Рабочая программа объединения Музейное дело


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Центр детского творчества «Созвездие» муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании методист Директор
методического совета МБОУ ДОД ЦДТ «Созвездие» МБОУ ДОД ЦДТ «Созвездие»
Протокол № _____ _________ Л. Н. Рамазанова __________ А. А. АгиеваОт «___»__________2014 г. «___»__________2014 г. «___»__________2014 г.
Пр. №___ от «___»______2014 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
объединения «Музейное дело»
педагога дополнительного образования
Ситдикова Ришата Валерьевича
Возраст детей: 14-17 лет
Сроки реализации: 2014-2015 учебный год.
Педагог дополнительного образования:
Ситдиков Ришат Валерьевич
МБОУ «СОШ с.Староянзигитово»
МР Краснокамский район РБ
с.Староянзигитово2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ………………………………………………………..3
Учебный план ……………………………………………………………………8
Задачи и ожидаемые результаты ……………………………………………9
Тематический план первого года обучения ………………………………..10
Содержание первого года обучения …………………………………………11
Методическое обеспечение программы…………………………………….13
Литература для педагога ……………………………………………………14
Литература для воспитанников ……………………………………………15
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музей как социокультурное явление позволяет сохранять историческую память, способствует социализации личности. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал. Существование музея позволяет, с одной стороны, наглядно продемонстрировать многие аспекты музейной работы, а с другой стороны, способствует дальнейшему активному развитию музея, позволяет формировать в определенной степени профессиональный актив, объединять юношеский коллектив.
Социальные потрясения вызвали разрушение существующих ценностей, вызвали в обществе глубокий духовный кризис. Заметно снизился интерес к героическим страницам истории, её культурным достижениям и корням. Поэтому возращение забытых традиций, гражданско-патриотическое воспитание стало центральной идеей воспитания учащихся в рамках музейной педагогики.
Создание данной программы продиктовано необходимостью максимально задействовать воспитательные резервы музея для самореализации личности, развития её патриотичных чувств и активной гражданской позиции. Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определённость системы нравственного воспитания.
Программа должна познакомить обучающихся (актив музея, членов кружка) с основами музееведения, поисковой, фондовой, экспозиционной деятельности, с историей и культурой родного края. Основной акцент в данном плане делается на специфику школьного музея, как на ближайший очаг культуры для школьников МБОУ «СОШ с.Староянзигитово», дает возможность держать связь с воспитательной системой школы.
Актуальность программы:
В настоящее время наблюдается падение нравственных ценностей, продолжается процесс разрушения связей между поколениями. В этих условиях возрастает роль школьного музея - центра гражданско-патриотического воспитания учащихся. 
В системе патриотического воспитания юных граждан школьный музей становится образовательным пространством, ресурсом в становлении гражданского самосознания и самоопределения жизненных позиций.
 Педагогическая целесообразность программы основывается на том, что в современных условиях школьный музей  становится центром учебно-воспитательной работы и дополнительного образования, интегрирован в учебный процесс (материалы  музея широко используются на уроках литературы, МХК, экологии, ИЗО, технологии). В условиях, когда становится особенно актуальным семейное воспитание, музей способствует тесным связям с социумом, осуществляя совместные мероприятия с участием родителей и детей.                  
Использование программы деятельности музея позволяет учащимся:
- приобщиться к творческой и научно-исследовательской деятельности по изучению истории своей малой Родины, региона, страны;
- повысить интерес к изучению истории;
4
- включиться в контекст музейно-педагогических проблем;
- создать коллектив единомышленников способных решать проблемы как учебно-воспитательного, так и научно-исследовательского характера;
- развить коммуникативные способности.
Цель: обеспечение условий для формирования мотиваций личности к познанию истории родного края, истории школы, развития творческих и интеллектуальных способностей в различных видах музейной деятельности.
Задачи:
способствовать развитию патриотических чувств личности, чувства сопричастности к судьбе страны, малой родины;
средствами музейной педагогики формировать активную жизненную позицию;
создать условия для самореализации личности, реализации её творческих потенциалов;
способствовать формированию лучших нравственных качеств личности;
воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии;
Отличительные особенности данной программы:
Программа располагает значительными возможностями для развитияпознавательной мотивации творческого потенциала личности ребёнка.
             Она близка к идее свободного образования, по выбору, в котором образовательный путь гармонирует с интересами детей, потребностями и способностями, помогает самовыражению в творческой деятельности, формирует творчески – активную личность, обладающую социально – нравственной позицией, пробуждает интерес к родному краю, его истории, культуре.
            В музее запланирована работа «Школа юного экскурсовода». Это позволит объединить детей, которые имеют возможность не только приобретать знания, но и делятся этими знаниями со сверстниками, самовыразиться в творческой деятельности, активизировать свою жизненную позицию, подготовить и провести экскурсию.
            Еще одной особенностью является практическое занятие на улицах села. Такое восприятие жизни помогает каждому школьнику осознать свою целостность и необходимость для мира.
Основные направления программы:– просветительская;- организационно-массовая;- учебно-воспитательная;- исследовательская.
5
Программа опирается на современные образовательные технологии:
формирование приёмов учебной работы;
учебно-игровой деятельности;
коммуникативно-диалоговой деятельности;
модульной;
проектной деятельности.
Принципы построения программы:
