Статья на тему Организация общественно полезного труда .


Организации общественно полезного труда.
Как правильно организовать трудовой процесс в группе школьников? Ведь известно, что любой труд дает воспитательный результат только тогда, когда четко продумана его организация .В противном случае возникают неуправляемые отношения между детьми, силы ребят используются нерационально , сотрудничество между ними не возникает. Общие организационные основы трудовой деятельности разработаны в педагогической литературе. Как же реализовать их в живом воспитательном процессе?Для этого необходимо выделить главные условия организации труда .
Труд должен быть общественно полезным. В педагогической науке сделан вывод о том , что превращение труда в первую жизненую потребность происходит прежде всего через осознание его общественной ценности. Поэтому любая работа , которую выполняют ученики, должна служить коллективу ,школе, семье, обществу. С первых дней пребывания ребенка в школе организуется труд на общую пользу.
Школьник должен зримо видеть реальный результат труда (полезный продукт ): склеил разорванную книгу - теперь ее можно читать , подмел двор - стало чисто, длинный и кропотливый труд по изготовлению елочных игрушек завершается красиво убранной елкой. Если же в трудовом процессе конечные результаты отдалены, необходимо донести до сознание учащихся значение этих результатов, добытых собственным трудом .
Труд должен быть коллективным, что не значит - в одно и тоже время и в одном помещении. Это значит - в процессе трудовой деятельности ученики решают общую задачу, когда от усилий каждого зависит общий результат работы .
Только деятельность учащихся является коллективной, если: цель деятельности осознается ,как единая , требующая объединения усилий всего коллектива ; организация деятельности предполагает известное разделение труда ; в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности и зависимости; контроль за деятельностью частично осуществляется с самими членами коллектива.
Труд должен быть творческим, то есть давать возможность учащимся проявить инициативу, самостоятельность, элементы творчества, а не сводиться к механическому выполнению однообразных операциий. Если ребята операцию за операцией повторяю то, что показывает учитель , это может вызвать пассивность, неспособность к самостоятельным решениям в рамках поставленной задачи.
Труд должен быть посильным .Любой труд требует усилий, физического и умственного напряжения, способности преодолеть ощущения, связанные с трудовой нагрузкой.
Труд должен быть саморганизован. Для усиления воспитательного воздействия труда учащиеся должны не только выполнять порученное им задание, но и самостоятельно планировать предстоящую работу, распределить трудовые обязанности, вести контроль за ходом и качеством трудового процесса, осуществлять расчёт необходимого материала, организовать соревнования и другое.
Труд должен быть органически связан с учебной деятельностью. Знания и умения, получаеные детьми на уроках, необходимо применять в трудовой деятельности. Важно, чтобы само задание предполагало использование имеющихся у них знаний.
Трудовой процесс должен предполагать выполнение правил культуры труда ( бережное отношение к орудиям труда ,инструментам, экономное расходование материалов, порядка на рабочем месте, заботы о внешнем виде изделия).
Трудовая деятельность завершается гласной справедливой оценкой трудовых усилий школьников.
Исходя из этих усилий, строится методика организации трудового процесса. Общая работа -это обязательно интерес к процессу труда, к его результатам друг у друга, это повод для обмена мнениями и критическими замечаниями, это общая радость ,когда получается хорошо ,это общение в совместной деятельности.