Рабочая программа по элективному курсу Музейное дело (6-11 классы)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 им. Тикеева Д.С.»
МР Иглинский район РБ
РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО:
заместитель
директора школы по УВР
________Габдуллина А.В.
«___»___________2015г. УТВЕРЖДАЮ: директор
МБОУ СОШ № 4
_________Аетбаев Х.А
«___»_________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО элективному курсу «Музейное дело»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6-11 КЛАССОВ
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель – Морозова Г.Г.
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Конституции РФ, ст. 43;
Конвенции о правах ребенка;
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказа № 1089 от 5 марта 2004 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (в соответствии с изменениями);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06 февраля 2015 года, регистрационный № 35916);
Приказа от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Закона Республики Башкортостан  «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 г. № 696-з;
Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан от 31 декабря 2009 г. № УП-730; Республиканская программа развития образования на 2013-2017 годы от 30.12.2012 г. № 54 (с изменениями от 24.10.2013г. № 473)
Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования (Приказ министерства образования РБ №824 от 06.05.2014г.);
Образовательной программы В.Н. Столетовой, М.П. Калининой «Программа работы школьного кружка "Музейное дело” (М.: Просвещение,2014.)
Учебного плана МБОУ СОШ №4 им. Тикеева Д.С. (приказ № ___ от «__» августа 2015 г.);
Положения о рабочей программе МБОУ СОШ №4 им. Тикеева Д.С. (приказ №275 от «30» декабря 2013 г.)
Планирование составлено на региональном материале исторического краеведения и авторской образовательной программы В.Н. Столетовой, М.П. Калининой. Программа кружка «Музейное дело» соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования по истории (базовый уровень) и примерной программе по истории. Количество часов: Всего 35 час., в неделю – 1час.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа работы школьного кружка «Музейное дело» составлена на региональном материале исторического краеведения и авторской образовательной программы В.Н. Столетовой, М.П. Калининой. Программа кружка «Музейное дело» соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования по истории (базовый уровень) и примерной программе по истории.
Изучение истории на основе регионального компонента в рамках дополнительного образования обучающихся 6- 11-х классов создает условия для формирования устойчивого и познавательного интереса к отечественной истории.
Программа рассчитана на 35 ч., 1 ч. в неделю.
Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала гражданина.  Через краеведческий материал учитель приобщает учеников к прошлому, настоящему и будущему своего края.
Новизна программы состоит в преемственности по отношению к содержанию уроков истории на ступени основного общего образования и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.
Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у обучающихся.
Краеведение - это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются социально- экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края. История родного края рассматривается как часть отечественной истории, а местные события как проявление закономерности исторического процесса. Это означает, что краеведческий материал тесно связывается с курсами школьных программ по региональному компоненту, краеведению и отечественной истории.
Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах  образовании РФ: воспитание гражданственности и любви к Родине: защите национальных, культурных и религиозных традиций, формирование мировоззренческой, экономической и экологической культуры, приоритета общечеловеческих ценностей, толерантности.
            В курсе исторического краеведения в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономическая, политическая и духовная. Через локальные материалы в которых отразилась материальная и духовная деятельность многих поколений жителей края, ученики знакомятся с развитием производительных сил края культурой, военной историей, общественно-политическими движениями, духовной жизнью людей, деятельностью местных органов власти в тот или иной период времени. Без знания живых людей эпохи, их дум, идеалов, нельзя понять историю.
                 Неотъемлемой частью истории региона, его культуры, духовной жизни является религия и история церкви. История религиозных конфессий в Красноярском крае, прошлое храмов восстанавливаются через обращение к различным источникам, памятникам церковной истории и культуры.
Главными объектами изучения является Иглинский район и Республика Башкортостан.
Цели и задачи кружка:
Формирование знаний, умений, навыков работы учащихся с фондами школьного музея;
организация деятельности по сбору краеведческого материала;
развитие самостоятельности и инициативы учащихся, умений анализировать, систематизировать, делать выводы, обобщать собранный материал (навыки исследовательской работы);
воспитание патриотизма, чувства ответственности за наследие прошлого, гордость за свою малую Родину;
5. подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, научно-
практических конференциях;
Программа кружка «Музейное дело» рассчитана на обучающихся 6-11 классов. Краеведческие кружки специфичны по составу участников, так как в краеведческий кружок приходят заниматься талантливые, интересующиеся историей дети, любители путешествий.
