Рабочая программа Музейное дело


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное общеобразовательное учреждение - Слободская основная общеобразовательная школа
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на ШМО учителей Зам. директора по УВР Директор МОУСЛОБОДСКОЙ ООШ
гуманитарного цикла
руководитель ШМО _______М.В. Зубенко __________И.А. Пескова
_________С.В. Грачёва
Приказ №____ от______2016г.
Протокол № __от______2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»
Для учащихся 6-9 классов
духовно-нравственное направлениеУчитель: Пономарев Олег Вячеславович
2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа «Музейное дело» составлена на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
2.Фундаментального ядра содержания общего образования.
3.Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
4.Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
5. Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
6. Приказа Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений", зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299;
7.письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
8. В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; программы развития и формирования универсальных учебных действий.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические,
материальные, художественные и культурные ценности;
- интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
– ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
– способности к саморазвитию, готовности к обучению через всю жизнь.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся научатся:
– организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников, использовать разные способы взаимодействия учащихся и общие методы работы;
– находить и обрабатывать информацию;
– анализировать объекты, выделять главное;
– работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов,
слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
– использовать разнообразные формы работы с информацией: поиск (включая дополнительные источники), обобщение, выделение главного.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
прогнозировать и оценивать конечный результат;
- описывать конкретные экспонаты и события;
- правильно задавать вопросы респондентам;
- проводить мини-экскурсии.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- ориентироваться в музейной терминологии;
- определять особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;
- составлять план поисково-исследовательского проекта;
- заполнять бланки музейной документации по работе с фондами;
- проектировать простую экспозицию;
- комплектовать материал для выставки;
- составлять текст экскурсии к выставке;
- ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;
- оформлять и хранить краеведческий материал, вести элементарные краеведческие записи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- формировать и оформлять экспозицию семейного (классного) музея;
- готовить и проводить экскурсии по своему семейному (классному) музею.
Содержание программы
6 класс
Вводное занятие (1 час)
Основы музейного дела (15 часов)
Основные термины и понятия музейного дела. История возникновения музейного дела. История возникновения музейного дела в России и за рубежом. Знакомство с музеями России и мира. Музей моей мечты (практическая работа). Музеи Клинского района (экскурсия). Экскурсия в школьный краеведческий музей. Школьный краеведческий музей и его структура. Подготовка доклада и его защита (практическая работа)
Экскурсионная деятельность музея (15 часов)
Что такое экскурсия?, Кто такой экскурсовод?, Правила проведения экскурсий, Ведение экскурсии (практическая работа), Экскурсия в школьный краеведческий музей (практические занятия), составление кроссворда (практическая работа), подготовка проекта и его защита.
Повторение и обобщение (3 часа)
Повторение и обобщение. Подведение итогов работы. Экскурсия по местам боевой славы д. Слобода
7 класс
Вводное занятие (1 час)
Основы музейного дела (4 часа)
История возникновения музейного дела. Социальные функции музея. Типы и профили музеев. Классификация музеев в Российской Федерации. Знакомство с положением о школьном музее (практическая работа) Профили школьных музеев
Фондовая деятельность музея (19 часов)
Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозицией, организацией и содержанием краеведческой работы в школьном музее. Основные направления деятельности школьного музея. Фонды музея. Научная организация фондовой работы. Музейный предмет, экспонат, артефакт. Учет фондов музея. История слободской школы (практическая работа). Интервью с бывшими работниками Слободской школы (практическая работа). Школьные альбомы (практическая работа). Сбор экспонатов, связанных с историей школы, Обработка и систематизация собранных материалов (практическая работа). Задачи учетно – хранительской работы. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Шифровка. Оформление шифра экспонатов.
Выставочная деятельность музея (10 часов)
Понятие выставка. Классификация выставок. Экспозиция. Требования к экспозиции. Экспозиция «Мы гордимся своими выпускниками» (практическая работа)
8 класс
Вводное занятие (1 час)
Основы музейного дела (4 часа)
Музейное дело. Выставки. Принцип работы школьного музея. Типы музеев
Музееведение как научная дисциплина (5 часов)
Музееведение как научная дисциплина. Основные социальные функции музея. Музей П.И. Чайковского. Коллекционирование. Посмотр видеофильмов об известных музеях мира.
Древняя Греция (2 часа)
Храмы и памятники истории Древней Греции (виртуальные экскурсии)
Древний Рим (2 часа)
Общественные и частные собрания Древнего Рима. Памятники истории Древнего Рима (Виртуальные экскурсии)
Музеи и картинные галереи Великобритании, Франции и Германии (6 часов)
Сообщения о музеях и картинных галереях Великобритании, Франции и Германии. Знакомство через сеть Интернет с музеями Великобритании, Франции и Германии.
Музеи и картинные галереи Российской Федерации (4 часа)
Защита проектов об одном из известных музеев России. Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Знакомство через сеть Интернет с частными музеями и музеями, созданными на общественных началах.
