Создание условий для выявления и развития одаренных детей


Актуальность
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Поэтому в современном образовании делается акцент на развитие одаренных обучающихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.
Одна из главных задач дополнительного образования – создание условий для выявления и развития одаренных детей. В последнее время понятие «одаренный» заменяется понятием – «ребенок, мотивированный» к той или иной деятельности. Как бы подразумевается, что, если ребенок хочет, то значит, он и сможет успешно овладеть конкретным видом, в нашем случае, искусства. Между тем по убедительному определению Б.М. Теплова «одаренность» подразумевает наличие качественно-своеобразного сочетания способностей, «от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности» [1]. При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят [2]. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.
Изучение сложившегося опыта в исследуемой области показывает, что творческое развитие ребенка процесс глубоко индивидуальный, требующий участия педагога, способного выстроить, как теперь принято говорить, траекторию индивидуального руководства процессом развития. Сегодня, когда едва ли не ведущей целью образования, по мнению большинства родителей, как показывают социологические опросы, является успешность детей в учебе, обеспечивающая в дальнейшем карьерный рост, проблема раннего выявления одаренности становится едва ли не приоритетной.
Но в то же время возникают противоречия:
- поступление ребенка в учреждение дополнительного образования по определенному виду искусства определяется не столько мотивацией ребенка, сколько мотивацией родителей, из чего следует, что не только «мотивированные», т.е. предположительно одаренные дети поступают в объединения УДОД;
- значительное уменьшение количества мальчиков в различных учреждениях дополнительного образования в области искусства (между тем большинство успешных профессиональных художников составляют мужчины);
- целью для многих детей, вернее родителей и учителей, начиная с дошкольного возраста учащихся, стало формирование портфолио, свидетельствующее об успешности, что формализует содержание художественного образования и противоречит серьезному отношению к процессу художественного творчества.
Исходя из названных противоречий, в настоящее время нельзя утверждать, что в учреждения дополнительного образования поступают одаренные дети или хотя бы мотивированные к занятиям конкретным видом искусства. Следовательно, задача выявления одаренности возлагается на педагогов, работающих в учреждениях дополнительного образования.
Цель данной работы – обобщение опыта работы педагогов в выявлении и развитии творчески одаренных детей


Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Проанализировать деятельность педагогического коллектива учреждения в выявлении и развитии творчески одаренных детей.
Разработать требования, предъявляемые к педагогам, работающим с одаренными детьми.

Ожидаемые результаты
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
Повышение уровня и качества овладения детьми задачами образовательной программы и социальными компетенциями.
Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.
Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.
Увеличение числа педагогов, владеющих современными методами работы с одаренными детьми.











Основная часть
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме
одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.
Одаренный ребенок –это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки
для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Работу с детьми с явной, а также с потенциальной одаренностью в сфере
общения и лидерства, художественной деятельности в Доме детского творчестваначата в 2006 году. Результатом работы стала целевая
программа «Одаренные дети», в рамках которой мы предоставили
возможность обучающимся участвовать в фестивалях, конкурсах, выставках
декоративно – прикладного и художественного творчества, интеллектуально
деловых играх и др.
Анализируя свою деятельность по программе «Одаренные дети» мы
столкнулись с проблемами, ранжирование которых, предоставило нам
возможность оценить степень остроты проблем самих талантливых детей на
сегодняшний день:
Проблема педагогических кадров всегда была и будет проблемой
№ 1. В настоящее время серьезно стоит проблема подбора педагогов–
профессионалов для работы с детьми, проявившими в разных формах
одаренность, для работы в области отбора нового содержания образования и
реализации его на практике. А для полноценного психолого – педагогического сопровождения одаренного ребенка нужны еще и опытные психологи.
Проблема отбора нового содержания образования и его
методического обеспечения является системообразующей проблемой, которую по логике вещей можно ставить как проблему № 1, поскольку она охватывает все звенья функционирования и развития Дома детского творчества.
Проблема контингента одаренных детей требует соблюдения
нормативно – правовых и организационных мер. Проблема включает в себя
отработку диагностики одаренности и уровня развития этой одаренности.
Проблема мотивации обучающихся на самообразование и
самореализацию.
Проблема мотивации родителей к разносторонней поддержке и
участию в процессе выявления и развития одаренности детей.

