Статья Инновационная практика выявления, сопровождения и развития способностей одаренных детей дошкольного возраста


Инновационная практика выявления, сопровождения и развития способностей одаренных детей дошкольного возраста
В своей статье я не буду говорить о том, что такое одаренность или одаренность ребенка, как понятие. Это вы можете найти в любом интернет источнике. Я же хочу поделиться своим взглядом на этот вопрос.
Хочу начать с того что выявление одаренных детей – это прежде всего заказ государства. Успехи государства в развитии экономической и социальной сферы, культуры в значительной мере зависят от интеллектуального потенциала подрастающего поколения, его инновационной, творческой мобильности. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года («Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования») обозначено, что особое внимание следует уделять выявлению одарённых детей. Одно из основных направлений развития современного образования – поддержка одаренных детей. Об этом говорится и национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». В которой отмечается, что «одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности, о необходимости развивать творческую среду».
Ориентируясь на современные тенденции, все более осознается необходимость создания оптимальных условий для развития способностей детей, возникает необходимость в поиске педагогических мер, позволяющих качественно улучшить процесс развития одаренных детей, начиная с дошкольного возраста.
В своей работе педагога, я столкнулась с весьма распространенными взглядами на одаренность детей дошкольного возраста. Первый – это каждый ребенок – одаренный, и второй - одаренные дети встречаются крайне редко. Приверженцы одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания соответствующих условий. Для других одаренность — исключительно редкое явление: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, в то время как действительно выдающиеся результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей, в этом случае основное внимание уделяется выявлению одаренных детей.
Проанализировав исследования современных психологов, позволил мне установить, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социо - культурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной и т.д.). При этом определяющей является собственная активность ребенка, а также психологические механизмы личностного развития, лежащие в основе реализации индивидуального дарования, поддержки детской инициативы.
Работая в детском саду, я являюсь руководителем творческой группы «Одаренный ребенок», и непосредственно могу наблюдать, как проявляется одаренность. А проявляется она у детей в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный рисованием ребенок может дома с энтузиазмом создавать удивительные творческие работы, но при этом не проявлять аналогичной активности в непосредственно образовательной деятельности в детском саду. Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога. Из чего можно заключить, что рассматривать одаренность ребенка следует, прежде всего, по его инициативной деятельности.
Первичное проявление способностей – в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным видам деятельности и ребенок может проявить инициативу и показать особую успешность в достаточно широком спектре сфер детской активности - диапазон точек творческого роста бесконечен. Такой личностный выбор может относиться равно к природе, искусствам, науке, технике, спорту, к миру профессий, к социальной жизни.
Равным образом, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам.
В отдельных случаях фактором, сдерживающим становление одаренности, несмотря на потенциальные способности, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, отсутствие навыков конструктивного общения и т.п. Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы:
Должным образом организованная психолого-педагогическая поддержка эти барьеры может снять, однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте.
В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим - как отстающий в психическом развитии, отмечается ярко выраженная диссинхрония, которая прямо влияет на личность в период ее становления и является источником многих проблем необычного ребенка.
У дошкольников выделяют одарённость, проявляющуюся в отдельных областях деятельности, процесс индивидуализации проявляется достаточно рано и остается преобладающим на протяжении всей жизни.
В ДОУ необходимо обеспечить своевременное выявление детей с предпосылками одаренности, проведения целенаправленной работы по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей и объединённые усилия команды взрослых: педагогов, узких специалистов, родителей, на основе рефлексии собственных действий через мониторинг достижений детей.
Одним из содержательных механизмов обеспечения поддержки одаренных детей является – разработка и реализация индивидуальной образовательной программы «Одаренный ребенок».
На основании всего вышеперечисленного хочу рассказать об инновационной деятельности нашего детского сада комбинированного вида «Ёлочка» - Агенция комплексного сопровождения «Вот тебе моя рука!»: предназначена для создания безбарьерной образовательной среды, обеспечивающий беспрепятственный доступ детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов в образовательные учреждения и формирование условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях образовательного учреждения комбинированного вида.
«Консалтинговая служба» - формирование физического развития, эмоционального и духовно богатого человека нового поколения, обладающего психофизическим здоровьем, навыками социальной адаптации интеграции в современное общество. Направления работы «Консалтинговой службы»: логопедическое сопровождение, психологическое сопровождение, музыкальное сопровождение и физкультурно - оздоровительная коррекция.
