Рабочая программа по географии 5 класс



Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №21 п. Приречный на 2016-17 учебный год, в соответствии с Примерной программой по географии для 5 – 9 х классов (2011 г.), авторской программы под редакцией Е.М. Домогацких для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово», 2012 год.
Целями изучения географии в основной школе являются:
-формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
-познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;-познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;-понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
-понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
-глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
-выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
-формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• формирование знаний о многообразии современного географического пространства, дающих возможность сформировать географическую картину мира;• дать понятие характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;• дать понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества, с учётом значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;• дать понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, определить зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;• дать глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
• вырабатывание у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формировать у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №21 п. Приречный на 2016-17 учебный год, на изучение курса «География» в 5 классе отведен 1 час в неделю, 33 часа в год. Данная программа рассчитана на 32 часа, в связи с государственным праздником 09.05.2016. Программам будет выполнена за счет сокращения часов, отведенных на раздел «Природа Земли».
Общая характеристика предмета «География»
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.Курсу географии в основной школе предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.
В блоке «География Земли» у обучающихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей.
Основные принципы отбора содержания курсаОсновополагающим принципом стал принцип доступности. Он осуществляет отбор отдельных природных и социально – экономических объектов. Отражает линию научных основ содержания образовательной области «Земля», которая определяет развитие географических понятий, закономерностей, проявляющихся на территории региона. Принцип научности взаимосвязан с краеведческим, дополняет его при формировании знаний об объектах и явлениях, характеристике сфер Земли, а также способствует развитию исследовательской деятельности.
Принцип системности, который исходит из концентрации внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях.Принцип гуманистической направленности. У человека формируется целостный взгляд на окружающую природу и убежденность в необходимости ее охраны, закладывается экологическая составляющая образования.Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредством включения географических знаний и умений в личностный опыт ученика.
Краеведческий принцип помогает ученикам устанавливать связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом основного курса.

