Отчетная конференция о прохождении студентами производственной практики


Из опыта проведения отчетных конференций по итогам практики по профилю специальности
Л. М. Маркелова
Учебная конференция - это организационная форма обучения, которая обеспечивает взаимодействие преподавателя и студентов с максимумом самостоятельности, активности, инициативы последних.
Конференция представляет собой особую форму обучения, направленную на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Она дает широкие возможности студентам для самовыражения, самореализации. Через систему общения и организацию коллективной познавательной деятельности формируются установки личности, шлифуются ее позиции, убеждения, профессиональное мышление.
На протяжении ряда лет я практикую проведение отчетных конференций по итогам практики по профилю специальности. При подготовке и в процессе проведения конференции акцент делается на развитие самостоятельности студентов через самостоятельное добывание новых знаний из разных источников, самостоятельное применение уже имеющихся знаний в новых условиях учебной и практической деятельности.
В процессе прохождения практики, студенты технических специальностей собирают информацию об истории создания и развития предприятий - баз практики, выпускаемой ими продукции, работают на механообрабатывающих станках, выполняют обязанности дублеров мастера, диспетчера, контролера ОТК, конструктора, технолога в ОГК и ОПТ и т.д.
К итоговой конференции студенты готовят слайды презентации о базах практики и видах продукции, пишут сочинение на тему «Что дала мне практика». В ходе конференции студенты делятся своими впечатлениями о ходе практики, о выполненной ими работе в различных структурных подразделениях предприятия, рассказывают о том, какие новые профессиональные навыки они получили, какие проблемы решались ими в ходе практики.
На итоговую конференцию приглашаются студенты III курса, для которых мнения четверокурсников, их наблюдения и предложения по подготовке к практике являются как бы руководством к их дальнейшей учебной деятельности.
Предлагаю разработку отчетной конференции по итогам практики студентов IV курса специальности «Технология машиностроения».

Цели: 1. Подведение итогов практики по профилю специальности
2. Анализ учебно-производственной работы студентов во время практики
3. Выявление лучших студентов по итогам практики
Задачи: 1. Определение подготовленности студентов к решению производственных задач, умения профессионально мыслить, самостоятельно оценивать факты и явления
2. Развитие коммуникативных навыков
3.Формирование ответственности за результаты и качество труда
Оформление аудитории
Аудитория оформлена в виде круглого стола.
Студенты IV курса распределяются по местам прохождения практики, о которых свидетельствуют таблички с их названиями:
ОАО «Рузхиммаш»
АО «Висмут»
ВКМ (площадка ЛАЛ)
УПМ техникума
Участники конференции:
студенты IV курса специальности «Технология машиностроения»
приглашенные: студенты III курса, преподаватели
Оборудование:
Мультимедийный проектор
Слайды презентации
Отчеты студентов о прохождении практики

Ход конференции
I. Вступительное слово преподавателя — руководителя практики
89535146050Студенты IV курса специальности «Технология машиностроения» проходили практику по профилю специальности на трех предприятиях нашего города и в учебно-производственных мастерских техникума.
В процессе прохождения практики ими решались задачи закрепления и углубления знаний, полученных в процессе обучения, приобретения умений и навыков по всем видам профессиональной деятельности, овладения приемами работы на металлообрабатывающем оборудовании.
Сегодня на конференции мы хотели бы услышать мнения студентов об организации практики, о том, какие новые знания и умения они приобрели в ходе практики, кто был их наставником, и как осуществлялось наставничество на предприятии, какие проблемы возникали у них в ходе практики.
Так как сегодня присутствуют студенты III курса, хотелось бы, чтобы четверокурсники ответили на интересующие их вопросы, дали бы какие-то советы по подготовке к практике.
II. Выступление зам. директора по учебно-производственной работе
4156710156845Организация практики на всех этапах направлена на выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с получаемой специальностью и присваиваемой квалификацией.
Перед практикой по профилю специальности студенты прошли практику на получение первичных профессиональных навыков. По окончании практики студенты выдержали квалификационное испытание, по итогам которого студентам была присвоена рабочая профессия и разряд.
Практика по профилю специальности имеет своей целью закрепление, расширение и систематизацию знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, на основе изучения деятельности конкретного предприятия, приобретение практического опыта, развитие профессионального мышления, привитие умений организационной деятельности в условиях трудового коллектива.
При прохождении данного вида практики предусматривается привлечение студентов к участию в выпуске реальной продукции как в УПМ учебного заведения, так и в составе трудовых бригад на предприятии.
Отзывы руководителей практики от предприятия благоприятные. Сегодня хотелось бы услышать мнение самих студентов о том, что дала им практика, а также их предложения по улучшению организации производственной практики.
III. Выступления студентов
(приводятся только некоторые из них)
База практики - ОАО «Рузхиммаш»
1. Информация об истории создания завода и выпускаемой им продукции (с демонстрацией слайдов) - Пьянзина С.