принцип деятельностного практико-ориентированного подхода, позволяющий максимально реализовать творческий и исследовательский потенциал личности, поддерживать процессы саморазвития, самоорганизации, самоконтроля и в конечном итоге самоактуализации личности;
принцип непрерывности: ни один проект, ни одно дело не считается завершенным, пока не исчерпан весь его внутренний ресурс, поэтому возможна неоднократная разработка данной темы с выделением новых проблем;
принцип системности и последовательности усвоения новых умений, навыков работы с информацией;
принцип педагогической поддержки: создание комфортной среды для проявления и реализации творческого потенциала учащихся, помощи в решении их индивидуальных проблем;
принцип научности: способствует формированию научного мировоззрения через системную исследовательскую работу с документами и музейными предметами, Интернет – сайтам;
принцип комплексности: работа над темой требует одновременного применения знаний из многих областей, умение видеть перспективу и возможные практические выходы;
принцип сотрудничества: реализуется через постоянное взаимодействие учитель – ученик – родитель – представитель общественности (ветераны, жители села, района, педагоги школы);принцип самоуправления и самодеятельности: выражается в активной деятельности Совета музея и Актива музея;
принцип толерантности.
Данная программа рассчитана на детей 14-17-летнего возраста.
Программа рассчитана на работу с Активом музея, который состоит из нескольких групп.
Состав группы: группа состоит из 15 человек. Внутри группы происходит распределение обязанностей по интересам:
актив музея,
экскурсоводы,
группа «Поиск»,
летописцы,
оформители,
архивист.
6
Формы работы:
теоретические и практические знания;
самостоятельная работа по первоисточникам, документам, с дополнительной литературой;
походы, экскурсии;
практическая работа;
Съёмка на видеокамеру и цифровой фотоаппарат;
Формы занятий: экскурсии, лекции, конференции, семинары, дискуссии, экспедиции,  игры,  конкурсы, турниры, интегрированные занятия,  викторины, интервью, устные журналы, общешкольная газета «Калейдоскоп», презентации, праздники и т.д.Условия реализации и пути решения идей:
технические средства (фотоаппарат, компьютер, ксерокс, диктофон, видео-, аудио магнитофоны);
активное участие администрации и педагогического коллектива;
помещение и оборудование, обеспечивающие сохранность музейных предметов и условия их показа.
Обучающиеся, активисты школьного музея должны
знать:
особенности работы школьного музея;
систему музейного фонда;
методику сбора материала.
получить навыки:
поисковой работы
самостоятельной работы с литературой, статьями из СМИ, краеведческими источниками.
уметь:
оформить результаты поисковой работы в виде отчета, доклада, картотеки, альбома, папки и т.д.
представить собранный материал в виде экспозиции, выставки.
подготовить и провести экскурсию, беседу, лекцию по созданной экспозиции, теме выставки.
брать и дать интервью по интересующим темам.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- сбор, накопление, оформление материалов и документов для пополнения фондов;
- поисковая работа по всем направлениям деятельности (групповая, индивидуальная);
- ведение инвентарной книги;
- работа по регистрации и сохранности экспонатов;
- экскурсии по экспозициям музея, беседы, лекции;
7
- оформительские работы (индивидуальные и групповые);
- работы в архивах и других музеях района и области (групповые, индивидуальные);
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками вооруженных конфликтов;
- встречи с выпускниками школы;
- участие в районных и областных краеведческих, научно-практических конференциях;
- работа школьного кружка  по краеведению;
- участие в различных областных и районных конкурсах;
- уроки мужества;
- сбор воспоминаний людей разных поколений;
- встречи с местными поэтами и художниками;
- подготовка докладов, выступлений по истории школы;
- создание и обновление экспозиции, стационарные и передвижные выставки, выпуск фотомонтажей и стенных газет,
- создание фото- и видеоматериалов.
8
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»
Год обучения первый
Возраст обучающихся14-17 лет
Количество обучающихся в группе 15
Всего часов обучения по программе112
Теория 47
практика 65
экскурсии 20
9
Задачи первого года обучения:
1. Образовательная задача – ознакомить учащихся с современным состоянием, историческим развитием и перспективными направлениями музейной деятельности;
2. Воспитательная задача – воспитание музейной культуры и расширение знаний о музейной деятельности;
3. Развивающая задача – развитие навыков деятельности по сохранению историко-культурного наследия родного края и стран.
Ожидаемые результаты к окончанию первого года обучения.
- научиться владеть техникой поиска необходимой информации;
- пытаться датировать  найденные экспонаты при отсутствии точной даты происхождения источника;
- понимать, что такое исторический источник;
- уметь осуществлять подбор необходимых материалов;
- уметь разместить материал в хронологическом порядке;
- уметь составлять и проводить простые экскурсии для учащихся.
- уметь провести экскурсию с соблюдением всех необходимых требований, предъявляемых к школьному экскурсоводу;
- уметь правильно оформить полученный материал, в соответствии с существующими стандартами оформления;
10
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА
№ Название темы Всего часов предусмотренных на ее изучение Из них теория практика
1. Вводное занятие 2 2 -
2. Музей в системе социальной коммуникации 11 5 6
3. Практика деятельности музея 11 5 6
4. Музей в образовательном учреждении 10 6 4
5. Музейные источники 11 4 7
6. Экспозиционно-выставочная деятельность 10 2 8
7. Музейные фонды 16 6 10
8. Исследовательская работа музея 7 3 4
9. Просветительская деятельность музея. 9 4 5
10. Основы экскурсионной деятельности 10 4 6
11. Хранение фондов музея 6 2 4
12. Самоуправление в рамках деятельности школьного музея 7 4 3
13 Итоговое занятие 1 - 2
11
СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Наименование темы Темы теоретических занятий Количество часов Темы практических занятий Количество часов
Вводное занятие 1.знакомство с воспитанниками. Ознакомление с программой объединения и планом работы. ИТБ 2 Музей в системе социальной коммуникации 1. Образовательная и воспитательная деятельность как составные части музейной коммуникации
2. Понятие музейной коммуникации 3
 
