей с церебральным параличом принадлежит родителям, семье. Только тесный контакт родителей, воспитателей, педагогов, методистов лечебной физкультуры и врачей может обеспечить успех в развитии и коррекции нарушенных двигательных функций у детей с церебральным параличом.