Презентация к уроку по обучению грамоте(письмо)Заглавная буква Я,я (1 класс)


Технологическая карта открытого урока в1 классе по теме «Звуки [Й*А], [*А]. Письмо заглавной и строчной Я, я»
Учитель: Сопкинова Наталья Алексеевна
Дата проведения:20.11.2013, 3 урок
Цели деятельности: 
формировать в памяти обучающихся зрительно-двигательного образ заглавной буквы Я и также строчной я;
содействовать формированию умения делить слово на слоги,
выделять голосом ударный слог в слове,
выполнять виды соединений букв в слове (верхнее, нижнее);
способствовать развитию внимания, речевых умений, умения анализировать и обобщать.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
научатся: правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями;
при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением;
конструировать письменные буквы из пластилина и на бархатной бумаге ;
писать заглавную букву Я на основе двигательных элементов по  алгоритму;
определять роль буквы я в слове;
анализировать слова, соотносить их со схемами;
анализировать предложение и составлять схемы предложений.
Метапредметные:
Регулятивные:
отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя;
формулировать проблему и цель урока;
проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные:
выполнять моделирование прописных букв;
стремится к расширению своей познавательной сферы,
стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задач
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные:
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, классе и следовать им;
проявлять интерес к новому материалу, на основе конкретных фактов.
Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД Само
анализ
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Поздоровайтесь, подарите хорошее настроение друг другу, тем, как вы научились работать
На уроке колобок, вместо песенок из сказки, предлагает задания
(слайд1)
Кто тут смотрит на меня?
Ну, конечно, буква… (слайд2)

Слайд3– Отгадайте загадки. В каждом слове-отгадке определите первую букву и укажите, какие звуки обозначает эта буква.
 Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
 Может и разбиться,
Может и свалиться.
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.
 Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах! –
Удрала, а хвост в руках.
 Всегда во рту,
А не проглотишь.
(слайд4) Проверим, как запомнили ленту букв?
Основные роли буквы я в слове.
Какие звуки обозначает буква Я в начале и середине слова после гласной?
Назовите вторую роль буквы я в русском языке.
-Для чего необходима заглавная буква?
2.Актуализация(повторение) знаний.
Игра на внимание.
– Если буква я обозначает один звук, вы должны хлопнуть один раз. Если буква я обозначает два звука – [й’], [а], то надо хлопнуть два раза.
[а]:
Вася,
Галя,
Катя,
[й’] [а]:
Яна,
яхта,
ярмарка
Постановка проблемы:
– Кто догадался, какую букву, сегодня, на уроке, будем учиться писать и соединять с другими буквами?
III. Формирование зрительного образа заглавной буквы Я в памяти учащихся. (табличка 4 букв)
– Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы я.
– Чем они похожи? Чем отличаются?
– Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква Я.(слайд5)
Какую цифру увидели в ней?(9) По написанию с какими буквами похожа?(М,Л,)
Работа в паре:
– Выполните конструирование заглавной буквы Я с помощью пластилина.
Вывод: Я, это не только буква, кто догадается, что еще обозначает я (слово)
Ваши знания и здоровье очень значимы для нас всех. Для кого? Узнаем из
Физминутки: Этот пальчик дедушка,
этот пальчик бабушка,
этот пальчик мама,
этот пальчик папа,
этот пальчик я- вот вся моя семья!
- Напишите пальчиком на бархатной бумаге.
- письмо в воздухе;
-письмо в тетради
IV. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.(слайд5)
1. Букву я начинаю писать с нижней линии рабочей строки под счет 1 –закругление справа- налево переходит в прямую линию, пишу до середины не рабочей строки, под счет –и (отдыхаю) подсчет 2-закругляю в левую сторону, возвращаюсь до верхней линии,-и отдыхаю, под счет 3- веду прямую линию с закруглением вправо.

2. Напишите под счет сначала «в воздухе»,а потом под счет в тетради.
Кто пойдет к доске и покажет, как правильно написать букву?