2 1. Знакомство с музейной документацией.
2. Изучение связей музея. 2
4
Практика деятельности музея. 1. Теория и практика деятельности школьников в музее
2.Основные формы работы музея с посетителями 2
 
3
  1. Изготовление рекламных проспектов о деятельности музея.
2. Экскурсия в музей.
3. Составление отзывов о работе музея. 2
 
2
2
Музей в образовательном учреждении. 1. Классификация музеев
2. Типы и виды музейных учреждений (общественные, ведомственные, школьные, частные, государственные, музеи-заповедники)3
3
 
  1.Посещение музеев различных типов.
2. Деловая игра “Музейные и архитектурные объекты Республики Башкортостан” 2
2
Музейные источники 1.Музейный предмет, экспонат, музейный источник, понятие памятника. 4 1. Работа с вещевым фондом музея.
2.Знакомство с документальным фондом музея.
3. Подготовка презентаций “Памятники родного края” 2
2
 
3
Экспозиционно-выставочная деятельность 1.Изучение основных экспозиций музея (8 экспозиций”2 1. Систематизация фотолетописи музея.
2.Поисковая работа по экспозиции “История школы”
3. Формы выставок и экспозиций. 2
4
 
2
Музейные фонды 1. Понятие фонда музея.
2.Комплектование музейного собрания 3
3 1.Разработка инструкций по учету и хранению музейных ценностей.
2.Изучение, систематизация и описание музейных предметов.
3. Составление актов и этикетажа. 2
  
5
 
3
Исследовательская работа музея. 1.Социологические исследования в музее. 3 1. Анкетирование учащихся школы по изучению вопроса о музейной деятельности.
2. Агитационный “поезд” в классных коллективах 2
2
Просветительская деятельность музея 1. Формы воздействия на посетителя и сотрудничество с ним. 4 1. Составление каталожных карточек.
2.Формирование музейной культуры посетителей. 2
3
Основы экскурсионной деятельности. 1. Методика подготовки и проведения экскурсий.
2. Типы музейных экскурсий. 2
2 1.Изучение методических разработок экскурсий.
2.Проведение экскурсий в музее. 2
 