Школьный краеведческий музей и его деятельность (7 часов)
Структура школьного музея и его подразделений. Фонды музея. Знакомство с фондами школьного музея. Музейные предметы как основа работы школьного музея. Научная организация фондов музея. Состав и структура музейных фондов. Составление учетной карточки экспоната школьного музея (практическая работа). Музейная экспозиция и ее виды. Составление отчета о выполнении плана работы школьного музея (практическая работа)
Обновление экспозиции школьного музея (3 часа)
Обновление экспозиции школьного музея. Подготовка и проведение итогового мероприятия.
9 класс
Вводное занятие (1 час)
Основы музейного дела (3 часа)
Основные понятия и термины музееведения. Викторина «Музейные термины». Что такое музей.
Музееведение как научная дисциплина (7 часов)
Музееведение как научная дисциплина. Документы, регламентирующие деятельность школьных музеев в России. Обсуждение и доработка устава школьного музея (практическая работа). Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Обзорная экскурсия в школьный музей. Экскурсия в Клинский Краеведческий музей.
История музейного дела (10 часов)
История музейного дела за рубежом. Коллекционирования от античности до конца XVIII в. Знакомство с известными музеями мира через сеть Интернет. История музейного дела в России. Коллекционирование: конец XVII – первая половина XIX в. Известные музеи нашей страны.
Деятельность музея (11 часов)
Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей. Планирование деятельности школьного музея. Фонды музея. Работа с фондами (практическая работа). Знакомство с фондами школьного музея. Составление учетной карточки экспоната (практическая работа). Музейная экспозиция и ее виды. Подготовка тематической экспозиции школьного музея (практическая работа). Поисково – исследовательская и научная деятельность музея. Изучение музейных предметов и коллекций, хранение и охрана фондов. Реставрация. Выставочная деятельность музея.
Подготовка и проведение итогового мероприятия (2 часа)
Календарно – тематическое планирование
№ п.пТема занятия Дата по плану Дата по факту
6 класс
1 Вводное занятие Основы музейного дела (15 часов)
2/1 Основные термины и понятие музейного дела 3/2 История возникновения музейного дела 4/3 История музейного дела за рубежом 5/4 История музейного дела в России 6/5 Знакомство с музеями мира. Европа 7/6 Знакомство с музеями мира. Америка 8/7 Знакомство с музеями мира. Азия 9/8 Знакомство с музеями России 10/9 Практическая работа: Музей моей мечты 11/10 Музеи Клина и Клинского района 12/11 Экскурсия в школьный музей 13/12 Школьный краеведческий музей и его структура 14/13 Герои слободской земли 15/14 Практическая работа: Подготовка доклада, посещение музея 16/15 Практическая работа: Защита доклада Экскурсионная деятельность музея (15 часов)
17/1 Что такое Экскурсия? 18/2 Кто такой экскурсовод? 19/3 Правила ведения экскурсий 20/4 Правила ведения экскурсий 21/5 Практическая работа: Ведение экскурсии 22/6 Практическая работа: Ведение экскурсии 23/7 Практическое занятие: Экскурсия в школьный краеведческий музей (отдел этнография) 24/8 Практическое занятие: Экскурсия в школьный краеведческий музей (отделы коллективизация, образование на слободской земле ) 25/9 Практическое занятие: Экскурсия в школьный краеведческий музей (отделы боевые действия под Слободой, стена памяти) 26/10 Практическая работа: Составление кроссворда 27/11 Оформление исследовательской деятельности (проект) 28/12 Подготовка проекта. Посещение музея 29/13 Подготовка проекта. Посещение музея 30/14 Защита проекта 31/15 Защита проекта Повторение и обобщение (3 часа)
32/1 Повторение и обобщение 33/2 Подведение итогов работы 34/3 Практическое занятие: экскурсия по местам боевой славы д. Слобода 7 класс
1 Вводное занятие. Основы музейного дела (4 часа)
2/1 История возникновения музейного дела. 3/2 Социальные функции музея. Типы и профили музеев. Принципы работы 4/3 Классификация музеев в Российской Федерации 5/4 Знакомство с положением о школьном музее. Профили школьных музеев Фондовая деятельность музея (19 часов)
6/1 Предметность и наглядность в школьном музее 7/2 Знакомство с экспозицией школьного музея 8/3 Знакомство с организацией и содержанием краеведческой работы в школе 9/4 Основные направления деятельности школьного музея 10/5 Фонды музея. Научная организация фондовой работы. 11/6 Понятие фонда музея. Музейный предмет. 12/7 Экспонат, артефакт. Учет фондов музея 13/8 Разработка поиска по теме «История Слободской школы» 14/9 Проведение поиска по теме «Интервью с бывшими работниками Слободской школы» 15/10 Проведение поиска по теме «Школьные альбомы» 16/11 Сбор экспонатов, связанных с историей школы 17/12 Сбор экспонатов, связанных с историей школы 18/13 Обработка и систематизация собранных материалов 19/14 Обработка и систематизация собранных материалов 20/15 Задачи учетно – хранительской работы 21/16 Музейный предмет как источник научных знаний 22/17 Типы и группы музейных предметов 23/18 Шифровка. Оформление шифра экспонатов 24/19 Прием и выдача предметов Выставочная деятельность музея (10 часов)