«Служба ранней помощи» - психолого - педагогическая и медико-социальная поддержка семей, имеющих детей в возрасте от 3-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (или с риском возникновения отклонений в развитии), посещающих и не посещающих образовательное учреждение. Деятельность службы направлена на подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей, его обучение, воспитание, социализацию, коррекцию отклонений в развитии, формирование положительных личностных качеств и адекватного поведения, а также оказание необходимой психолого–педагогической помощи родителям.
Творческая группа «Одаренный ребенок» - выявление и сопровождение одаренности у детей дошкольного возраста. Работа с одаренными детьми.
Цель сопровождения – это гармонизация и развитие потенциальных возможностей одаренных детей.
Задачи сопровождения:
Выявление ребенка, одаренного в нескольких областях;
Составление и реализация программы сопровождения одаренных детей;
Создание психологически комфортной среды развития и воспитания одаренных детей.
Программа сопровождения разрабатывается совместно всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса.
В программе принимают участие:
Педагог – психолог;
Воспитатели;
Другие специалисты ДОУ;
Заместитель заведующей по основной деятельности;
Родители.
Работать с одарёнными детьми – огромный труд, так как каждый из них – личность, индивидуальность.  Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед воспитателем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. В нашем детском саду имеются возможности для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала детей в сфере экологического образования, искусства, нравственно – патриотического воспитания  путем введения музыки, изодеятельности. Работа с одаренными детьми идет по следующим направлениям: первичные мероприятия, направленные на выявление способностей у детей; занятие детей в кружках; обеспечение участия одаренных детей в  конкурсах, фестивалях, соревнованиях. И тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность.
Одаренная личность наделена собственной познавательной потребностью. Отсюда и необходимые условия работы с одаренными детьми: сохранение индивидуальности; поддержка собственной познавательной потребности; знание психологических особенностей «одаренных». Задача педагога состоит в том, чтобы развивать любовь к познанию, развивать в ребенке его безграничные потенциальные возможности. Дети дошкольного возраста легко усваивают огромное количество информации; способны воспринимать информацию удивительно быстро. Дети дошкольного возраста буквально переполнены жизненной энергией; обладают огромной жаждой познания; могут научиться всему тому, чему мы будем их учить, если это делать последовательно и систематически.  
Кроме того, что талант ребёнка будет развивать воспитатель, необходима помощь и участие родителей. Специалисты утверждают, что любой ребёнок может стать одарённым, при условии, что родители будут заниматься с ним с самого раннего возраста. Надо учить своего ребёнка самостоятельному поиску, с тем, чтобы он и сам мог проявить инициативу и своё интересное дело. И, самое главное – талант нуждается в поддержке и создании необходимых условий для развития, иначе он затухает, гибнет и пропадает навсегда. Конечно, чтобы получить хороший результат воспитательной работы, нужен постоянный контакт с родителями. И тут воспитатели проводят не маловажную работу: проводят различные консультации: «Роль семьи в формировании личности одаренного ребенка», «Что надо знать о своем ребенке» и многие другие. Также проводятся  групповые консультации на темы: «Создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье», «Наши дети – наше будущее». Еще ведется индивидуальная работа с родителями,  ну и, конечно,  участие в творческих конкурсах вместе с детьми и педагогами.
Успех, внимание, доброта, игра, образование, комфорт, активность, творчество, здоровье – вот, по моему мнению, гарантия успеха выбранных нами  средств и форм воспитательной работы с воспитанниками, с детьми с особой одаренностью.  Деятельная активность всех участников воспитательного процесса: воспитанников, педагогического коллектива, родителей – принесет успех. А успех – это наиболее эффективная реализация целей и задач воспитания подрастающего поколения. Именно успех придает силы, веру в возможность преодоления любых препятствий, создает основу для формирования высокой самооценки.
Работа с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс, который требует от родителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения.
И закончить свою статью мне хотелось бы словами великого педагога Ш.А. Амонашвили:
Если хочешь воспитать в детях смелость ума,
интерес к серьёзной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личностную черту,
вселить в них радость сотворчества,
то создавай им такие условия, чтобы искорки
их мыслей образовывали царство мыслей,
дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.