Социальные истории, как способ обучения детей с расстройствами аутистического спектра взаимодействию с окружающим миром


Социальные истории, как способ обучения детей с расстройствами аутистического спектра взаимодействию с окружающим миром
Дети, имеющие расстройства аутистического спектра испытывают трудности в общении с окружающим миром. Существуют способы, которые помогают им наладить контакт, одним из них являются социальные истории. Это краткое описание определенной ситуации, события или деятельности. Они несут в себе информацию о том, что ребёнка может ожидать в определённой ситуации.Социальные истории имеют широкую область применения:
Развитие навыков по уходу за собой (чистка зубов, одевание и т.д.).
Развитие социальных навыков (просьба о помощи, благодарность).
Развитие академических способностей.
Социальные истории оказывают помощь аутичному ребенку в понимании того, как другие люди могут отреагировать на ту или иную ситуацию, а также какое поведение ожидается от них самих. С их помощью другие дети могут лучше понять аутичного ребенка и особенности его поведения, помочь аутичному ребёнку справиться с изменениями в обычном расписании (например, отсутствие учителя, смена места жительства). Дети, имеющие РАС могут использовать их как поведенческие стратегии (что нужно делать, если ты злишься, как бороться с навязчивыми мыслями…).Почему социальные истории помогают аутичным детям? - Как правило аутичные дети поддаются визуальному обучению, они легко воспринимают социальные истории, благодаря тому, что они записаны. Иллюстрации являються значимым подкреплением.- Социальные истории предоставляют информацию конкретным образом, что улучшает понимание ребенком тех ситуаций, которые раньше были для него трудными.- Социальные истории помогают в понимании последовательностей и исполнительной деятельности.Предоставляя информацию в такой форме, давая рекомендации, вы можете структурировать поведение и мышление ребёнка, а тем самым уменьшаете его тревожность о том, что может произойти в конкретной ситуации. Вы можете помочь структурированию поведения и образа мышления ребенка, тем самым уменьшив уровень его тревожности.Вот несколько советов о том, как использовать социальные истории эффективно: 1. Давайте ребенку социальные истории в то время, когда он спокоен и расслаблен. Никогда не используйте социальные истории как наказание за плохое поведение.2. Будьте честными и прямолинейными, когда представляете ребенку социальную историю. Скажите, что написали ее специально для него, опишите ее содержание, предложите прочитать ее вместе.3. Просматривайте историю так часто, как необходимо. Некоторые – раз в день, некоторые только в тех ситуациях, для которых они были написаны.4. Сохраняйте положительное, подбадривающее и терпеливое отношение, когда просматриваете или обсуждаете социальную историю с ребенком.5. Во время чтения истории сохраняйте спокойный и дружелюбный тон голоса, убедитесь в том, что окружающая среда тихая, комфортная, и вокруг нет отвлекающих факторов.6. Привлекайте других в чтение социальных историй в случае необходимости (например, к чтению истории на тему школы может быть привлечен школьный учитель).7. Давайте только одну историю за один раз и убедитесь, что ребенок не перегружен информацией.После достижения желаемого результата, постепенно отходите от социальной истории. Увеличьте промежутки между ее чтением или измените содержание этой истории, постепенно отражая в ней новые необходимые навыки. Однако, во втором случае нужно быть осторожным, т.к.некоторые аутичные дети могут беспокойно отреагировать на изменения привычного текста истории.