Планируемые результаты освоения курса «География».
Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде — среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются:
в формировании и развитии географических знаний:
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
регулятивные УУД
обучающиеся научатся:
организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
оценивать достигнутые результаты;
вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
организовывать свою деятельность в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
обучающиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата;
выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения, давать самооценку своей деятельности;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
познавательные УУД:
обучающиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
использовать общие алгоритмы выполнения практических задач;
применять правила и пользоваться инструкциями, освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умения понимать и использовать географические средства наглядности (карты, планы-схемы и т.д..) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умения находить в различных источниках, в том числе контролируемом пространстве Интернета, информацию, необходимую для решения поставленных проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
обучающиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формирования учебной и обще пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть учебную географическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении практических задач и понимания необходимости их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на выполнение поставленных учебных задач исследовательского характера;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.
коммуникативные УУД
обучающиеся получат возможность научиться:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты
№ Наименование разделов и тем Дидактические единицы образовательного процесса
обучающийся научится обучающийся получит возможность
5 класс
1 Наука география ставить учебную задачу под руководством  учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
уметь выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;
уметь добиваться успехов и результатов в учебных ситуациях
формулировать представление о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком,
- познакомиться с понятиями экогеография, геология, геофизика.
- углубить и развить представление о роли географии в системе наук о природе;
- научиться использовать приёмы составления карт-схем, планов на местности,
-пользоваться приборами и инструментами (барометром, термометром, гигрометром, флюгером) для наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности
- анализировать и осмысливать текст, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать план ответа, использовать схемы, рисунки; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию;
- решать практические задачи
2 Земля и её изображение использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач. -находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными ресурсами, необходимыми для жизни и деятельности населения;
- применять первичные навыки использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем
3 История географических открытий основные географические понятия и термины;
различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
выдающиеся географические открытия и путешествия - находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений,
4 Путешествие по планете Земля определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
. - проводить глазомерную съемку участка местности;
- ориентироваться на местности; определять поясное время;
- читать карты различного содержания;
- овладеть навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- использовать разнообразные географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,
- самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- изучить особенности экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
5 Природа Земли различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Основное содержание учебного предмета «География»Тема 1. Наука география (2 часа)
Содержание темы:География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Учебные понятия: география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.
Персоналии: Эратосфен, Генри Стенли
Основные содержательные линии:
География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством  учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
уметь выделять и акцентировать ключевые мысли в тексте;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;
уметь добиваться успехов и результатов в учебных ситуацияхПрактические работы:
Организация наблюдений за погодой.
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Содержание темы: Земля – планета Солнечной системы. Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.^ Итоговые задания по теме раздела «Земля и ее изображение», тестирование
Основные содержательные линии: плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.Персоналии: Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон, ЭратосфенОсновные содержательные линии:
Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством  учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
определяет степень успешности выполнения своей работы и других учащихся;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;Практические работы:
1.Определение с помощью компаса сторон горизонта
Тема 3. История географических открытий (14 часов) Содержание темы:Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции.Открытие Антарктиды. Итоговый урок по разделу «История географических открытий», тестированиеУчебные понятия: путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.Персоналии: Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.Основные образовательные идеи: Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством  учителя;
организовывать самостоятельный поиск информации для решения задач;
выявлять причинно-следственные связи;
развивать смысловое чтение;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
развивает исследовательские учебные действия;
уметь аргументировать свою позицию;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.Практические работы:
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Тема 4. Путешествие по планете Земля (9часов)Содержание темы:Мировой океан и его части. Характеристика океанов и морей. Движения воды в океане. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли. Контрольная работа по теме» Мировой океан»Учебные понятия: Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.Основные образовательные идеи:
Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
Природа каждого материка уникальна.Метапредметные умения:
планировать свою деятельность под руководством учителя;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов;
выявлять причинно-следственные связи;
уметь назвать существенные признаки объектов и явлений;
владеть исследовательскими учебными действиями;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь брать на себя инициативу в организации совместного действия;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.Практические работы:
Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Тема 5. Природа Земли (2 часа)
Содержание темы:Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. ^ Итоговая контрольная работа по курсу 5 классаПолевой практикум. Экскурсия «Встреча с природой»Учебные понятия: природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.Основные образовательные идеи
Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством  учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
называть существенные признаки объектов и явлений;
определение и изучение явлений в природе на основе субъектного наблюдения;
уметь выделять и акцентировать ключевые мысли, обобщение знаний;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Практические работы: 1.Составить схему и описать «Объекты природы»;2. Сделать фотоотчет и презентации по экскурсииТребования к уровню подготовки:
Обучающиеся научатся: Показывать на географической карте:полюса, экватор;
части Мирового океана; виды движения воды в океане; материки и океаны Земли; географические объекты, предусмотренные программой; маршруты географических исследований и путешествий.
Приводить примеры:
различных видов морей;
различия природы материков.
3. Определять:
стороны горизонта на местности (ориентироваться);
специфику природы материков и океанов по географической карте;
направления по сторонам горизонта с помощью компаса.
4. Описывать географические объекты.
5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.
Географическая номенклатураМатерики: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.Полуострова: Аравийский, Индостан.Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.Проливы: Гибралтарский, Магелланов.Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал. Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы. Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.

Критерии оценивания знаний учащихся по «Географии» 5 класс
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
 
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
 
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.
Календарно-тематическое планирование предмета «География»
№ Дата Название раздела, темы Кол-во часов Основное содержание Основные виды учебной деятельности Виды контроля
Наука география - 2 часа
1. 06.09 1.Что такое география. 1 География как наука. Предмет географии. Работа с учебником, таблицами, схемами. Разноуровневые задания
2. 13.09 2.Методы географических исследований. 1 Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний. Заполнение таблиц по проблеме урока, оценка и самооценка деятельности.
Ведение наблюдение за состоянием погоды Практическая работа №1 «Организация наблюдений за погодой»
Земля и ее изображение 5 часов
3 20.09 1.От плоской Земли к земному шару 1 Земля – планета Солнечной системы. Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности. Работа с различными источниками информации (карта, атлас), разноуровневые задания. 4 27.09 2.Форма, размеры и движения Земли 1 Форма и движение Земли ,особенности ее природы осевое и орбитальное движение Выполнении разноуровневых заданий, заполнение таблицы учебника.
Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения
Презентация с помощью технических средств и информационных технологий.
Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
Применение ИКТ «Фотографии земной поверхности
5 04.10 3.Глобус и карта 1 Глобус – модель земного шара. Географическая карта – чертеж, изображающий земную поверхность. Аэрофотоснимки, космические изображения – фотографии земной поверхности 6 11.10 4.Ориентирование на местности на территории школы 1 Ориентирование и его способы. Компас. Карта. Составление плана выполнения данного задания под руководством учителя
Изучение модели компаса, его применение