Что же нужно, чтобы наши дети сумели развить свои способности до
уровня одаренности и достойно реализовали себя в жизни?
Во – первых, мыдолжны знать природу способностей и стимулировать их проявление, во –вторых, создать условия для развития познавательных потребностей ребенка,которые являются важным звеном в процессе развития способностей до уровня одаренности.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, поэтому мы
направляем все свои усилия на постепенный поиск одаренных детей.
Выявление одаренных детей начинается с раннего возраста. В СП ГБОУ СОШ №4-Дом детского творчества уже 7 год работает Школа раннего развития «АБВГДейка», в которой начинается выявление одарённых детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти,
логического мышления. В своей работе педагоги используют методики Д.Хаана и Г.Кафа «Карта одаренности», с помощью которой определяют слабые и сильные стороны развития обучающихся, используют тест-вопросник, определяющий одаренность и направленность обучающихся к той или иной области деятельности. По окончании обучения в Школе раннего развития обучающиеся продолжают заниматься по выбранному им направлению в различных объединениях. Здесь педагоги помогают наиболее полно раскрыть способности детей, создавая при этом благоприятные условия для развития личности ребенка.
К педагогу, работающему с одаренными детьми, должны предъявляться
высокие требования. Современный педагог должен иметь четко
сформулированную позитивную я –концепцию, отличаться зрелостью и
эмоциональной стабильностью, высоким уровнем собственного
интеллектуального развития. Кроме высокого профессионализма он должен
обладать способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем
психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными
установками по отношению к людям, особенно к детям. Одна из главных
отличительных черт такого педагога- наличие стремления понимать и
принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и
индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса,
обучать, опираясь на сильные стороны каждого обучающегося.
Обучение одаренного ребенка, его умение самостоятельно усваивать
сложный материал – стартовая площадка, которая позволит педагогу
выполнить свою главную задачу – привить ему вкус к серьезной
исследовательской или творческой работе. И если он не сделает этого, ребенок
может стать всего лишь накопителем знаний, своего рода «базой данных».
Анализ участия воспитанников в различных конкурсах, смотрах,
районных и областных олимпиадах показывает, что в коллективе имеются дети с определенными способностями. Однако возможности и способности
творческих обучающихся не всегда в полной мере удается реализовать в ШРР.
Работа педагогического коллектива Дома детского творчества
позволила более отчетливо увидеть проблему: невозможно только средствами и возможностями урока в школе развивать творческий потенциал личности.
Работа с одаренными и способными обучающимися, их поиск, выявление и
развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности учреждения
дополнительного образования.
Но существует проблема «нераскрытости» детей, которая заключается в
том, что система образовательного процесса в школе не позволяет
«рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в
общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен
соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются.
Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет интеграцию основного и дополнительного образования, целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая
детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не
проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть
серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их
способностей, является одним из главных направлений работы нашего
учреждения.
Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает
разработку и реализацию специальных программ. В эти программы включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.

СП ГБОУ СОШ №4-Дом детского творчества осуществляет образовательную деятельность через организацию специальных занятий, которая включает в себя
следующие формы обучения одаренных детей:
1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах по
индивидуальным образовательным маршрутам
2) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад, соревнований
3) научно-практические конференции и семинары.
Проведение данных мероприятий не является самоцелью, а служит
инструментом диагностики образовательного процесса.
Образовательные программы нового поколения, которые используют
наши педагоги, дают возможность построения в ее рамках для каждого
воспитанника индивидуального маршрута развития. Индивидуальные
образовательные маршруты разрабатываются как для одаренных детей, так и
для детей, имеющих особенности развития и здоровья, для обучающихся в
рамках проектной деятельности, выразивших желание изготовить авторское,
оригинальное изделие.
Индивидуальный образовательный маршрут помогает одаренному
ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий, а
ребенку, имеющему особенности развития и здоровья, почувствовать свою
значимость. Ребятам, работающим в рамках проектной деятельности, позволит
изготовить эксклюзивное изделие повышенной трудности и выйти за границы обучения, проникая в любые образовательные области.
И, наконец, педагоги Дома детского творчества всегда помнят, что -
индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей
осуществляется и со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. В связи с этим, изменяется и позиция педагога: теперь он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.
В ДДТ сформирована система сбора и анализа определения уровня знаний, умений, навыков, развития личностных качеств обучающихся через анкетирование, портфолио, индивидуальные карты.
Это необходимо для выявления, развития и стимулирования творческих достижений воспитанников. Для поддержки сформировавшихся талантливых воспитанников ежегодно проводятся творческие встречи, проблемные конференции, тематические семинары, поддерживающие сформировавшийся потенциал одаренности.