4
Хранение фондов музея 1. Правила хранения музейных фондов. 2 1. Обработка экспонатов.
2. Сохранение бумажного архива музея. 2
2
Самоуправление в рамках деятельности школьного музея 1. Структура самоуправления в рамках школьного музея.
2.Функциональные обязанности членов музея. 2
2 1.Работа с отделами:
переписки;
экскурсионным;
архивным;
поисковым. 3
Итоговое занятие 1. Презентация «Деятельность музея МБОУ СОШ с.Староянзигитово» 2
13
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
В основу реализации программы кружка  “Музейное дело” положен проектный метод организации учебной деятельности (разработка и создание выставки). Такой метод преподавания позволит школьникам актуализировать теоретические знания, полученные на занятиях. Определив содержание и структуру курса в соответствии с учетом особенностей, интересов и уровня подготовленности учащихся, можно будет реализовать личностно-диагностический подход к обучению, включить учащихся в исследовательскую деятельность и, в конечном счете, помочь им в определении своих интересов внутри изучаемого курса (поисковая, фондовая, экспозиционная, экскурсионная, художественно-оформительская работа).
Методы обучения
Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.
Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного и городских музеев для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
Программа обеспечена наглядным материалом  - музейными предметами основного фонда школьного музея. Они включают в себя значительное количество вещественных, письменных и изобразительных источников, на примере работы с  которыми учащиеся овладевают методикой музейной деятельности.
В организации занятий по истории музеев используются визуальные средства – видеофильмов по истории, искусству, путешествия по музеям мира.
Программа обеспечена методическими видами продукции – это разработки лекций, бесед, практических занятий по музееведению.
Оборудование и оформление школьного музея:
Школьный литературно – краеведческий музей оборудован выставочными витринами, стеллажами, на которых представлены экспонаты.
Материалы размещены на стендах-планшетах, содержание которых выполнены фотографиями с пояснящим текстом. Имеются также стеклянные витрины, где хранятся экспонаты основного фонда. Экспонаты музея делятся на основной (подлинные документы) 209 экспонатов и вспомагательные (фотокопии, макеты) 44 экспоната. В музее хранятся: письма, открытки, фотографии; личные вещи Ф. Гараева, его документы; рукописи Г. Насыри, книги с автобиографиями известных писателей; личные вещи Н. К. Муртазина; албомы; домашняя утварь; макет башкирской избы.
Формы занятий и подведения итогов :
• лекции;• экскурсии;• консультации;• литературные и исторические гостиные;• создание портфолио;• встречи с интересными людьми;• исторические игры, викторины;• проектная и исследовательская деятельность;• использование интернет – технологий;• создание видеопрезентаций;• посещение школьных музеев и музеев города и области;• оформление выставок, обновление экспозиций;• встречи с ветеранами войны.
Формы работы Цели, практическая направленность
Посещение музеев, экскурсии Первичное знакомство, поиск тем для рефератов и сообщений. Составление самостоятельных экскурсий. Ознакомление с основами оформления музейных экспозиций.
Написание рефератов Формирование умения отобрать нужный исторический материал,  грамотно оформить написанную работу.
Оформление выставки Учиться составлять выставочную экспозицию в соответствии с тематикой и правилами оформления выставок и экспозиций
Выступление  с докладами, сообщениями. Овладевать навыками публичных  выступлений, умением формулировать свои мысли и грамотно излагать их перед аудиторией.
Видеозанятия Ознакомление с недоступными памятниками истории и культуры, музеями России и мира.
Работа по индивидуальному плану Посещение библиотек, музеев. Изучение по индивидуальному плану литературы, написание докладов и т.д., подготовка проектов и творческих работ
Индивидуальные консультации Оказание помощи учащимся в подготовке  творческих работ
Интерактивные формы
экскурсий «Погружение» в тематику. Создание эмоционального фона. Стимулирование выбора индивидуальных тем.
 
Создание фото- и художественной выставок Учить умению оформления стендов, переносных выставок в соответствии с выбранной темой. Развивать творческую активность и индивидуальность
Составление плана работы члена кружка на год Оказание помощи – выявление интереса, формулирование конечной цели исследования - реферат, сообщение,   доклад, самостоятельная экскурсия, фотовыставка, создание экспозиции, статьи в школьную газету и т.д. Совместное составление алгоритма исследования.
Создание информационного блока в музее Накопление архивного ,научно- исследовательского материала, накопление аудио- видео и мультимедийных  программ.
 