С учетом возрастных особенностей детского состава, уровня его развития, целей прихода в кружок была составлена программа.
Время, отведенное на обучение, составляет 35 часов в год, 1 ч. в неделю.
Принципиальным отличием курса от предметов общеобразовательной школы является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается, прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл национальных художественных традиций в разных его проявлениях.
Занятия предполагается проводить в форме лекций, бесед, встреч с краеведами, экскурсий, походов и путешествий, проектно-исследовательской деятельности, олимпиад и конкурсов.
Предусматриваются различные формы самостоятельной работы: подготовка сообщений, рефератов, очерков, рисунков, разработка экскурсий, проектов, исследовательская работа (сбор материалов об исторических событиях, известных людях, знакомство с документами и материалами архивов, краеведческих музеев, изучение памятников истории и культуры села Иглино, Иглинского района, встреча с жителями; поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры; консультации краеведов, сотрудников библиотек, музеев, архивов, работа в Интернете, познавательные игры и т.д.).
Краеведение - это одно из важнейших средств связи обучения с практикой. На занятиях кружка изучается материал исторического, археологического, этнографического, архитектурного характера, а также материал по социально-экономическому, культурному, политическому развитию края в комплексе, не повторяя школьной программы.
Программа сочетает в себе курсы истории, экскурсоведения. Комплексность характеризует всю практическую деятельность кружка, начиная с получения исходных исторических знаний, их расширения и углубления и целостной интерпретации в экскурсиях, разработанных обучающимися кружке, в рефератах и докладах, проектах и исследовательских работах.
Рабочая программа - интегрированная, так как включает сведения из географии, литературы, культурологии, археологии, этнографии, школьного курса истории, МХК, ИЗО.
К концу обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся, получив прочные, глубокие знания по истории своего города, края, смогут подготовить и выступить с сообщениями, докладами на уроках истории, районных, городских и краевых краеведческих конференциях, провести экскурсию по памятным историческим местам своего района, города, а некоторые, возможно, выберут профессию экскурсовода, учителя истории и т.п.

Примерная программа кружка «Музейное дело»
Вводная беседа. Задачи и содержание, значение работы кружка «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов.
Тема 1. Школьный музей. Фонды музея и их значение. Паспорт экспоната. Правила оформления текстов для музейной экспозиции.
Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.
Тема 2. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно-патриотической работы. Школа в годы Великой Отечественной войны. Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. Встречи с участниками войны и ее очевидцами. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость. Использование военно-патриотического материала на уроках.
Практические занятия: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет – ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.
Тема 3. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила роботы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.
Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.
Тема 4. Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.
Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).
Тема 5. Работа музея. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.
Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.
Тема 6. Историческое краеведение. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.
Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.
Тема 7. Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц города.
Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.
Тема 8. Военно-патриотическая работа. Воспитательное значение военно-патриотической работы. Школа в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Ученики школы –герои войны и труда. Пропаганда героических подвигов советских воинов.
Практические занятия: встреча – с ветеранами и тружениками тыла Великой Отечественной войны – выпускниками школы, запись их воспоминаний, сбор материалов для школьного музея, подготовка рефератов, временных выставок.
Тема 9. Записи историко-краеведческих наблюдений. Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.
Практические занятия: фиксирование исторических событий в специальном дневнике; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним.
Тема 10. Организация и проведение исторических экспедиций. Как определять цели и район экспедиции. Как комплектовать группы и распределять обязанности. Как разрабатывать маршрут экспедиции.
Практические занятия: подготовка экспедиции.
Тема 11. Подведение итогов путешествия. Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Аннотация собранных материалов, проверка фактов и дат. Изготовление экспонатов для школьного музея. Организация отчетной выставки.
Тема 12. Изучение истории школы. Основные события в жизни школы. Деятельность пионерской и комсомольской организаций.
Практические занятия: поиск и обработка документов; создание книги «Золотые и серебряные медалисты школы».