3
Физминутка Большаку дрова рубить
Этому пальчику воду носить
Этому пальчику печь топить,
Этому пальчику тесто месить,
а малышке песни петь, песни петь да плясать родных братцев потешать.
V. Письмо учащимися в тетради.
– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания.
1. Напишите красиво и грамотно заглавную букву Я
2. Упражнение в письме соединений:
Ян – верхнее соединение; ня, Ял – нижнее.
Дополни до слова:
3. Упражнение в письме слов по образцу: Яна, Ялта, няня
– Какие слова надо писать с заглавной буквы?
(слайд6) Работа в паре: (карточки)
– Проанализируйте слова Яна, маяк, яблони (по группам)
– Сколько букв в слове «Яна»? Сколько звуков?
– Какая буква и в каком случае обозначает два звука?
– Сколько слогов в этом слове? Какой слог ударный?
– Проанализируйте виды соединений букв в слове «Яна» и напишите слово по образцу.
Физминутка.
VII. Найди букву. я? (слайд7)
Работа над предложением:
Я посадил яблони.
Выполните анализ предложения .
VIII. (слайд8) Прочитай и подумай в каком предложении говорится о яблоках.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.(слайд9)
– Чему учились на уроке?
– Какое задание вам понравилось больше всего?
-Оцените свою работу –цветами светофора?
На следующем уроке Колобок предлагает Вам совершить путешествие в сказочную страну, для этого нужно хорошо знать и грамотно писать буквы. Большое спасибо Вам за работу!
.
(Я).
(Яблоко – [й’][а].)
(Яйцо – [й’][а].)
(Ящерица– [й’][а].)
(Язык – [й’][а].)
заглавную букву Я,
Отвечают по заданным вопросам
(Звуки[й’], [а].)
(После согласного буква я обозначает звук[а] и мягкость предшествующего согласного.)
Необходима для письма первых слов в предложении и имен собственных.
(Полоска в форме овала; полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны; полоска в форме плавной линии.)
Выполняют упражнения с пальчиками
Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала на бархатной бумаге,«в воздухе», а затем под счет по тетради.
4. Имитация учащимися начертания буквы Я по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).
1пара-Яна
2 пара-маяк
3 пара-яблони
(Один из учащихся выполняет задание на доске.)
Выполняют коллективно
(1 ученик у доски) Регулятивные:
-Организация своего рабочего места.
Коммуникативные:
-Умеют вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное)
Познавательные:
-Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:
-Умение выражать свои мысли полно и точно.
Регулятивные:
-Выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
2.Познавательные:
-понимают заданный вопрос, в соответствии с ним принимают учебную задачу и решают её через определенные действия.
Познавательные: осуществляют поиск нужной информации.
Регулятивные:
осуществляютрешение учебной задачи под руководством учителя через диалог.
Познавательные:
-находят и выбирают способ решения.
-прогнозируют результат написания.
Коммуникативные:
-умение выражать свои мысли полно и точно.
Познавательные:
Умение распознавать учебную задачу.
-Умеют использовать счет при записи и выполнении соединений с разными буквами.

Познавательные:
-умение строить звуковые схемы
Развивает воображение, умственную деятельность
-умение строить схемы предложений
Регулятивные:
-Умеют оценивать свою работу.

Используется презентация урока
4 минуты
1.На данном этапе включены слайды с загадками о букве Я с целью создания положительного настроя и мотивации учебной деятельности.
Данный этап прошел успешно, дети умеют анализировать и сравнивать гласные и согласные буквы и звуки.
7 минут. На втором этапе для повторения пройденного материала использовала словесные, наглядные методы с применением слайдов (презентация). Проверка знаний о двойной роли буквы Я в устной речи шла через фронтальный опрос.
На этом этапе закрепили правило о написании слов в начале предложения
3 минуты.
2 минуты. На данном этапе формулируется тема урока и ставятся цели.
Здоровьесберегающая технология.
Физкультминутка проведена с заданием на осознание собственного Я, как слова, так и частицы своей семьи.
8 минут.
На основном этапе урока – изучение нового материала, мною была использована фронтальная работа.
Даётся понятие о написании буквы Я, и её составных элементах, а также алгоритм записи в тетрадях в соответствии с единым орфографическим
режимом.
7 минут. На этом этапе проводится первичное закрепление умения узнавать прописные и заглавные буквы, соединения их с другими буквами на письме.
По ответам детей, по записям в тетрадях прослеживается результат достижения цели урока.
При повторении материала использовала частично-поисковый метод.
3 минуты.
Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность.
2минуты.
Время отведённое на все этапы урока, было соблюдено.
Все поставленные мною цели урока удалось реализовать: формировались у учащихся новые понятия и алгоритмы,
закреплялось изученное раннее. На этом уроке воспитывалось дружеское отношение друг к другу и определённые качества личности.