Проектно- исследовательская деятельность Создание совместного школьно-семейного проекта по составлению полного каталога музеев Калининграда. Работа с родителями. Исследовательская работа в школьном музее.
  14
Литература для педагога
основная
Актуальные вопросы фондовой работы музеев: Научная обработка музейных предметов: сб.науч.тр/ НИИ культуры – М, 1981 год.
Белявский М.Т. Работа в музеях и с историческими памятниками при изучении истории СССР (с древнейших времен до 1917 г.). – М., 1978.
Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе /Под ред. Н. С. Борисова. – М., 1982.
Дик Н.Е., Валишин К.И.Географические экспозиции школьного краеведческого музея: Пособие для учителей. – М., 1979
Голышева Л. Б. Музейная педагогика/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.
Мазный Н.В. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. – М.1997 год.
Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982.
Музееведение. Музеи исторического профиля. — М., 1988
Музейный мир России. — М., 2003;
Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы. Сборник нормативно – правовых и методических материалов. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2004.
Музей и школа: Пособие для учителей /Под общ. ред. Т.А. Кудриной. – М., 1985.
«Народное образование» - Общественно-педагогический журнал, 2001, 2002, 2003 гг.
Разгон А.М. Научное описание музейных предметов.- М. 1984 год
Российская музейная энциклопедия: В 2 т. — М., 2001.
Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников: В 3 т. — М., 1998. Т. 1, 2. 1991-1996; М., 2001. Т. 3. 1997-2000.
Сейненскш А.Е. Родной край: В помощь педагогу-краеведу. – М., 1994.
Сотникова С.И. Музеология. — М., 2004.
Туманов Е.Е.Школьный музей. – М., 2002.Школьные музеи. Из опыта работы /Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Кашина. – М., 1977.
Фролов А.И. Музеи Москвы. — М., 2003.
Школьные музеи. Из опыта работы /Сост. А.Е. Сейненский. – М., 1977.
Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. — М., 2003.
Юренева Т.Ю. Музееведение. — М., 2003.
дополнительная
1. Горбатова, И. И. Первые шаги в мир культуры : дети и музей / И. И. Горбатова // Обсерватория культуры. – 2009. - № 1. – С. 70-77. (чз)
15
2. Детское творчество и музей : собирание, хранение и экспонирование : метод.рекомендации для музейных педагогов, учителей изобразительного искусства и руководителей школьных музеев / сост. М. А. Литвинова, Б. А. Столяров ; науч. ред. Б. А. Столяров ; ФГУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ. – СПб.: ГРМ, 2010. – 32 с. (85.101 Д38 к883338 кх)
3. Петрова, И. В. Программа «Здравствуй, музей!» и нравственно-эстетическое воспитание учащихся / И. В. Петрова // Музейная педагогика в школе. Вып. IV. – СПб., 2005. – С. 159-164. (85.101 М89 к883348 кх)
4. Работа со школьниками в краеведческом музее : Сценарии занятий : учеб. - метод. пособие / под ред. Н. Н. Ланковой. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 224 с., ил. – (Воспитание и дополнительное образование детей). (74.2 Р13 к809851 кх)
5. Музеи образовательных учреждении. Теоретические вопросы создания музеев в образовательных учреждениях
8. Организация краеведческой работы в образовательном учреждении
9. Методика историко-краеведческой работы в школе / Н. С. Борисов, В. В. Дранишников, П. В. Иванов [и др.] ; под ред. Н. С. Борисова. – М. : Просвещение, 1982. – 223 с. (913 М54 к335663 кх)
10. Россинская, С. «Где ж мои родники? Отвечай, родословная!» / С. Россинская // Библиополе. – 2008. - № 8. – С. 23-27.
Литература для воспитанника
Буланый И.Т., Явтушенко И.Г.Музей на общественных началах. – М., 1985.
Бусыгин Е.П.. Зорин Н.В. Методическое руководство по сбору материалов для написания курсовых и дипломных работ по географии сельского расселения и этнографии. — Казань, 1969.
Зенов А.З. Формы и методы работы краеведческого музея //Педагогический информационно-справочный вестник Оренбуржья. – Оренбург, 1995. – № 25.
Изучаем свой край /Сост. В.Н. Патрушев, В.Ф. Сахаров. – Киров, 1979.
Историко-топонимический справочник. Под редакцией А.Ю.Данилова и Н.С. Землянской. Ярославль. МУБиНТ.2006г.
Музееведение. Музеи исторического профиля. — М., 1988
Музейный мир России. — М., 2003;
Некрасов Н.А. Стихотворения. Поэмы. – Уфа, 1981.
Основы экскурсоведения: Учебное пособие /Под ред. Б.В. Емельянова. – М., 1985
Разгон А.М. Научное описание музейных предметов.- М. 1984 год
Решетников Н.И. Школьный музей и краеведческая работа //Вестник детско-юношеского туризма в России. -  1993. – № 5-6.
Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. -  М., 1974.
Российская музейная энциклопедия: В 2 т. — М., 2001
Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.