Программа кружка Музейное дело


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ЛИЦЕЙ» ДГО
ПРОГРАММА
КРУЖКА
«МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»

Программа разработана
Соловьевой А. И.
Учителем высшей
квалификационной категории
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее. Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школ. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково–собирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы обучающиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями образовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны. Программа составлена с учетом ФГОСа по внеклассной работе.
Цель программы: - формирование высоконравственной личности;- воспитание патриотизма, гуманизма;- воспитание учащихся на основе диалога культур разных поколений.
Задачи программы :- познавательные: история родной школы ,семьи, малой родины и др. - воспитательные: нравственное, эстетическое, эстетическое правовое воспитание на традициях школы.
- развивающие: включение учащихся в исследовательскую деятельность на материалах местной истории.Принципы построения программы:
1) принцип деятельностного практико-ориентированного подхода, позволяющий максимально реализовать творческий и исследовательский потенциал личности, поддерживать процессы саморазвития, самоорганизации, самоконтроля и в конечном итоге самоактуализации личности;
2) принцип непрерывности: ни один проект, ни одно дело не считается завершенным, пока не исчерпан весь его внутренний ресурс, поэтому возможна неоднократная разработка данной темы с выделением новых проблем;
3) принцип системности и последовательности усвоения новых умений, навыков работы с информацией;
4) принцип педагогической поддержки: создание комфортной среды для проявления и реализации творческогопотенциала учащихся, помощи в решении их индивидуальных проблем;
5) принцип научности: способствует формированию научного мировоззрения через системную исследовательскую работу с документами и музейными предметами, Интернет – сайтам;
6) принцип комплексности: работа над темой требует одновременного применения знаний из многих областей, умение видеть перспективу и возможные практические выходы;
7) принцип сотрудничества: реализуется через постоянное взаимодействие учитель – ученик – родитель – представитель общественности (ветераны, жители района, педагоги школы);8) принцип толерантности.
Предлагаемая программа ориентирована на группу обучающихся с 11 по 17 лет. Она рассчитана на 34 учебных часа: 15 теоретических; 19 практических. Много места отведено экскурсионной, поисковой работе, работе с архивными документами. На занятиях обучающиеся знакомятся с основами музееведения; музейной терминологией, как азбукой музейного дела, проблемой комплектования музейных коллекций, атрибуции предметов, определение наиболее благоприятного режима хранения и т.д. На практических занятиях обучающиеся получат навыки проведения и организации экскурсий по музею, деловые игры, встречи с ветеранами и т.д.
Требования к уровню подготовки
Обучающиеся должны знать:
- историю родной школы;
-основные музейные профессии;
- музейную терминологию.
Обучающиеся должны уметь:
- составлять тексты экскурсий ;- работать с экспозицией музея;
- проводить экскурсии в соответствии с методикой.
-владеть музейной терминологией;
-оформлять документацию.
Методы определения результативности:
Оценка полученных знаний производится после прохождения теоретического блока в виде практических заданий.
1. Самостоятельное заполнение:
книги поступлений;
акта приемки–сдачи;
карточки описания.
2. Составление тематико–экспозиционного плана, монтаж экспозиций и выставок музея, оформление этикетажа и сопроводительного текста экспозиций.
3. Разработка и проведение экскурсий.
4. Изучение коллекций музея.
5. Участие в школьной научно-практической конференции и конференциях другого ранга.
6. В конце обучения обучающиеся защищают свои исследовательские проекты
Учебно-методический комплект:
Литература
Музееведение /Под ред.проф. К.Г. Левыкина и проф. В. Хербста. М.: Высшая школа,1998.
Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий / Под ред. Н.М. Ланковой.М.:Гуман.изд.центр,2001.
Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: о работе школьных общественно-политических музеев: Книга для учителя. М.: Просвещение,1988.
Школьные музеи: Из опыта работы. / Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Калинина. М.: Просвещение,1977. 1 Школьные музеи. Из опыта работы. Сб. М: Просвещение,1977 – 143 с.
Панкратова Т.Н. « Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников»М:Владос, 2002
Экспозиции школьного музея (методические рекомендации М: 1986 г. – 25 с.Фликова О.В. «Конспекты уроков по народной культуре» М: Владос, 2003 год
MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА:
Школа; школьная библиотека
Интернет – ресурсы