Этапы творческого развития личности одарённых обучающихся на всех
этапах реализации Программы отслеживались по следующим критериям:
наличие природных способностей, восприятие учебного материала, отношение и интерес к занятиям, инициативность и активность ребёнка, творческая направленность личности, наличие принципов и убеждений, общая культура и репродуктивные способности детей.
Одной из позиций оценки качества образования является оценка
индивидуальных достижений обучающихся. Но у всех обучающихся разные
возможности, склонности, потребности, поэтому у каждого творчески
одаренного обучающегося должен быть и индивидуальный образовательный
маршрут, который может меняться в зависимости от динамики возникающих
образовательных программ и в зависимости от развития психических процессов ребенка.
Таким образом, можно отметить, что процесс выявления, развития и
обучения одаренных детей образует единую систему.
Многие воспитанники Дома детского творчества имеют портфолио
достижений за участие и победы в конкурсах, выставках, соревнованиях,
конференциях различного уровня. Задачей педагогического коллектива стала
разработка иных подходов к составлению портфолио, наглядно и доказательно демонстрирующего личностный рост и развитие ребенка в избранной им деятельности.
Педагоги пришли к выводу: во-первых, в учреждении дополнительного
образования целесообразно оформлять портфолио творческих работ и
портфолио отзывов; во-вторых, имеет смысл пополнять уже имеющиеся
школьные портфолио результатами занятий ребенка в учреждении
дополнительного образования детей.
Воспитанники Дома детского творчества достойно представляют
город Чапаевск на областных, всероссийских и международных конкурсах.
Успехи обучающихся Дома детского творчества в областных, всероссийских, международных мероприятиях говорят о положительном опыте работы с творчески одаренными детьми, что подтверждает необходимость продолжения деятельности по данному направлению с целью дальнейшей поддержки талантливых детей.

заключение
Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление. Существует множество подходов к определению одаренности, точек зрения на проблему одаренности. Возникает острая необходимость в особых, научно - обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.
Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует учитывать сложность самой проблемы “одаренный ребенок”. В значительной мере она связана со спецификой детской одаренности. Одаренность конкретного ребенка – в значительной мере условная характеристика. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми, на этом этапе неоценима работа педагога. Необходимо подчеркнуть, что работа педагога с
одаренными детьми это сложный и никогда не прекращающийся процесс.
Учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки,
Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности.
Поведение и деятельность педагогов, работающих с одарёнными и талантливыми детьми, в свою очередь, должны отвечать определённым требованиям: o разработка гибких, индивидуализированных программ; o создание эмоционально безопасной атмосферы в коллективе объединения; o стимулирование развития умственных процессов высшего уровня у детей; o использование различных стратегий обучения и воспитания; o уважение личности и ценностей воспитанника и формирование его положительной самооценки; o поощрение творческих особенностей и воображения воспитанников.
Педагоги системы дополнительного образования должны знать об особенностях работы с одаренными и талантливыми детьми.
Программы для одарённых детей отличаются по содержанию, по процессуальности, по ожидаемому результату, по среде обучения. Разработка таких программ учитывает, что одарённые дети способны быстро схватывать смысл важнейших понятий, положений, принципов; имеют потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и разбираться в них глубже; проявляют способность подмечать глубинные детали, особенности и выдвигать объяснения подмеченному; часто тревожны, в связи со своей непохожестью на других детей.







Список информационных источников
Использованные источники:
Нормативно-правовая база
Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ № 2151 Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный №  22303  от 14 ноября 2011)
Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. – М.: Про-Пресс, 2009.
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.07.2010 № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования»

Основная литература.
1. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982, с. 136.
2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. Спб.: Питер, 2011, с. 147.
3.Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. - Ярославль: Академия развития, 2004.- 304с.

4.Петросян Л. Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // "Дополнительное образование детей".- 2001.- № 24,- с. 37-39.

5. Дополнительное образование», «Опыт работы с одаренными детьми», с. 21; ООО «Витязь-М», 9/2007 г.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015




Їђ Заголовок 515