25/1 Выставочная деятельность музея. Понятие «Выставка» 26/2 Классификация Выставок 27/3 Экспозиция 28/4 Требования к экспозиции 29/5 Сбор материала для экспозиции «Мы гордимся своими выпускниками» 30/6 Сбор материала для экспозиции «Мы гордимся своими выпускниками» 31/7 Подготовка текстового материала к экспозиции 32/8 Оформление экспозиции 33/9 Составление текста экскурсии по созданной экспозиции 34/10 Проведение экскурсии 8 класс
1 Вводное занятие Основы музейного дела (4 часа)
2/1 Музейное дело 3/2 Выставки 4/3 Принцип работы школьного музея 5/4 Типы музеев Музееведение как научная дисциплина (5 часов)
6/1 Музееведение как научная дисциплина 7/2 Основные социальные функции музеев 8/3 Музей П.И. Чайковкого9/4 Коллекционирование 10/5 Просмотр видеофильмов об известных музеях мира Древняя Греция (2 часа)
11/1 Древняя Греция: Храмы 12/2 Древняя Греция: Памятники истории Древний Рим (2 часа)
13/1 Общественные и частные собрания Древнего Рима 14/2 Памятники истории Древнего Рима Музеи и картинные галереи Великобритании, Франции и Германии (6 часов)
15/1 Сообщения о музеях и картинных галереях Великобритании 16/2 Знакомство через сеть Интернет с музеями Великобритании 17/3 Сообщения о музеях и картинных галереях Германии 18/4 Знакомство через сеть Интернет с музеями Германии 19/5 Сообщения о музеях Франции 20/6 Знакомство через сеть Интернет с музеями Франции Музеи и картинные галереи Российской Федерации (4 часа)
21/1 Защита проектов об одном из известных музеев России 22/2 Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации 23/3 Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах 24/4 Знакомство через сеть интернет с частными музеями и музеями, созданными на общественных началах Школьный краеведческий музей и его деятельность (7 часов)
25/1 Структура школьного музея и деятельность его подразделений. 26/2 Фонды музея 27/3 Знакомство с фондами школьного музея 28/4 Музейные предметы как основа работы школьного музея. Научная организация фондов музеев 29/5 Состав и структура музейных фондов. Составление учетной карточки экспоната школьного музея 30/6 Музейная экспозиция и ее виды 31/7 Составление отчета о выполнении плана работы школьного музея Обновление экспозиции школьного музея (3 часа)
32/1 Обновление экспозиции школьного музея Подготовка и проведение итогового мероприятия по тематике музея 33/2 Обновление экспозиции школьного музея Подготовка и проведение итогового мероприятия по тематике музея 34/3 Итоговое мероприятие 9 класс
1 Вводное занятие Основы музейного дела (3 часа)
2/1 Основные понятия и термины музееведение 3/2 Викторина «Музейные термины» 4/3 Что такое музей Музееведение как научная дисциплина (7 часов)
5/1 Музееведение как научная дисциплина 6/2 Документы, регламентирующие деятельность школьных музеев в России 7/3 Обсуждение и доработка устава школьного музея 8/4 Роль музея в жизни человека 9/5 Основные социальные функции музеев 10/6 Обзорная экскурсия в школьный краеведческий музей 11/7 Экскурсия в Клинский краеведческий музей История музейного дела (10 часов)
12/1 История музейного дела за рубежом 13/2 Коллекционирование от античности до конца XVIII в. 14/3 Коллекционирование от античности до конца XVIII в. 15/4 Знакомство с известными музеями мира через сеть интернет 16/5 История музейного дела в России 17/6 Коллекционирование. Конец XVII – первая половина XIX в. 18/7 Коллекционирование. Конец XVII – первая половина XIX в. 19/8 Известные музеи нашей страны 20/9 Известные музеи нашей страны 21/10 Известные музеи нашей страны Деятельность музея (11 часов)
22/1 Музейная сеть и классификация музеев. 23/2 Школьный краеведческий музей 24/3 Планирование деятельности школьного музея 25/4 Фонды музея. Работа с фондами 26/5 Знакомство с фондами школьного музея. Составление учетной карточки экспоната музея 27/6 Музейная экспозиция и ее виды 28/7 Подготовка тематической экспозиции школьного музея 29/8 Поисково – исследовательская и научная деятельность музея 30/9 Изучение музейных предметов и коллекций, хранение и охрана фондов. Реставрация 31/10 Выставочная деятельность музея 32/11 Культурно – образовательная деятельность музея Подготовка и проведение итогового мероприятия (2 часа)
33/1 Подготовка итогового мероприятия 34/2 Итоговое мероприятие