ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА» 10 класс


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Болотнинского района Новосибирской области
Ачинская Средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА»
КЛАСС 10
УЧИТЕЛЬ Кузменкина Наталья Анатольевна
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
Всего 36 часов (в неделю 1 час)
2015 год
Пояснительная записка
Программа по элективному курсу "Секретарское дело" составлена на основе "Примерной программы среднего (полного) общего образования" образовательной области "Технология" по профильному направлению "Секретарское дело", рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (-М.: Дрофа, 2000 г.), и предназначена для реализации в 10 классе, являясь предметом образовательной области "Технология".Данная программа органично дополняет и расширяет круг изучения русского языка в старших классах, способствует усвоению учащимися специфики стилей речи (в особенности официально-делового), получению навыка в создании текстов, формированию орфографической и пунктуационной грамотности. Кроме того, программа удовлетворяет сложившейся потребности учащихся в дальнейшей образовательной траектории. Многие выпускники выбирают для дальнейшего обучения высшие учебные заведения, готовящие служащих, профессиональная деятельность которых будет протекать в офисе: менеджеров, экономистов, административных работников, юристов и т.д. Таким образом, курс обучения направлен на реализацию идеи профессиональной ориентации обучающихся и способствует их самоопределению в будущем при выборе профессии.
Предмет "Секретарское дело" изучается в кабинете, оснащенном техническими средствами, и способствует подготовке учащихся к жизни и труду в условиях информационного общества. В целом курс рассчитан на 34 часа в год.
Цель обучения
формирование у учащихся знаний и умений в пределах профессиональной компетенции, необходимых в работе секретаря, делопроизводителя.
Для достижения поставленной цели в программе обучения реализуются следующие задачи:
сформировать навык у обучающихся быстро и безошибочно печатать на клавиатуре компьютера;
изучить теоретические основы оформления документов разного вида: нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы по ведению делопроизводства на предприятии;
отработать практические навыки по составлению и оформлению документов, отвечающих требованиям Государственного стандарта ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированная система ОРД. Требования к оформлению документации";
познакомить с основами организации делопроизводства в учреждениях (вести учет получаемой и отправляемой корреспонденции, контрольную картотеку, составлять номенклатуру дел предприятия);
научить пользоваться современными средствами оргтехники: ксерокс, факс, принтер.
В связи с развитием технического процесса и изменении профессиональных функций в содержание "Примерной программы среднего (полного) общего образования" по предмету "Секретарское дело" внесены изменения.
Блок программы "Инструктаж по безопасности труда - пожарная безопасность, правила внутреннего трудового распорядка и личной гигиены" перенесен в раздел "Введение", так как, приступая к работе на компьютере, учащиеся в первую очередь должны пройти инструктаж по технике безопасности.
Обучение элективному курсу "Секретарское дело" представляет собой самостоятельный курс, характеризующийся целостностью, спецификой и автономностью.
Преподавание ведется на основе учебников для 10-11 классов Литвинова В.Г., Киселева С.В. "Обучение навыкам работы на клавиатуре ПК"; Киселева С.В., Киселева И.Л. "Современные офисные технологии"; Вяловой Л.М. "Основы делопроизводства", допущенных Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для общеобразовательных учреждений общего среднего образования. 2-е издание, стереотипное. - М.: Академия, 2004
Содержание программы10 класс (36 ч)
Введение (1 ч.)
Основные теоретические сведения. Цель, задачи и содержание обучения школьников в образовательной области "Технология".
Требования, предъявляемые к подготовке молодежи в условиях рыночной экономики.Роль специальных знаний, умений в профессиональном самоопределении учащихся и выборе сферы профессиональной деятельности выпускников общеобразовательных учебных заведений.
Практическая работа.
1. Проведение вводного инструктажа по безопасности труда (пожарная безопасность правила внутреннего распорядка и личной гигиены) и инструктажа на рабочем месте (организация рабочего места, направления НОТ и эргономики по совершенствованию трудовой деятельности, культура производства).
Развитие «офисных технологий» (5 ч)
Историческая справка о возникновении и развитии служб документации.
Секретарские службы в России: столбцовое (приказное) делопроизводство. Коллежское делопроизводство. Исполнительное делопроизводство.