Использование географической информации для решения заданий.
Планирование своего речевого поведения. Практическая работа №2 «Определение с помощью компаса сторон горизонта»
7 18.10 5.Итоговые задания по теме раздела «Земля и ее изображение»
1 Повторение и обобщение знаний Раздел «История географических открытий»-14часов
8 25.10 1.По следам путешественников каменного века
1 Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей. Определение цели учебной деятельности и составление плана действий в соответствии с целью урока
Выявление причинно-следственных связей;

Выполнение действий по разработанному плану
Описание природы острова Гренландии. 9 08.11 2.Путешественники древности
1 Геродот –великий путешественник, основоположник географии. 10 15.11 3.Путешествия морских народов 1 Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов.. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции.Открытие Антарктиды. Практическая работа №3 «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов»
11 22.11 4.Первые европейцы на краю Азии 1 Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Изучение с помощью различных источников информации представления о других культурах, религиях, языках
Оценка и самооценка видов деятельности.
Знакомство с фрагментами книги «Книга Марко Поло о разнообразии мира» стала первым описанием территории Китая и других стран Азии.
(Факты и события из курса истории) Текущий
12 29.11 5.Хождение за три моря 1 Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Выполнению различных заданий (заполнение таблиц, контурных карт) Изучение географических объекты с помощью презентации. Текущий
13 06.12 6.Морской путь в Индию 1 Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли Работа с учебником, контурной картой, физической картой полушарий. Текущий
14 13.12 7.Открытие Америки 1 Жизнь деятельность Христофора Колумба. Работа над проблемой: «Чем индейцы отличаются от индийцев?» Текущий
15 20.12 8.Первое кругосветное плавание 1 Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли Работа с репродукцией Старинной гравюры «Магеллан на борту своего корабля» (ИЗО искусство) Текущий
16 27.12 9. Открытие Южного материка 1 Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли Работа в парах, дифференцированные задания.
Текущий
17 17.01 10. Поиски Южной земли продолжаются 1 Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли Самостоятельная работа разработанному самостоятельно плану, аргументация. Оценка и самооценка. Текущий
18 24.01 11. Русские путешественники 1 С. Дежнев, Ф Могеллан, М. Пржевальский. Сообщения обучающихся по теме урока, презентации
Текущий
19 31.01 12. Вокруг света под русским флагом 1 Великие географические открытия. Работа по проблеме: « Исторические события в развитии географии»
Оценки и самооценка деятельности на уроке.
Путешествие русских первопроходцев, с использованием ИКТПрактическая работа №4 «Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
20 07.02 13.Великие путешественники и первооткрыватели. 1 Великие географические открытия. Презентация мини проектов,
их защита. Оценка и самооценка деятельности. Текущий
21 14.02 14.Итоговый урок по разделу «История географических открытий» 1 Основные понятия, географические открытия, даты. Контрольная работа
Раздел «Путешествие по планете Земля»-9ч
22 21.02 1.Мировой океан и его части 1 Мировой океан –огромная единая масса воды 361 млн кв км, которая условно делится на океаны и моря Беседа, практические задания Текущий
23 28.02 2.Значение Мирового океана для природы и человека 1 В океане обнаружено множество видов живых организмов, живущих в толще воды и на дне Беседа, работа с тестовыми заданиями, самостоятельная работа.
Текущий
24 07.03 3 Путешествие по Евразии 1 Природа Евразии разнообразна из-за большой площади материка. Расположена высочайшая вершина мира, крупное и глубокое озеро Рассказ, создание модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме. Текущий
25 14.03 4. Путешествие по Африке 1 Африка – второй по площади материк. Здесь находится сама большая пустыня мира – Сахара. Сравнение объектов по существенным признакам; ответы на вопросы, беседа.
Работа с различными источниками информации. Текущий
26 21.03 5. Путешествие по Северной Америке 1 Северная Америка – третий по величине материк. Берега Северной Америки омывают три океана. Самая большая и полноводная река - Миссисипи Составление плана выполнения учебной задачи и работа по разработанному плануСамостоятельный поиск в различных источниках информацию, обработка ее по критериям и выводы. Текущий
27 04.04 6 Путешествие по Южной Америке 1 Южная Америка – самый влажный материк Земли. Вдоль океана протянулись очень длинные и высокие горы –Анды.. Высокий водопад - АнхельВырабатывание критериев оценки и определение степени успешности выполнения своей работы и работы других.
Пользуется критериями в ходе оценки и самооценки.
Работа с учебником, контурной картой, атласом. Текущий
28 11.04 7. Путешествие по Австралии 1 Австралия –самый маленький и сухой материк планеты. Здесь сохранился уникальный животный мир Развивает смысловое чтение, выстраивает речевые высказывания и составляет текст в устной и письменной формах Практическая работа №5 «Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли».
29 18.04 8. Путешествие по Антарктиде 1 Антарктида оказывает огромное влияние на климат нашей планеты, поэтому ее природу надо беречь. Край вечного холода Самонаблюдение, самоконтроль, оценка и самооценка деятельности . Исследовательские учебные действия. Нахождение и работа с необходимой информацией. Практическая работа №6 «Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка»
30 25.04 9 Обобщение знаний по теме 1 Обобщающее
Раздел «Природа Земли»-2 часа
31 16.05 1.Что такое природа? Природа Ростовской области. 1 Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Разнообразные объекты природы. Ответы на вопросы, заполнение таблиц, схем по проблеме урока. Текущее
32 23.05 2Оболочки Земли 1 Земля состоит из четырех оболочек: литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы Работа в парах с источниками информации,
составление схемы и описание «Объекты природы»; Текущее