2. Бычков Денис
3728085161925В этом году я проходил практику на ОАО «Рузхиммаш» в ремонтно-механическом цехе №6. Первые два месяца я работал учеником. Конечно, первое время было очень сложно - незнакомый коллектив, отсутствие опыта.
Но со временем, благодаря моему наставнику Макунину Р. - токарю 5 разряда, у меня стало многое получаться.
Я научился самостоятельно затачивать режущий инструмент для каждого вида обработки, устанавливать режимы резанья, пользоваться различными измерительными инструментами. В дальнейшем мне стали доверять изготовление более ответственных деталей. По истечении двух месяцев мне был присвоен второй разряд токаря. За эти два месяца у меня сложились хорошие отношения с коллективом цеха и с его руководством, и я решил продолжить работу в этом цехе и летом. Осенью наша группа проходила практику в различных отделах ОАО «Рузхиммаш», но я решил продолжить работу в цехе №6 токарем. Я считаю, что лучше получить одну профессию и овладеть ей в совершенстве, чем несколько, и не владеть в совершенстве ни одной.
15 сентября на ОАО «Рузхиммаш» проходил конкурс профессионального мастерства в честь праздника «День машиностроителя». Начальник цеха предложил мне участвовать в этом конкурсе. Я его не подвел. Я занял первое место по цеху. В дальнейшем лучшие результаты цехов сравнивались по заводу, в результате чего я занял третье место, и мне был присвоен диплом «Лучшего токаря».
Всего этого я добился благодаря преподавателям техникума, в котором я получил теоретические знания, которые затем усовершенствовал на практике благодаря своему наставнику.
По окончании практики я стал более точно представлять работу завода, все его производство, структуру, о чем раньше я знал лишь понаслышке.
База практики - АО «Висмут»
Информация об истории создания предприятия и выпускаемой им продукции (с демонстрацией слайдов) - Жирова Д.
Шельмаков Д.
2223135125095Я проходил практику на заводе «Висмут». Я пришел на завод впервые, и мне было очень интересно видеть такое разнообразие оборудования, оснастки, инструмента и приспособлений. Огромное количество рабочих кадров общими усилиями направляли свою деятельность на производство различных деталей. Вокруг меня всё работало и ничто не стояло на месте.
Придя учеником, я не имел визуального представления об этом виде производства, а лишь имел неплохую теоретическую подготовку, что и помогло мне в дальнейшем.
Мне дали наставника-человека с высоким производственным стажем и техническим образованием.
Вначале меня поставили на изготовление не ответственных деталей. Позже мне стали доверять многие детали с различными требованиями.
Я получил второй разряд через месяц. Хорошие отношения сложились с коллективом и руководством цеха.
Мне понравилась работа на заводе, и я решил продолжить и развивать свою деятельность в этой сфере, не прерывая учёбы.
На заводе я понял, какую особую роль играет оснастка технологического процесса, как она облегчает выполнение работы, способствует точности изготовления детали, повышает производительность.
И, конечно, без тех знаний, которые я получил в техникуме, мне намного дольше пришлось бы изучать станки, прежде чем сдать на разряд.
Мне очень понравилось то, что я смог заработать своим трудом довольно приличные деньги. Стал в отношении финансов более независим.
База практики - ВКМ (Площадка ЛАЛ)
Информация об истории создания предприятия и выпускаемой им продукции (с демонстрацией слайдов) - Агафонова О.
Маскаева Ю.
Я проходила практику на заводе ОАО «Рузхиммаш» и ВКМ (Площадка ЛАЛ). Первый месяц я проходила практику в инструментальном цехе №8 по профессии шлифовщик. Я работала на плоскошлифовальном станке модели ЗД722, который предназначен для шлифования плоскостей деталей, на нём обрабатывала различные детали, такие как: штампы, матрицы. Присутствовала при заточке режущего инструмента - шлифовального круга. Заточка производится кругом с алмазным напылением. В нашем цехе были ещё круглошлифовальные и внутришлифовальные станки, а также токарные, фрезерные и сверлильные станки с ЧПУ. По окончании практики мне присвоили второй разряд.
Затем я проходила практику в механосборочном цехе №21. Там я работала дублёром диспетчера. Отношение наставников ко мне было хорошим. Они рассказали мне о работе диспетчера, показали участки в цехе и рассказали о работах, выполняемых на них. Работа диспетчера заключается в принятии из других цехов деталей, которых нет или не хватает на складе цеха. А затем пересчитать, оформить накладные и занести это в карты комплектации. Там меня научили оформлять накладные, сводные и дефицит на необходимые детали.
Последний месяц я проходила практику в отделе главного сварщика в бюро сварки. Там меня ознакомили с требованиями ОСТа 26-291-94, провели инструктаж по охране труда, ознакомили с комплектацией, спецификацией и чертежами по сборочным узлам. Ознакомилась с технологическим процессом на сборку и сварку. Научилась работать с программами «Сталкер» и «Компас-График».