Российские технологии делопроизводства в 21 веке.
Основные теоретические сведения. Из истории создания клавишных печатающих устройств. Клавиатура персонального компьютера и зоны действия пальцев на клавиатуре.
Практические работы.
1. Освоение среднего буквенного ряда клавиатуры. Основная позиция.
2. Освоение верхнего буквенного ряда клавиатуры.
3. Освоение нижнего буквенного ряда клавиатуры.
4. Освоение малой цифровой клавиатуры.
5. Освоение работы с верхним регистром.
Служебно-деловой этикет (3 ч.)
Организация рабочего места руководителя и секретаря. Подготовка и проведение совещаний и переговоров. Ведение деловой беседы. Взаимоотношения секретаря с коллективом. Прием посетителей по личным и служебным вопросам.
Организация и проведение протокольных мероприятий (переговоры, пресс-конференции и интервью).
Понятие об этикете и служебно-деловой этикет.
Правила этикета в отношениях между коллегами. Профессиональная этика. Понятие о профессиональной этике. Современные требования, предъявляемые к деловым и личностным качествам секретаря.
Деловая коммуникация секретаря-референта (5 ч.)
Проведение презентаций. Визитные карточки. Правила пользования автоответчиком, факсом. Правила приема делегаций. Деловые приемы. Фуршет. Стол-фуршет. Коктейльный стол. Бизнес-ланч.
Телефон в работе секретаря. Правила ведения телефонных переговоров. Входящий звонок. Исходящий звонок. Этикет при разговоре по мобильному телефону.
Информационное обеспечение в приемной секретаря.
Технология профессионального самоопределения (6 ч.)
Профессиональное становление личности. Тест для самооценки деловых и личностных качеств. Примерный творческий проект «Мой жизненный план», профессиональная карьера.
Текст как целостная структура (6 ч.)
Письменное изложение мыслей как проявление интеллекта и умение общаться с людьми. Особенности официально-делового стиля. Требования, предъявляемые к текстам документов
Технология имиджирования (7 ч.)
Современный офис как информационная система. Имидж и дизайн офиса. Имидж современного делового человека. Этика современного делового человека. Этика секретарского труда.
Информационные технологии и их развитие (3 ч.)
Понятие об информационной технологии. Классификация информационной технологии. Развитие информационных технологий.
Содержание образования
Элективный курс «Твоя профессиональная карьера» 10 класс
№ п/пОсновные разделы Кол-во часов
1 Вводное занятие 1
2 Развитие «офисных технологий» 5
3 Служебно-деловой этикет 3
4 Деловая коммуникация секретаря-референта 5
5 Технология профессионального самоопределения 6
6 Текст как целостная структура 6
7 Технология имиджирования7
8 Информационные технологии и их развитие 3
36
Элективный курс «Твоя профессиональная карьера»
Календарно=тематическое планирование 10 класс
№ п/пТема занятия. Кол-во часов Дата проведения
1 Вводное занятие. Инструктаж по правилам техники безопасности 1 2 Историческая справка о возникновении и развитии служб документации.
Секретарские службы в России: столбцовое (приказное) делопроизводство.
Коллежское делопроизводство.
Исполнительное делопроизводство.
Российские технологии делопроизводства в 21 веке. 1
1
1
1
1 3 Понятие об этикете и служебно-деловой этикет.
Правила этикета в отношениях между коллегами.
Профессиональная этика. 1
1
1 4 Проведение презентаций.
Визитные карточки.

Правила пользования автоответчиком, факсом.
Правила приема делегаций. 1
2
1
1 5 Профессиональное становление личности. 2 Тест для самооценки деловых и личностных качеств 2 Примерный творческий проект «Мой жизненный план», профессиональная карьера. 2 6 Письменное изложение мыслей как проявление интеллекта и 2 умение общаться с людьми. Особенности официально- делового стиля. 2 Требования, предъявляемые ктекстам документов. 2 7 Современный офис как информационная система. 1 Имидж и дизайн офиса. 2 Имидж современного делового человека. 1 Этика современного делового человека 1 Этика секретарского труда. 2 8 Понятие об информационнойтехнологии. 1 Классификация информационной технологии. 1
Развитие информационныхтехнологий
1 36