Элективный курс по русскому языку Орфография и пунктуация. 10-11 классы


Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена согласно Программе элективного курса для 10-11 кл. «Русское правописание: орфография и пунктуация» (автор Львова С.И., Москва, «Вентана-Граф», 2008 г., стр. 51).
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение пользоваться ими, но и способность учитывать речевую ситуацию и как можно точнее передавать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ, который основывается на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г.О. Винокур) становится надёжным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, взаимосвязь, существующую между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография — 10 класс, пунктуация — 11 класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а, напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учётом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определённой коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).
Обучение ведется по учебным пособиям:
1) Учебник-практикум для старших классов под ред. Дейкина А.Д. Пахновой Т.М., Москва, «Вербум-М», 2005 г.
2) Розенталь Д.Э. Русский язык. Сборник упражнений для старших классов, Москва, 2005 г.
3) Словари любых изданий.
4) Цыбулько И.П. ЕГЭ. 2013 г. Москва, 2013 г.
Тематическое планирование уроков элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10-11 кл. 2013 - 2014 уч. г.
10 кл.
№ Тема урока Кол-во Дата Корректировка
Особенности письменного общения (2) 1 1 Возникновение и развитие письма. 1 Орфография (32 ч.) 3 Орфография как система правил. 1 4 Разделы русской орфографии. 1 Правописание морфем (18) 5 Принципы единообразного написания. 1 6 Правописание корней. 1 7 Правописание гласных корня. 1 8 Фонетический принцип написания. 1 9 Группы корней с чередованием. 1 10 Правописание приставок на з/с. 1 11 Морфематический принцип написания. 1 12 Приставки при- и пре-. 1 13 Суффиксы имен существительных. 1 14 Суффиксы имен прилагательных. 1 15 Суффиксы глаголов. 1 16 Образование причастий. 1 17 Н и НН в причастиях и прилагательных. 1 18 Окончания слов разных частей речи. 1 19 Правописание согласных на стыке морфем. 1 20 Правописание Ь после шипящих. 1 21 Этимологическая справка. 1 22 Диктант с грамматическим заданием 1 Слитные, дефисные и раздельные написания
(10 ч.) 23 Система правил. 1 24 НЕ с разными частями речи. 1 25 Написание наречий. 1 26 Историческая справка. 1 27 Диктант с грамматическим заданием. 1 28 Производные предлоги. 1 29 Союзы и сочетания слова. 1 30 Написание сложных слова. 1 31 Употребление дефиса. 1 32 Работа со словарями. 1 Написание строчных и прописных букв. 33 Роль смыслового анализа написания. 1 34 Работа со словарями. 1