Учебно-тематический план
№№ Тема Кол-во часов Практические занятия:
1 Вводная беседа 1 2 Школьный музей. Фонды музея и их значение. 1 3-4 Паспорт экспоната. 2 5-6 Правила оформления текстов для музейной экспозиции 2 7 Военно-патриотическая работа. 1 8 Школа в годы Великой Отечественной войны. 1 9 Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. 1 10-11 Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость. 2 12 Записи историко-краеведческих наблюдений. 1 13 Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. 1 14 Копирование документов. 1 15 Изучение истории школы. 1 16 История образования школьного музея. 1 17-18 Основные события в жизни школы 2 19 Работа музея. 1 20-21 Работа экскурсовода. 2 22-23 Как вести занятия по экспозициям школьного музея 2 24-25-26 Историческое краеведение. 3 27 История края. 1 28 Родной край сегодня, перспективы развития. 1 29 Военно-патриотическая работа. 1 30 Пропаганда героических подвигов советских воинов. 1 31 Записи историко-краеведческих наблюдений. 1 32 Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. 1 33 Изучение истории школы. 1 34 Деятельность пионерской и комсомольской организаций 1 35 Итоговое занятие 1 Календарно-тематическое планирование работы кружка «Музейное дело»
№ Тема Кол-во часов Обязательный минимум содержания образования.
Основные понятия Дата по плану Дата по факту
1 Вводная беседа 1 Задачи и содержание, значение работы кружка «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов 2 Школьный музей. Фонды музея и их значение. 1 Школьный музей. Фонды музея и их значение. 3-4 Паспорт экспоната. 1 Паспорт экспоната. 5-6 Правила оформления текстов для музейной экспозиции 2 Практические занятия: составление тематико-экспозиц. плана. 7 Военно-патриотическая работа. 1 Воспитательное значение военно-патриотической работы. 8 Школа в годы Великой Отечественной войны. 1 Школа в годы Великой Отечественной войны. 9 Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. 1 Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. Встречи с участниками войны и ее очевидцами..10-11 Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость. 2 Практические занятия: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет – ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов. 12 Записи историко-краеведческих наблюдений. 1 Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность. 13 Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. 1 Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. 14 Копирование документов. 1 Правила хранения и использования документов. Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами. 15 Изучение истории школы. 1 Школьный музей как источник изучения родного края 16 История образования школьного музея. 1 История образования школьного музея. Выпускники школы. 17-18 Основные события в жизни школы 2 Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы). 19 Работа музея. 1 Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). 20-21 Работа экскурсовода. 2 22-23 Как вести занятия по экспозициям школьного музея 2 Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок. 24-25-26 Историческое краеведение. 3 Историческое краеведение как наука. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.
Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов. 27 История края. 1 Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. 28 Родной край сегодня, перспективы развития. 1 Происхождение названий улиц города. Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми. 29 Военно-патриотическая работа. 1 Воспитательное значение военно-патриотической работы. Ученики школы – герои войны и труда. 30 Пропаганда героических подвигов советских воинов. 1 Практические занятия: встреча – с ветеранами и тружениками тыла Великой Отечественной войны – выпускниками школы, запись их воспоминаний, сбор материалов для школьного музея. 31 Записи историко-краеведческих наблюдений. 1 Порядок ведения дневника исторических событий 32 Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. 1 Практические занятия: фиксирование исторических событий в специальном дневнике; запись воспоминаний. 33 Изучение истории школы. 1 Основные события в жизни школы. 34 Деятельность пионерской и комсомольской организаций 1 Практические занятия: поиск и обработка документов; создание книги «Золотые и серебряные медалисты школы». 35 Итоговое занятие 1 Учебно-методический комплект:
Литература
Музееведение /Под ред.проф. К.Г. Левыкина и проф. В. Хербста. М.: Высшая школа,2014.
Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий / Под ред. Н.М. Ланковой.М.:Гуман.изд.центр,2015.
Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: о работе школьных общественно-политических музеев: Книга для учителя. М.: Просвещение,2014.
Школьные музеи: Из опыта работы. / Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Калинина. М.: Просвещение,2014.
MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА:
Школа; школьная библиотека
Интернет – ресурсы