Хочу сказать слова благодарности своим наставникам: Даниловой С.Г., Тужилкиной Н.А., Махровой Н.П.
Благодаря этой практике я имею не только общее представление о работе завода, но и о работе цехов и внутренних подразделений.
База практики - Учебно-производственные мастерские техникума
-34290393700В этом году мы проходили практику в наших учебных мастерских, где выполняли работу по заказам ведущих предприятий Мордовии.
В процессе прохождения практики мы освоили работу на станках различного типа: токарный с ЧПУ 16Б16Т1С1, сверлильный 2А135, фрезерный 6М12П. Работая вчетвером, мы делали всевозможную работу, занимая каждый свое рабочее место. Наша бригада усовершенствовала навыки заточки инструмента.
При изготовлении деталей мы использовали различную оснастку: патрон, тиски и. т. д. Нашем наставником был С.Д. Спиридонов. Именно он обучил нас работе на станках, заточке инструмента и многому другому, за что мы ему очень благодарны.
В нашей бригаде работали: Винокуров В., Пронькин А., Ильвудченко Н. и Хрулин А.
На практике мы более подробно ознакомились с устройством станка и оснастки, разбирали, смазывали трехкулачковый самоцентрирующийся патрон.
Это практика научила нас многому, оставив много впечатлений и знаний.
IV. Обмен мнениями и ответы на вопросы приглашенных студентов и преподавателей
Были заданы и обсуждены следующие вопросы:
какое отношение было к студентам со стороны рабочих, мастера, руководства предприятия?
насколько полно в ходе практики вы познакомились с парком станков, и какие из них вы увидели впервые?
какие современные станки имеются на заводе?
какие детали вы изготавливали и с какого раза их принимали контролеры?
какие станки-автоматы вы видели?
с первого ли раза у вас шла программа обработки детали на станках сЧПУ?
2546985334010трудно ли затачивать режущий инструмент (сверла, зенковки...)?
какое участие вы принимали в общественной жизни цеха, завода?
что вас удивило во время прохождения практики?
были ли конфликтные ситуации в ходе практики?
каких знаний и по каким дисциплинам вам не хватало в ходе практики?
есть ли желание по окончании техникума пойти работать на это предприятие?
Мнение студентов III курса.
Благодаря участию в конференции мы познакомились с теми предприятиями, на которых нам предстоит проходить практику. Мы убедились, что все те знания, которые получаем во время учебы, нам необходимы. Понравилось то, что для освоения механообрабатывающего оборудования и получения разряда мы можем выбрать любой станок. Надеемся, что нам так же повезет с наставниками. Будем с нетерпением ждать время выхода на практику и готовиться к ней. Конференция нас убедила в важности и практики на получение разряда, и практики по профилю специальности для нашего профессионального становления.
V. Подведение итогов практики
Заключительное слово преподавателя
Из выступлений студентов ясно, что во время прохождения практики они еще раз убедились в необходимости полученных знаний, почувствовали ответственность за выполненную работу.
II разряд токаря получили 12 студентов, фрезеровщика - 4 студента, сверловщика - 2, шлифовщика - 3, оператора станков с ЧПУ - 4, слесаря-сборщика-2 студента.
Студенты изучили будущую специальность. Ощутили заботу о себе со стороны генерального директора ОАО «Рузхиммаш» Н.В. Бурмистрова. Все время прохождения практики он интересовался успехами и проблемами всех студентов, поддерживал их как материально, так и теплыми словами. Каждый выступающий высказал слова благодарности в адрес наставника, мастера.
Естественно, что закончить конференцию хотелось бы благодарственным письмом в адрес тех людей, которые все это время были рядом, учили и помогали в трудную минуту.
VI. Составление благодарственных писем на предприятия - базы практики
Благодарственное письмо.
Коллектив преподавателей и студентов ГОУ СПО «Рузаевский политехнический техникум» выражает глубокую благодарность Генеральному директору ОАО «Рузхиммаш» Н. В. Бурмистрову за особое внимание, помощь и поддержку во время прохождения практики.
Говорим спасибо руководителям структурных подразделений ОГТ, ОГС, ОГК за помощь в освоении практических навыков и умений в решении производственных задач.
Также мы выражаем особую благодарность нашим наставникам: Мельникову В.А.(цех №3), Капкаевой (цех №14), Макунину Р. (цех №6), Даниловой С.Г, Лисенкову А.(цех №8), Безруковой Н, Ломшину Ю.Л. (цех№1), Барабановой Н.В.(цех №16), Поздышевой Е. (цех №3), Терехину Е. (цех №1), Кулязину В.А. (цех №16), Потапкину А. (цех №15), которые помогали нам освоить азы нашей профессии, помогали работать с документацией, оказали помощь при подготовке и сдаче экзамена на разряд.
Огромное вам всем спасибо!