Учебно-методическое обеспечение изучения курса «География» в 5 классе.
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*1 Программа курса «География. 5—9 классы» /
авт.-сост. Е.М. Домогацких.2012год.
2 Домогацких ЕМ., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География.
Введение в географию: учебник для 5 класса
общеобразовательных учреждений. М., «Русское слово»2015г.
3 Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя
к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова
«География. Введение в географию. 5 класс».
4 Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М.
Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова
«География. Введение в географию. 5 класс».
5 Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География.
Начальный курс. 5—6 классы.
6 Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты.
География. Начальный курс. 5 класс.
7 Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 кл. М. «Просвещение» 2011г (Стандарты второго поколения)
2. Печатные пособия
1 Таблицы:
Ориентирование на местности,
Календарь наблюдений за погодой,
Основные зональные типы почв земного шара,
План и карта,
Полезные ископаемые и их использование,
Рельеф и геологическое строение Земли;
Портреты «Путешественники»;
Карты: Великие географические открытия,
Климатическая,
Природные зоны,
Почвенная,
Физическая полушарий;
Набор учебных топографических карт
(учебные топокарты масштабов 1:10 000, 1:25 000, 1:50 000, 1:100000);
3. Технические средства обучения
1 Компьютер
2 Проектор
3 Экран
Контрольно-измерительные материалы
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС
1 вариант
______________________________________________________________________
1. Основоположником физической географии является:
а. Аристотель
б. Страбонв. Геродот
г. Птолемей
2. В своей книге «Хождение за три моря» Афанасий Никитин описывал природу и население:
А. Китая
Б. Индии
3. Египта
Г. Сибири
3. Какой период в истории человечества называют эпохой Великих географических открытий?
А. 10-11 века
Б. 14-15 века
В. 15-16 века
Г. 19-20 века
4. Первое кругосветное путешествие удалось совершить экспедиции
А. Х Колумба
Б. Ф. Магеллана
В. Васко да Гамы
Г. А. Веспуччи5. Джеймс Кук внес большой вклад в исследование берегов:
А. Африки
Б. Северной Африки
В. Южной Америки
Г. Австралии и Океании
6. Первое русское кругосветное путешествие совершила экспедиция
А. Беринга и ЧириковаБ. Попова и Дежнева
В. Крузенштерна и Ю. Лисянского
Г. Беллинсгаузена и Лазарева
7. Кто первым достиг Южного Полюса
А. Ф.НансенБ. Р.АмундсенВ. Р. ПириГ. В. Баренц
8. Расположите в хронологическом порядке знаменитые путешествия
А. Ф. Магеллана Б. М. Поло В. А.Никитина9. Распределите условные знаки по группам:

