Элективный курс по предпрофильной подготовке Твоя будущая профессия


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Шелканово
муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ с.Шелканово _______ Мусагитова Т.И. ______ Султанбаева С.М.
«28» августа 2013г «30» августа 2013г.
Программа
элективного курса по предпрофильной подготовке для 9 класса
«Твоя будущая профессия»
Вид: ориентационный
Автор: Папаева Марина Сергеевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ села Шелканово2013г.
Пояснительная записка.
Цели курса:
Дать полезную информацию о мире профессий, о путях профессионального образования.
Помочь старшекласснику в самореализации как личности, ориентированный на успех, готовой найти своё место во взрослом сообществе, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеющей ставить цели и достигать их, обладающей социально-необходимыми качествами.Задачи курса:
Проведение профессиональной ориентации, профессионального просвещения, чтобы сформировать у учащихся конкретные знания об отдельных направлениях профессии.
Познакомить с требованиями профессии к человеку.
Систематизировать знания учащихся о профессиях.
Новизна курса:
При изучении этого курса учащиеся могут получать информацию о многообразии профессий и о тех требованиях, которые предъявляют их отдельные группы к личности работающего.
Большое место занимают вопросы, задания, тесты, упражнения, призванные помочь учащимся в анализе своих психологических особенностей и профессиональном самоопределении.
Формы контроля:
Выполнение творческих работ (рефераты, рецензия, сочинения…)
Практические работы, итоговые тесты по разделам.
Разработка и составление памяток, рекомендаций по теме: «Человек и профессия»
2. Содержание курса «Твоя будущая профессия»
Ориентационный курс рассчитан на 1 час в неделю (1 полугодие – 17 часов).
Введение. Личностное портфолио старшеклассника. -1 ч.
Человек и профессия. – 8ч.
Развитие личностных качеств. - 5 ч.
Итоговые занятия. Практические работы. – 3 ч.
3. Учебно – тематический план
№п.пНазвание темы Количество часов Форма проведения Образовательный продукт
Всего Лекции Практ.-е занятия Введение (1ч.)
1. Личностное портфолио старшеклассника 1 1 Лекция Конспект,
папка - портфолио
Человек и профессия (8ч.)
2. Определение предпочтительных видов профессиональной деятельности. 1 1 Лекция-практикум Схемы-таблицы
3. Образ профессии. 1 1 Лекция-практикум Таблица, тест
4. Понятие о профессии и специальности. 1 1 Лекция-практикум Конспект, схемы-таблицы
5. В лабиринте дел человеческих. 1 1 Выступления учащихся Рефераты
6. В лабиринте дел человеческих. 1 1 Выступления учащихся Рефераты
7. Карта мира профессий. 1 1 Лекция Конспект
8. Требования профессии к человеку. 1 1 Лекция Конспект
9. Требования профессии к человеку 1 1 Лекция-практикум Рекомендации
Развитие личностных качеств (5ч.)
10. Профессиональный гороскоп.
Свойства и особенности характера. 1 1 Лекция-практикум Таблица 11. Типы темпераментов и работоспособность.
Психологические характеристики. 1 1 Беседа Тест
12. Абсолютная и относительная профессиональная пригодность.
Мобилизация личностных возможностей. 1 1 Лекция-практикум Конспект
13. Психологические предпосылки профессиональной самореализации. Диагностика. 1 1 Тест Анкета
14. Ориентиры профессионального самоопределения. Чтобы не ошибиться в выборе профессии. 1 1 Лекция Конспект
Итоговые занятия (3ч.)
15. Восемь углов ситуации выбора профессии. 1 1 Лекция Конспект
16. Деловые бумаги при поступлении на учёбу, на работу. 1 1 Практическая работа Образцы деловых бумаг
17. Краткий путеводитель профессий рабочих и служащих. 1 1 Практикум Рекомендации
4. Методическая часть.
Учащиеся должны:
Знать:
- классификацию и особенности профессий;
- требования профессии к человеку;
- здоровье человека и профессиональную пригодность;
- отличие понятий «профессия» и «специальность»;
- деловые бумаги при поступлении в ВУЗы, техникумы, на работу;
- права и обязанности рабочего человека.
Уметь:
- эффективно управлять саморазвитием, осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценивание;
- ставить цель и добиваться её реализации;
- составлять портфолио личностного развития;
- конструктивно решать проблемы, управлять конфликтами, эмоциями, временем;
- легко совершенствовать жизненно необходимые прикладные умения;
- самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор.
Результат работы:
Творческие работы учащихся: рефераты, рекомендации, памятки, оказывающие помощь при выборе профессии.
Конспекты учащихся о мире профессии и требования профессии к человеку.
Формы контроля:
Выполнение творческих работ учащимися (рефераты, рецензии, сочинения…)
Практические работы, итоговые тесты по разделам.
Разработка и составление памяток, рекомендаций по теме: «Человек и профессия».
Выступления учащихся с сообщениями.
Приложение.
Темы творческих работ.
Ориентиры профессионального самоопределения.
Типы и особенности профессий: «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – человек», «человек – художественный образ», «человек – природа».Психологические предпосылки профессиональной самореализации.
Литература.
К. Х. Ахияров. Подготовка учащихся к жизни и выбору профессии. Пермь, «Просвещение» 1974г.
Е. А. Климов. Как выбирать профессию. М. «Просвещение». 1984г.
Е. Н. Прощицкая. Практикум по выбору профессии. М. «Просвещение» . 2005г.
А. В. Петровский. Познай себя. М. «Педагогика» 2008г.
Э. Ш. Хамитов. Педагогическая профориентация в школе и в ВУЗе. Уфа. Башкирское книжное издательство. 2008г.