Линейные Площадные Точечные
А. Населенные пункты
Б. Железные дороги
В. Болота
Г. Реки
Д. Озера пресные
Е. Медные руды
10. На картах и глобусах используют систему
А. Относительных высот
Б. Абсолютных высот
11. Чтобы отличить холм от впадины используют:
А. Изобаты
Б. Горизонтали
В. Азимут
Г. Бергштрихи12. Линии, соединяющие точки с одинаковыми глубинами:
А.ИзотермыБ.ГоризонталиВ.ИзобатыГ.ИзогиетыД.Изобары13. Какие инструменты можно использовать для измерения извилистых расстояний по карте?
А. Транспортир
Б. Курвиметр
В. Линейку
Г. Циркуль-измеритель
14. Зеленый цвет на физической карте показывает:
А. Леса
Б. Поля
В. Пастбища
Г. Низменности (высоту рельефа от 0-200 м над уровнем моря)
15. Переведите масштаб из численного в именованный :Численный Именованный
1: 25 000 1: 10 000 000 1: 130 000 000 16. По топографической карте на с. 3 атласа определите расстояние от точки А до точки Д
Решение________________________________________________________________
Ответ___________________________________________________________________
17. По плану местности на с. 3 атласа определите превышение высот (разницу высот) на территории большого фруктового сада
Решение________________________________________________________________
Ответ___________________________________________________________________
18. Определите по карте расстояние от Москвы до Челябинска по физической карте России
(с.10-11 атлас)
Решение:______________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________________________
19. По физической карте России определите наивысшие точки рельефа (не менее трех), запишите их название и высоту
1._______________________________
2._______________________________
3._______________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС
2 вариант
______________________________________________________________________
1. Автором страноведческого географического описания в 17 томах является
а. Аристотель
б. Страбонв. Геродот
г. Птолемей
2.Книга Марко Поло содержит описания природы и населения стран частей света:
А. Азии
Б. Европы
В. Африки
Г. Америки
3. В поисках морского пути в Индию наиболее активное участие приняли мореплаватели:
А. Великобритании и России
Б. Франции и Италии
В. Испании и Португалии
Г. Голландии и Дании
4. Какой мореплаватель считается первооткрывателем Америки?
А. Х Колумб
Б. Ф. Магеллан
В. Васко да Гама
Г. А. Веспуччи5. Важным результатом кругосветного путешествия Ф.Дрейка стало:
А. исследование берегов Австралии и Океании
Б. исследование западных берегов Америки
В. Открытие пролива, соединяющего Тихий и Атлантический океаны
Г. Открытие пролива между Азией и Америкой
6. Кто открыл материк Антарктида?
А .Р. Скотт и Р.ПириБ. Д.Кук и Х.КолумбВ. И. Крузенштерн и Ю. Лисянского
Г. Ф.Беллинсгаузен и М. Лазарев
7. Достигнуть Северного полюса удалось
А. Р.ПириБ. Р.СкоттуВ. Ж.И.КустоГ. Ф.Нансену8. Расположите в хронологическом порядке географические открытия:
А. Австралии Б. Антарктиды В. Америки
9. Распределите условные знаки по группам:

Линейные Площадные Точечные
А. Каменный уголь
Б. Границы государств
В. Пески
Г. Линии электропередач
Д. Озера соленые
Е. Отметки высот
10. Для измерения высоты холма от подножия до вершины используют систему
А. Относительных высот
Б. Абсолютных высот
11. Для изображения неровностей земной поверхности на планах и картах используют:
А. Изобаты
Б. Горизонтали
В. Азимут
Г. Бергштрихи12. Линии, соединяющие точки с одинаковыми глубинами:
А.ИзотермыБ.ГоризонталиВ.ИзобатыГ.ИзогиетыД.Изобары13. Какие инструменты можно использовать для измерения извилистых расстояний по карте?
А. Транспортир
Б. Курвиметр
В. Линейку
Г. Циркуль-измеритель
14. Коричсневый цвет на физической карте показывает:
А. Пустыни
Б. Поля
В. Вырубки леса
Г. Горы ( высоту рельефа от 2000 м над уровнем моря и выше)
15. Переведите масштаб из численного в именованный :Численный Именованный
1: 5 000 1: 25 000 000 1: 120 000 000 16. По топографической карте на с. 3 атласа определите расстояние от точки В до точки Д
Решение________________________________________________________________
Ответ___________________________________________________________________
17. По плану местности на с. 3 атласа определите превышение высот (разницу высот) между колодцами
Решение________________________________________________________________
Ответ___________________________________________________________________
18. Определите по карте расстояние от Москвы до Оренбурга по физической карте России
(с.10-11 атлас)
Решение:______________________________________________________________________
Ответ:_________________________________________________________________________
19. По физической карте мира (с. 8-9) определите точки рельефа выше 5 000 м (не менее трех), запишите их название и высоту
1.________________________________________________
2.________________________________________________
3.________________________________________________